Любой банк в своей деятельности ориентируется на работу с клиентами и для наилучшего обслуживания необходимо максимально автоматизировать любой процесс обслуживания, так как это позволяет быстро обрабатывать запросы и выполнять необходимые операции. Практически любые операции, так или иначе, происходят через счета клиента, а именно: переводы, продажа, покупка, и т.д., поэтому данному аспекту банковской деятельности нужно уделять большое внимание.
Для анализа в данной работе выбран процесс открытия дополнительных счетов. Дополнительный счет – это регулирующие счета, которые на сумму своего остатка дополняют остаток на основных счетах. Была выявлена проблема, так как эти счета отрываются часто и их может быть на одном расчетном счету более десятка и отрывать каждый счет, прописывая при этом данные для каждого всю информацию о владельце, является долгим и трудоемким процессом. У среднестатистического сотрудника банка уходит приблизительно одна – две минуты на заполнения данных счета, что в сумме учитывая множество возможных счетов, может занимать от двух – трех чесов лишнего не рабочего времени. Не стоит забывать и про человеческий фактор, при занесении информации (в особенности, если она повторяется) человек может допустить ошибку, к примеру, некоторые счета могут быть открыты несколько раз, а некоторые открываются только один раз к одному основному счету, вследствие чего происходит открытие лишних счетов для клиентов. Поэтому было принято решение модернизировать существующею систему, таким образом, что бы к каждому расчетному, валютному или карточному счету, можно было открыть несколько дополнительных счетов, которые будет содержать в себе, всю ранее заполненную информацию о клиенте.
Актуальность автоматизации состоит в том, что сотрудникам банка, которые выполняют открытие счетов, не придётся дублировать исходные данные по несколько раз. В логику разрабатываемого модуля необходимо, реализовать возможность анализа списка дополнительных счетов, что бы исключить риск ошибочного заполнения, а так же уменьшить трудозатраты сотрудников.
В рамках внедряемого модуля автоматизации открытия дополнительных счетов разработана система, которая будет производить проверку данных клиента на уже открытые счета клиента, и предлагать к открытию только те, которых нет у данного клиента. Так же пришлось уделить большое внимание правилам нумерации счета, так как система не должна допускать ошибок при генерации маски счетов. По правилам нумерации РФ используется маска счета, состоящая из 20-значного номера, при этом номер банковского счёта -это числовой код, в котором заключена информация о свойствах этого счёта[1].
При этом для каждого основного счета карточного, расчетного или текущего открываются разные дополнительные счета. Поэтому в разрабатываемой системе были учтены правила построения дополнительных счетов на основе внутренней политики банка, а так же законодательства РФ, для конкретного основного счета.
На рисунке 1 представлена диаграмма в нотации DFD, которая показывает архитектуру разрабатываемого приложения для открытия дополнительных счетов.
Рисунок 1 – Декомпозиция процесса «Открытие дополнительного счета»
Как можно увидеть из диаграммы в модернизируемом процессе вся необходимая информация при работе со счетами , будет хранится в таблицах разрабатываемой базы данных в соответствии с полями формы. Инфологическая модель базы данных представлена на рисунке 2
Рисунок 2 – Инфологическая база данных
В результате была разработана форма открытия дополнительного счета представленная на рисунке 3.
Рисунок 3 - Форма открытия дополнительного счета
Подведя итоги можно сказать, что автоматизация процесса открытия дополнительных счетов необходима для банка, так как это позволит сократить риски при заполнении карточки счета, а так же существенно уменьшит трудовые ресурсы сотрудников банка.
Библиографический список
- Академик электронная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/799696
- shpargalka.kz [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://shpargalka.kz/informatika/vidyi-informatsionnyih-modeley