Компетентный специалист обладает знаниями, умениями, навыками, позволяющими ему эффективно действовать в той или иной области. Коммуникативная компетентность – это эффективная активность в коммуникативной сфере, она предполагает способность к вариативности и множественности интерпретаций, к рефлексии, к образному эмоциональному восприятию знаний. Это актуально при подготовки педагогов, для которых освоение этих способностей профессионально важно и необходимо, а слово – это самый главный инструмент воздействия. Овладение этим инструментом одна из главных задач в подготовке к педагогической деятельности. В силу этого, становится очевидной необходимость при планировании и реализации процесса обучения отойти от репродуктивных методов познания, реализовывать принципы компетентностного подхода. В этом отношении невозможно переоценить значимость диалоговых форм обучения.
Роль диалоговых форм возрастает в условиях становления информационного общества, создания глобального информационного пространства, в котором растут возможности коммуникации людей вне зависимости от того, представителями какой национальности они являются и носителями какого языка выступают. «Диалог в обучении направлен на углубление понимания, обмен смыслами, выработку доступного языка общения. Диалог помогает выстраивать субъект-субъектные отношения между педагогом и учащимися, индивидуализирует процесс обучения, содействует формированию «образовательного» типа знания»[1, с.17]. Такой тип знания способствует тому, что знания не просто понимаются и воспроизводятся, они «присваиваются», оказывают влияние на мировоззрение, становится «частью натуры».
В современном обществе, где конфронтации этнических, расовых и национальных групп продолжают существовать, способность к диалогу сверх актуальна, причем «диалог» рассматривается не только как диалог людей, но и в широком контексте как диалог культур.
В связи с этим усиление поликультурной составляющей в подготовке педагога – необходимо для решения задач поликультурного образования школьников. Введенная в содержание подготовки дисциплина «Поликультурное образование» направлена на формирование и развитие следующих общекультурных и профессиональных компетенций и их составляющих (согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование) [2]:
- ОК-1 – способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, толерантности, социальной мобильности;
- ОК-8 – способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
- ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
- ОПК-9 – способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социально-культурной ситуации развития.
Можно утверждать, что многокультурность сегодня выступает важнейшей составляющей профессионализма. Исходя из этого, студенты, получающие педагогическое образование должны уметь работать с представителями различных культур, учитывая в своей работе влияние культуры на эмоциональную и когнитивную сферу человека (ребенка), на особенности поведения в конфликте. Изучение дисциплины помогает углубить и расширить представление о целях и возможностях воспитания детей основанное на современных гуманистических взглядах, ориентированных на общечеловеческие ценности и признание их приоритета в воспитании. Вместе с тем нельзя не отметить, и основную проблему курса, которая состоит в вопросе, возможно ли в полной мере реализовать поликультурное образование лишь в рамках социального обучения, вне реального общения и взаимодействия, вынужденно ограничиваясь лишь моделированием ситуаций, и зачастую не имея возможности организации личных контактов с представителями других культур.
В требованиях к результатам освоения дисциплины «Поликультурное образование» прослеживается тенденция к усложнению. Можно говорить об определенных уровнях подготовленности. Начальный из которых – знакомство с чужой культурой, воспитания терпимости к ней, самый сложный – анализ собственной системы ценностей, расширение понятия идентичности в содержательном плане, расширения личных границ миропонимания.
Содержание курса имеет модульное строение, представляет объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата, которые могут выступать как самостоятельные программы [3, с.83-85].
Модуль 1. Сущность поликультурного образования
Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают философские идеи о целостности культурно-исторического развития человечества, схожести некоторых принципов функционирования культур, присутствия универсальных, «синхронных» элементов сознания. При освоении модуля студенты получают представление о неразрывной связи культурного разнообразия и культурной самобытности. Цель поликультурного образования – дать представление о происходящем в мире диалоге культур и многоуровневой структуре каждой культуры.
Модуль помогает выявить своеобразие подходов к пониманию сущности поликультурного образовании. Исторически первым подходом можно назвать аккультурационный подход, который связан с происходившими эмиграционными процессами и утверждает непротиворечивое отношение между членами различных этнических групп, он связан с подготовкой личности к жизни в этнически гетерогенном окружении. Однако в целом в отечественных исследованиях аккультурационный подход не получил значительного распространения. Более актуален диалоговый подход, суть которого в обогащении русской культуры, выступающей в качестве доминирующей, и сохранении национально-культурного своеобразия других народов, населяющих Россию, в отличие от аккультурационного подхода в диалоговом различные культуры не просто сосуществуют, они взаимодействуют.
Модуль 2 Государственная и региональная политика в области поликультурного образования
Государственная политика отражает необходимость соответствия педагогического знания переходу России к открытому диалогу с миром, ее вхождению в мировое образовательное пространство. В поле изучения модуля попадает концепция национальной образовательной политики РФ, концепция развития поликультурного образования РФ, концепция духовно-нравственного воспитания и развития, региональные программы развития поликультурного образования, содержание деятельности международных культурных и образовательных центров в России и регионе.
Распространение мирового рынка несет вместе с экономической зависимостью распространение чужой культуры, поэтому на первый план выходят проблемы формирование культурного самосознания.
Модуль помогает ориентироваться в общественно-политической жизни, которая определяется этнической, языковой, религиозной и социальной гетерогенностью. Понять возможности использование местного регионального материала с целью реализации задач поликультурного образования детей.
Модуль 3 Межкультурная коммуникация и противоречия.
Освоение модуля развивает способность критически относиться к встречающимся клише, стереотипам, относящимся к людям других культур. Развивает толерантность по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения[4], основанную на понимании различий в культурном облике человека.
Модуль знакомит с психолого-педагогическими основаниями поликультурного подхода в работе с учащимися. Межкультурная коммуникация основана на многообразие мышления и способствует развитию личности благодаря всем тем элементам, которые усваиваются из других культур. При изучении этого модуля формируется представление об особенностях национального мышления, воспитательных традициях, формируются коммуникативные и эмпатические умения, связанные с межкультурной компетенцией. Взаимопонимание культур можно определить как признание ценности не только в сходстве, но и в существующих различиях.
При изучение дисциплины используются следующие образовательные технологии: технологии проблемного обучения, интерактивные технологии, учебные дискуссии. На лекциях сообщаются основные теоретические понятия. На практических занятиях организуется работа в микрогруппах по анализу социально-культурных проектов детерминирующих современное поликультурное образовательное пространство. Проводятся дискуссии, выполняются аналитические задания, анализируются подготовленные в микрогруппах доклады по поликультурной проблематике, обсуждаются текущие социально-политические и социально-культурные события происходящие в мире, стране, регионе.
Обучающиеся готовят презентации и доклады: «Этическое содержание поликультурного образования», «Разнообразие форм воспитания и социализации у разных народов», «Культурологический подход в образовании», «Формы сосуществования этносов», «Ситуации культурного контакта и культурного шока», «Критический подход к глобальному образованию». Пишут эссе: «Толерантность – путь выживания человечества», «Этнические предрассудки и стереотипы».
Закон РФ «Об образовании» наряду с общими положениями о единстве культурного и образовательного пространства России указывает и на необходимость развития школой национальных культур и региональных культурных традиций[5]. Поэтому успешное освоение дисциплины предполагает подготовку проектов различных мероприятий поликультурной направленности в урочной и внеурочной деятельности. Цель проектов – сформировать у школьников необходимые качество межкультурной компетенции [6, с.39-49].
Это опять возвращает нас к умению вести диалог, понимать других, учитывать антропологический и социальный контекст, проявлять гуманизм. Только в этом случае поликультурное образование позволяет создать в учебных заведениях и в обществе в целом благоприятную социально-психологическую среду, условия, гарантирующие свободный выбор индивидом своей идентичности, и успешную социализацию.
Понятно, что заниматься поликультурным воспитанием может только педагог с поликультурным мышлением. Акцент в подготовке таких педагогов должен делается на формирование коммуникативной компетентности, что в полной мере распространяется и на поликультурное общение, в котором диалог или полилог культур – важнейшее требование образовательного и воспитательного процесса.
Библиографический список
- Краснова М.А. Гуманитарные аспекты естественнонаучного образования //Нижегородское образование. 2014. №4.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc
- Курбатова А.С. Поликультурное образование как элемент подготовки педагогических кадров //Нижегородское образование. 2014. №4.
- Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. 240 с.
- Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ: Принят Гос. Думой РФ 21 дек.2012 г. М.: Проспект, 2013. 160 с.
- Бобинов С.В. Приёмы восприятия толерантности // Педагогическая техника. 2008. №5.