Богданова Ольга Борисовна (научный руководитель)
ВГУЭС
Старший преподаватель кафедры информационных технологий и систем, руководитель отделения заочного и вечернего обучения
Условия современной политической обстановки как в России, так и в Мире, могут оказать существенное влияние на многие сферы деятельности человечества. Бывают случаи, когда спад ее стабильности может привести к изменениям в сфере информационных технологий. А в частности, к изменениям в структуре корпоративных информационных систем (ИС), используемых с целью автоматизации деятельности финансовых организаций.
Под нестабильной политической обстановкой подразумевается ниспадающая на протяжении последнего года угроза введения странами Запада экономических санкций против Российской Федерации. Информация в возможном вводе санкций, направленных на скорое отключение Российской Федерации от международной межбанковской системы передачи информационных сообщений SWIFT [1], была распространены такими российскими интернет-изданиями «банки.рф» и «TheVillage», что посеяло панику среди специалистов финансовой области и заставило руководство центрального банка принять меры к внедрению собственной системы передачи сообщений. Такая система аналогично системе SWIFT, могла бы передавать финансовые, распорядительные и прочие документы в виде файлов, оформленных по единому общепринятому стандарту.
Система передачи электронных сообщений (ЭС) представляет собой свод общегосударственных стандартов и требований по оформлению ЭС, которые оговаривают их содержание и структуру [2]: набор тегов, порядок передачи документов, их особенности и характеристики и пр. Сами же ЭС представляют собой текстовые файлы формата xml, содержащие информацию о каком либо документе (или нескольких документах), текст которых состоит из заголовка, основы и хвостовика. В качестве участников системы чаще всего выступают центр обработки сообщений (ЦОС) Банка РФ и кредитные организации, включенные в список пользователей системы. Задача первых – обеспечить прием, дешифровку, проверку и передачу входящих ЭС между кредитными организациями в соответствии с регламентом унифицированных форматов электронных банковских сообщений (УФЭБС). Задача вторых – обеспечить возможность приема и дешифровки входящих сообщений со стороны ЦОС, а также возможности формирования и отправки исходящих сообщений. Опять же, с соблюдением всех требований по их оформлению.
Иными словами, задачей минимум для кредитных организаций России является создание и внедрение дополнения к уже используемой в данный момент ИС (либо создание отдельного приложения для этой цели), которое бы принимало и дешифровало входящие файлы xml со стороны ЦОС, а также формировало исходящие файлы ЭС с их последующей отправкой.
Руководством департамента информационных банковских технологий (ДИБТ) коммерческой организации было принято решение о внедрении программного модуля для автоматизации выполнения данных задач в уже используемую на предприятии автоматизированную банковскую систему (АБС) коммерческой организации [3], предназначенную для автоматизации работы со счетами юридических лиц. Данная система базируется на популярной платформе Oracle 10g и имеет модульную структуру, что дает возможность в дальнейшем расширять и дополнять ее функционал. А значит, процесс создания и внедрения модуля обмена ЭС не потребует масштабной реструктуризации системы и переобучений персонала. Благодаря этим качествам система имеет довольно широкое распространение среди банков России, что дает возможность ускорить и удешевить процесс внедрения нового программного обеспечения (ПО).
Программный модуль был разработан силами компании, которая зарекомендовала себя как надежный партнер в сфере развития информационных технологий. Не менее важным фактором для выбора был также большой опыт работы организации по разработке дополнений к системе коммерческой организации.
По окончанию разработки модуль был передан в отдел сопровождения информационных систем (ОСИСБ) коммерческой организации для дальнейшего внедрения. Внедрение производилось согласно плану-графику, разработанному помощников специалиста ОСИСБ, составленному в виде диаграммы Gant(a), поэтапно описывающей процесс внедрения ПО (рисунок 1).
Рисунок 1 – Диаграмма Gant(a): календарный план-график этапов проекта внедрения
В процессе внедрения участвовали начальник и куратор ОСИСБ, программист отдела программного обеспечения информационных банковских систем (ОПОБТ) и помощник специалиста ОСИСБ [4]. Весь процесс состоит из шести этапов:
а) Подготовка ИС к внедрению модуля;
б) Подготовка персонала;
в) Комплектация ИС поставляемыми программными средствами;
г) Проведение предварительных испытаний;
д) Проведение опытной эксплуатации;
е) Проведение приемочных испытаний.
Рассмотрим каждый этап процесса внедрения.
На этапе подготовки ИС к внедрению модуля руководством был назначен состав должностных лиц из отделов ОПОБТ и ОСИСБ, ответственных за проведение необходимых работ по внедрению ПО. Ответственный персонал осуществил подготовку тестовой версии АБС коммерческой организации к внедрению модуля.
Далее в ходе подготовки персонала назначенными сотрудниками были изучены служебная записка и техническое задание на разработку модуля.
После изучения документов на этапе комплектации ИС поставляемыми программными средствами сотрудниками ОПОБТ и ОСИСБ был проведен ряд работ по интеграции модуля в система. Данная процедура потребовала реорганизации базы данных системы. Реорганизация была проведена согласно схеме информационной архитектуры модулей осуществления обмена ЭС (рисунок 2).
Рисунок 2 – Общая схема информационной архитектуры системы
После отладки работы модуля в тестовой версии ИС, начался этап предварительных испытаний, в ходе которого сотрудниками ОСИСБ было произведено так называемое «дымовое» тестирование, а также силами ОПОБТ осуществлялось исправление обнаруженных ошибок. «Дымовое» тестирование направлено на проверку стабильности работы системы [5].
Практически одновременно с этапом предварительных испытаний начался этап опытной эксплуатации, на котором в отделе ОСИСБ был проведен ряд регрессивных и санитарных тестов по данным дерева функций, составленного отделом разработки (рисунок 3).
Рисунок 3 – Дерево функций модуля «Сообщения формата ED5XX»
Также в ходе проверки корректности работы функционала системы, была составлена карта тестирования (рисунок 4), отражающая хронологию проведения тестов. Карта необходима сотрудникам ОПОБТ для наглядного представления условий, при которых в работе модуля произошла ошибка, что существенно сокращает время на поиск причины ошибки и ее последующее устранение.
Регрессивные тесты проводились с целью проверки ошибок, выявленных при дымовом тестировании. Санитарное тестирование, ход которого отражен в карте, направлено на тестирование корректности работы функций модуля. Как можно видеть из рисунка №4, большинство функций модуля исправно выполняют свою работу. Исключением является функция формирования исходящих сообщений-запросов. Исходя из данных тестирования, было принято решение отправить модуль передачи ЭС вместе с картой тестирования в отдел ОПОБТ для дальнейших доработок.
Рисунок 4 – Карта тестирования функционала модуля
По окончанию процесса тестирования и наладки начнется этап опытных испытаний, в ходе которого модуль будет тестироваться непосредственно пользователями, коими являются сотрудники отдела корреспондентских счетом банка.
В общем, исходя из проделанной работы по внедрению ПО, можно сказать, что модуль обмена электронными сообщениями формата ED5XX имеет широкие перспективы развития. В ходе дальнейших модернизаций и доработок будет расширяться функционал модуля, а также повышаться стабильность его работы и совместимость в другими модулями АБС коммерческой организации. Также в дальнейшем планируется обеспечить возможность приема и обработки электронных сообщений всех типов, представленных в альбоме УФЭБС, что позволит в дальнейшем создать полноценную альтернативу модулям, работающим с системой SWIFT.
Библиографический список
-
Платежная система SWIFT [Электронный ресурс] // Информационный портал «Банковское дело». – 2014. Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/bankovskoe-delo/swift.html;
-
Справочная информация об УФЭБС. [Электронный ресурс] // Центральный Банк РФ. Источник: Официальный сайт Центрального Банка РФ. – 2015. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=Formats;
-
Ва-Банк 10g® [Электронный ресурс] // Ресурс «ABS Online». – 2015. – Режим доступа: http://www.absonline.ru/software/native/vabank/;
-
Должностные инструкции сотрудников банка [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал. – 2015. Режим доступа: http://www.aup.ru/docs/di/;
-
Классификация видов тестирования [Электронный ресурс] // Ресурс «Хабрахабр». – 2015. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/npo-comp/blog/223833/.