Внеклассная работа занимает важное место в структуре школьной жизни. Цели внеклассных мероприятий могут быть самые разные: дать ученикам дополнительную информацию, освежить информацию в памяти, расширить кругозор и т.д. Для многих учащихся, которые не очень успешны в учебе, это бывает единственной возможностью показать себя.
Анализ методических разработок практикующих педагогов (1-7) показывает, что наибольшей популярностью среди школьников пользуются предметные внеклассные мероприятия следующих видов: соревнования, турниры, викторины, олимпиады. Именно на таких мероприятиях присутствует дух соперничества, дающий возможность не только проявить знания и смекалку, но и лидерские качества, умение отстаивать собственное мнение и прислушиваться к мнению другого.
Приведем пример разработанного нами внеклассного мероприятия – турнира по информатике «Experts in informatics».
Для проведения мероприятия потребуется следующее оборудование:
1) Компьютер
2) Мультимедийный проектор
3) Презентация
4) Таблица подсчета баллов
5) Секундомер
6) Наградные материалы.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап
Группа учащихся разбивается на 4 команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды. Команды тянут жребий, определяющий порядок участия в первом конкурсе.
Конкурс «Разминка»
Ведущий: На слайде клетки с числами, обозначающими «стоимость» вопроса от 5 до 15 баллов. Команды по очереди называют клетку, и на слайде высвечивается вопрос. Если команда отвечает верно, то команда получает соответствующий балл. В случае неверного ответа, ход переходит к другой команде. На раздумья командам дается до 30 секунд.
Вопросы по 5 баллов:
- Система, обеспечивающая работу компьютера? (операционная)
- Какой класс компьютерных программ наиболее популярен среди школьников? (игра)
- Человек, взламывающий компьютерные программы (крэкер)
- Указатель местоположения на экране (курсор)
- Проблема, которую необходимо решить (задача)
- Так называют область ввода в диалоговых окнах, а еще оно бывает шахматное и футбольное (Поле)
- Фанат компьютерных игр (геймер)
- Назовите антоним к слову виртуальный (реальный).
Вопросы по 10 баллов:
- Какая величина больше: 1 Мб или 1024 Кб? (они равны)
- Какой объем информации содержится в файле Блокнота, в котором написано слово КОМПЬЮТЕР? (9 байт)
- Как называется устройство, которое считывает информацию с листка бумаги и передает на компьютер ее электронную копию (сканер)
- Как называется основная микросхема компьютера (процессор)
Вопросы по 15 баллов:
- Как называется часть внутренней памяти компьютера, которая содержит программы и данные, использующиеся в данный момент (оперативная память)
- Какое понятие, переводимое с греческого как окружность, имеет отношение к устройству компьютера (периферия)
- На чем записывались первые программы (перфокарты)
- Этот венгро-американский математик еврейского происхождения разработал основные принципы построения и функционирования современных компьютеров (Джон фон Нейман)
Конкурс «Капитаны, напрягитесь!»
Ведущий: Каждый капитан принесет своей команде в этом конкурсе от 5 до 20 очков. Все вы, конечно, играли в игру «Города»?! Я (ведущий) называю вам некоторое исходное слово, а вы (капитаны) по очереди называете слова на последнюю букву предыдущего слова. Конечно же, слова должны иметь отношение к информатике. Это могут быть термины, единицы измерения информации, компоненты компьютера, фамилии ученых и т.д. Побеждает та команда, капитан которой последним назовет слово. Первый выбывший капитан заработает 5 очков, каждый следующий на 5 больше. Порядок участия капитанов определяется по результатам предыдущего конкурса. На раздумье не более 5 секунд. Итак, слово ИНФОРМАТИКА. Начинаем!!!
Конкурс «Узнай пословицу»
Ведущий: Команды, вы видите перед собой таблицу с переделанными на компьютерный лад русскими пословицами. На столах у вас лежат листы бумаги, куда вы запишите номер пословицы и правильный ее вариант. За каждый правильный ответ 1 балл. На конкурс отводится 5 минут. Итак, поехали!
- Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе кто ты (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе кто ты).
- Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь).
- В сонную лощину со своим компьютером не ездят (В Тулу со своим самоваром не ездят).
- Бит байт бережет (Копейка рубль бережет).
- Утопающий за F1 хватается (Утопающий за соломинку хватается).
- Вирусов бояться – в интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).
- Дорога не программа, дорог алгоритм (Дорог не подарок, дорого внимание).
- По компьютеру встречают, по программам провожают (По одежке встречают, по уму провожают).
- Не интернетом единым жив процессорный мир (Не хлебом единым жив человек).
- На то и хакеры в интернете, чтобы Касперский не дремал (На то и щука в реке, чтобы карась не дремал).
Конкурс «Верите ли вы»
Конкурс прост. Я (ведущий) задаю вопрос команде «Верите ли вы, что…», а команда отвечает «да» или «нет». Итак, начали!!!
- Верите ли вы, что информацию на компьютере хранят в виде файлов (да).
- Верите ли вы, что в древности считали в двоичной системе счисления (нет).
- Верите ли вы, что графический способ записи алгоритмов это блок-схемы (да).
- Верите ли вы, что запись 14263 может быть числом пятеричной системы счисления (нет).
- Верите ли вы, что клавиатура это ручной манипулятор (нет).
- Верите ли вы, что самый древний носитель информации, использовавшийся для хранения, это камень (да).
- Верите ли вы, что векторное изображение при масштабировании не теряет качества (да).
- Верите ли вы, что программную или аппаратную ошибку называют баг (да).
- Верите ли вы, что любой нынешний домашний компьютер обладает мощностью больше, чем компьютер, управляющий полетом космического корабля (да).
- Верите ли вы, что в 1962 году из-за дефиса пропущенного в компьютерной программе пришлось взорвать ракету, стартовавшую с мыса Канаверал к Венере (да).
- Верите ли вы, что цифру ноль можно заменять прописной буквой «О» (нет).
- Верите ли вы, что клавиша END на клавиатуре ПК прекращает выполнение любых программ или сеансов оперативной связи (нет).
- Верите ли вы, что язык программирования Паскаль изобрел Блез Паскаль (нет).
- Верите ли вы, что 1 терабайт больше 1 эксабайта (нет).
- Верите ли вы, что улица в Редмонде, где располагается штаб-квартира компании Microsoft, называется Microsoft Way (да).
Рис. 1. Кубок победителей
Верите ли вы, что шестнадцатеричное число Е в десятичной системе счисления записывается как 13 (нет).
Итак, мы закончили с вами турнир. Самое время подвести итоги.
Данное мероприятие проводилось в лицее Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. Команда-победитель получила кубок, изготовленный собственноручно студентами – организаторами турнира (рисунок 1).
Библиографический список
- Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011.
- Зайцева С.Ф., Руденко Е.В. Внеклассное мероприятие по информатике «Самый умный» // URL: http://festival.1september.ru/articles/599357/
- Козлов С.В. Анализ результатов участия учащихся в дне науки по информатике в контексте организации профильного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6373.
- Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980.
- Романова Л.А. Внеклассное мероприятие по информатике «С компом по жизни» URL: http://festival.1september.ru/articles/517100/.