БИЗНЕС-МОДЕЛИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ковалюк Вероника Николаевна
Дальневосточный федеральный университет

Аннотация
Статья посвящена влиянию бизнес-моделей на деятельность организации. Обозначены связь и различия между бизнес-моделью, стратегией и миссией компании. Обобщены достоинства применения новых бизнес-моделей компаниями. Выделены элементы качественного исследования бизнес-моделей. Рассмотрена бизнес-модель компании как форма предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: бизнес, бизнес-модель, доход, капитал, миссия компании, предпринимательская деятельность, предпринимательство, стратегия компании


BUSINESS-MODELS IN THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Kovalyuk Veronika Nikolaevna
Far Eastern Federal University

Abstract
The article describes business model influence on organizational activity. The relation and difference between business model and company’s strategy and company mission has been determined. Dignities of using new organizational business models had been generalized. The elements of qualified business models research has been allocated. The organizational business model were examined as a form of entrepreneurship.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ковалюк В.Н. Бизнес-модели в предпринимательской деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/55247 (дата обращения: 15.03.2024).

Стратегия компании состоит в разработке и применении различных приемов и методов участия в конкуренции с другими фирмами и в организации собственного бизнеса, направленных на предоставление товаров и услуг для удовлетворения запросов клиентов и на достижение организационных целей.

С определением стратегии компании связано понятие бизнес-модели. Моделью бизнеса определяется способ получения прибыли от деятельности организации. Бизнес-модель компании имеет связь с экономической составляющей стратегии, со стратегией конкуренции, уровнем доходов, потоками прибыли, со структурой издержек и окупаемостью инвестиций. С точки зрения получения прибыли бизнес-модель компании призвана обеспечить эффективность стратегии [1].

Соответственно, понятие бизнес-модели должно быть отделено от понятия стратегии компании [13, 15, 19].  Касадесус-Масанелл и Рикарт описывают эту разницу следующим образом: «бизнес-модели относятся к логике компании – как она работает, создает и фиксирует ценность для заинтересованных сторон; стратегии призваны создать уникальную и ценную позицию на конкурентном рынке путем использования особого набора действий» [14].

Поэтому понятие бизнес-модели уже, чем понятие стратегии бизнеса. Бизнес-модель, разработанная на основании оценки показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения выбранной стратегии, обеспечивает жизнеспособность компании.

Бизнес-модель связана с миссией компании. В структуру миссии предприятий и организаций входит удовлетворение социально значимых потребностей рынка.

Длительные сроки работы в своей сфере бизнеса и стабильное извлечение прибыли свидетельствует о наличии у компании успешной бизнес-модели, подтверждающей жизнеспособность ее стратегии и оправданность миссии.

Менеджеры производят оценку ситуации в отрасли или сфере деятельности, осуществляют разработку стратегии и несут ответственность за выбор модели бизнеса компании (табл.1) [2].

Таблица 1 Отраслевая бизнес-система, стратегия компании и бизнес-модель О В основе

Основные характеристики Отраслевая бизнес-система Стратегия компании Бизнес-модель
Сущность Применяемая форма деятельности Дальнейшее развитие компании Принцип организации бизнеса
Ориентация Снижение издержек на предприятии Обеспечение конкурентоспособности компании Формирование прибыли компании
Направление анализа Анализ всех стадий процесса формирования продукта (услуги) Внутренняя и внешняя среда организации Тенденции и последующий сценарий развития
Степень уникальности Специфичная для отрасли Уникальная для компании Может быть как типовой для отрасли, так и инновационной

Бизнес-модель рассматривается как система из нескольких элементов. Эти элементы позволяют создать, описать, организовать и использовать бизнес-модели. Анализ, проведенный Шафером, Смитом и Линдером [18], а также Онетти с соавторами [16], выделяет различные подходы к бизнес-модели, показывает не только количественные, но качественные различия между элементами бизнес-модели. При качественном исследовании бизнес-моделей авторы, как правило, используют шесть элементов. Ими являются: 1) ценностное предложение, 2) технологии, компетенции и ключевые ресурсы, 3) каналы и отношения с клиентами, 4) цепочки создания стоимости и процессы, 5) сети и партнеры, 6) доходы.

В работе [16] отмечается, что необходимо уделить большее внимание особенностям, характеризующим элементы бизнес-модели.

В последние годы разрабатываются модели, пытающиеся учесть инновационное развитие фирмы [11, 12, 20, 21]. В основном это модели процесса, которые во многих случаях направлены на установление контроля над всеми фазами жизненного цикла продукта. Как правило, они содержат мало деталей и обеспечивают недостаточную поддержку, когда дело доходит до прямого практического применения.

Очень важно добиваться того, чтобы оценка бизнес-модели осуществлялась с разных точек зрения. С одной стороны, бизнес-модель должна быть разработана до такой степени, чтобы она была принята клиентами. С другой стороны, бизнес-модель предполагает создать устойчивое выгодное положение по отношению к конкурентам. В-третьих, она должна рассматриваться под следующим углом зрения: в какой степени новая бизнес-модель совместима с уже существующими бизнес-моделями и какие возникают дополнительные преимущества. Оценка идеи новой бизнес-модели осуществляется посредством суммирования этих трех точек зрения, каждая из которых содержит различные важные критерии [17].

Разработка бизнес-модели компании является формой предпринимательской деятельности, так как используемые предпринимателями элементы хозяйственной деятельности (ресурсы, факторы, условия, формы, методы, средства, результаты) в процессе развития экономики и общества начинают приносить доход и превращаются в капитал. Предпринимательством при этом следует считать создание на инициативной, рисковой основе рыночными агентами нового капитала [5]. Новый капитал создается в виде производительного, финансового и интеллектуального капитала. При этом каждый вид капитала может существовать в разнообразных формах, в том числе интеллектуальный – в формах человеческого, организационного и потребительского капитала [9]. Новая бизнес-модель компании представляет собой ее новый организационный капитал.

Специалисты указывают, что предпосылками эффективного осуществления любой продуктивной деятельности, в том числе, предпринимательской, являются выявление и учет ее методологических основ [3].  В практической деятельности по разработке бизнес-моделей предпринимательских организаций целесообразно использовать интегративно-конвергенциальный подход, сочетающий элементы различных методологических подходов [8].

Разработка, создание и применение новых бизнес-моделей компаний будет свидетельствовать о развитии предпринимательства, так как оно происходит, в том числе, на основе преобразования условий экономической деятельности, в том числе, организационных, в новые формы капитала [6]. Развитию предпринимательства способствуют экономическая глобализация, расширение масштабов инновационной деятельности, создание предпринимательских сетей [4]. В свою очередь предпринимательство становится одним из главных ресурсов развития экономики и общества [7].

Успех предпринимателей в условиях перехода к инновационному типу экономического развития зависит от разных обстоятельств. Одним из определяющих является эффективное управление предпринимательскими системами [10]. Для каждой предпринимательской структуры целесообразно разрабатывать и использовать специфическую бизнес-модель.


Библиографический список
  1. Гребнев E.T., Новиков Д.Т., Захаров А.Н. Анализ конкурентоспособности продукции. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – №3.
  2. Семенова Е.И. Конкурентоспособность и методы ее оценки: Монография. – М.: РГАЗУ, 2010
  3. Смирнов В.П. Выявление методологических основ предпринимательской деятельности // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (38), с. 163-167
  4. Смирнов В.П. Направления развития современного предпринимательства // Современная экономика: проблемы и решения. – 2011. – № 10 (22), с. 16-23
  5. Смирнов В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2, с. 272-274
  6. Смирнов В.П. Особенности управления капиталом в предпринимательской организации // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 1, с. 916-919
  7. Смирнов В.П. Предпринимательский ресурс развития экономики и общества // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 6, с. 386-389
  8. Смирнов В.П. Развитие теории управления предпринимательскими организациями // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2012. – № 1, с. 113-123
  9. Смирнов В.П. Теоретическая основа современных исследований предпринимательства // Современная конкуренция. – 2015. – Том 9. № 1 (49), с. 58-74 (63).
  10. Смирнов В.П. Управление предпринимательскими системами в формирующейся инновационной экономике: монография. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. – 236 с.
  11. Afuah, A. 2004. Business models: A strategic management approach. Boston: McGraw-Hill/Irwin.
  12. Bucherer, E. 2010. Business Model Innovation: Guidelines for a Structured Approach. Aachen: Shaker.
  13. Casadesus-Masanell, R. & Ricart, J. E. 2010. From Strategy to Business Models and onto Tactics. Long Range Planning, 43: 195-215.
  14. Casadesus-Masanell, R., & Ricart, J. E. 2011. How to design a winning business model. Smart companies’ business models generate cycles that, over time, make them operate more effectively. Harvard Business Review, 89: 100-107
  15. Magretta, J. 2002. Why Business Models Matter: A good business model begins with an insight into human motivations and ends in a rich stream of profits. Harvard Business Review. 80: 86-92.
  16. Onetti, A., Zucchella, A., Jones, M. V., & McDougall-Covin, P. P. 2010. Internationalization, innovation and entrepreneurship: Business models for new technology-based firms. Journal of Management & Governance, 16: 337-368.
  17. Seidenstrickera, S., S. Scheuerleb, C. Linder. 2014. Business Model Prototyping – Using the Morphological Analysis to Develop New Business Models. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 148: 102 – 109
  18. Shafer, S. M., Smith, H. J., & Linder, J. C. 2005. The power of business models. Business Horizons, 48: 199-207.
  19. Wikstroem, K., Artto, K., Kujala, J. & Soederlund, J. 2010. Business models in project business. International Journal of Project Management, 28: 832-841.
  20. Wirtz, B. W. 2011. Business Model Management: Design – Instruments – Success Factors.Wiesbaden: Gabler.
  21. Zott, C. & Amit, R. (2010). Business Model Design: An Activity System Perspective. Long Range Planning, 43: 216-226.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ковалюк Вероника Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация