ПАРАДИГМА ВРЕМЕНИ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА

Бабыкина Наталья Николаевна
Ухтинский государственный технический университет

Аннотация
В статье рассматриваются особенности восприятия времени в различные исторические эпохи. Автор сопоставляет парадигмы времени традиционного общества и общества постмодерна, анализирует причины трансформации временной парадигмы. Ключевые слова: парадигма времени, священное, время, календарь, мирское время, традиция, постмодернизм, атемпоральность.

Ключевые слова: атемпоральность., время, календарь, мирское время, парадигма времени, постмодернизм, священное, традиция


THE PARADIGM OF THE TIME IN POSTMODERN SOCIETY

Babykina Natalia Nikolaevna
Ukhta State Technical Univercity

Abstract
The article discusses the features of the perception of time in different historical epochs. An author compares the paradigms of time in traditional epoch of postmodernism, analyses reasons of transformation of ideas about time.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бабыкина Н.Н. Парадигма времени в обществе постмодерна // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/55137 (дата обращения: 29.03.2024).

Понятие парадигма, введённое в систему категорий философии Т. Куном, приобрело в настоящее время статус общенаучного. Это понятие означает набор неких общепринятых в своё время научных положений, являющихся базовыми для исследователя, задающих характер и направление исследования. Для гуманитарного познания одним из ключевых понятий является понятие время. В этом смысле можно говорить о различных парадигмах времени, которые формируют модели поведения и систему ценностей человека той или иной эпохи. Формообразующая функция времени состоит в том, что каждая культура самоопределяет себя в историческом времени, вводит свой календарь, называет дату своего рождения, ищет смыслы своего существования. Для христианской культуры важнейшая веха – рождество Христово, для буддийской – нирвана Будды, светская культура ориентируется  на события, связанные с историей государства. В дальнейшем развитие общества соотносится с этими событиями независимо от того, носят они мифический или реальный характер. Тем самым человеческой жизни придаётся высший смысл через соотнесение её ритма с ритмами наиболее значимых событий.

Парадигма времени – фундаментальная предпосылка мировоззрения, задающая его ценностные ориентиры и поведенческий архетип. Однако, традиционное и современное общество вкладывают разный смысл в понятие время. Так, традиционное общество не отделяло время от естественных периодов природного бытия. Время традиционных культур носит циклический характер. Кроме того, само восприятие времени традиционными культурами отличается от нынешнего образа равномерно и прямолинейно текущего времени. Время для религиозного человека неоднородно. Есть периоды «Священного Времени». Это время праздников, которые повторяются с определенной периодичностью. С другой стороны, есть мирское время – обычная временная протяженность, в которой разворачиваются события, лишенные религиозной значимости. Главное различие между этими двумя качествами времени состоит в том, что Священное Время по своей природе обратимо. «Всякий церковный праздник, всякое время литургии представляет собой воспроизведение в настоящем какого-либо священного события, происходившего в мифическом прошлом, в начале» [1], Год понимался как замкнутый круг, он имел начало и конец, но одновременно и ту особенность, что он мог возрождаться в форме Нового Года. С каждым новым годом наступает «новое» (чистое, еще не изношенное) время.

Величайшие творческие усилия традиционного общества направлены на решение задач, прямо не влияющих на благосостояние его членов. То, чему придавалось наибольшее значение, забирает максимум времени. Так, время молитвы, праздника или созерцания имеет не меньшую социальную ценность, чем время труда, поскольку первое использовалось для спасения души. Традиция здесь понимается максимально широко – как совокупность священных тайн общества, имеющих высшее, нечеловеческое происхождение и передаваемых кастой посвященных из поколения в поколение. Таким образом, человек традиционного общества живет в двух планах времени – в Священном и мирском времени. Он отказывается жить только в том, что сейчас называется современностью, он старается приобщиться к вечности. Социальное время в традиционном обществе не воспринималось как исключительно утилитарное благо, которое может быть учтено и сосчитано. Мерой ценности продукта была не только полезность, но и красота, на которую не жалели времени. «Для культур традиционного типа представляются весьма малоценными бесчисленные уникальные события, так называемые «новости». Традиционные культуры ориентированы на повторное воспроизведение одних и тех же текстов (мифов, обрядов), современные общества – на постоянное неограниченное создание новых» [2]. Коллективная память традиционного общества призвана сохранить сведения о порядке, а не о его нарушениях. Порядком же выступает мифопоэтическая традиция. Памятью традиционного общества сохраняется некоторое число составляющих ее текстов, причем  их число строго ограниченное и неизменное. Новые тексты просто не нужны: к традиции нечего добавить. Это не означает, что традиционные культуры беспамятны, скорее они носят вневременной характер (прошлое, настоящее и будущее сосуществуют одновременно). Человек традиционного общества может прекрасно помнить имена и деяния своих предков на много поколений назад, но ему чуждо само представление о поступательном прямолинейном движении истории. После творения мира для мифологического мышления существуют лишь бесконечные круги повторений, воспроизведений изначальных событий. Человек традиционного общества не считает необходимым спешить, гнаться за временем, сохраняя привычный ритм времени. Время праздников и исполнения символических обязанностей ценится не меньше, чем время хозяйственной деятельности. Так, слово «праздный» у славян означало пустой, не занятый будничными делами. Но эта пустота должна быть заполнена священными делами – ритуалом, молитвой. В период же становления буржуазного общества с его товарным производством, сокращается количество праздников по сравнению с традиционным обществом. Понятие времени тесно связывается с идеей развития, прогресса.

Новые формы хозяйственной деятельности наложили новое механическое измерение на прежнее органическое деление суток. Время становится «мерой труда», источником материальных ценностей. Максима «время – деньги» становится основой буржуазной культуры. Точное знание времени, затраченного на производство продукта, стало необходимым элементом развития фабричного производства. Понимание утилитарной значимости времени пришло вместе с ростом самосознания личности, начавшей рассматривать себя как неповторимую индивидуальность, находящуюся в конкретной временной перспективе и развертывающую свои способности на протяжении ограниченного отрезка времени, отпущенного в этой жизни. Лишь в этом случае из общего, коллективного времени выделяются индивидуальные жизненные ряды, индивидуальные судьбы. Если человек традиционного общества не гнался за временем, то человек Нового времени осознает неумолимый бег времени за которым нужно поспеть, в единицу которого нужно вместить как можно больше полезных операций. Ведь успех – от слова успеть. Время, проведенное не в полезной деятельности, направленной на зарабатывание денег, считается проведенным впустую. Погоня за деньгами заставляет отказаться от «бессмысленной» траты времени на раздумья, созерцание, поиски смысла, – всего, что Аристотель называл «высоким досугом». С позиций утилитарного подхода время рассматривается как потраченное впустую, если его результаты не конвертированы в деньги.

Развитие индустриального общества, культ рационального знания приводит одновременно и к упадку религиозного сознания, его секуляризации. На глубочайший кризис праздника и праздничности, переживаемый буржуазным обществом, обращал внимание известный историк культуры Й. Хейзинга, большое внимание последствиям этого процесса уделял протестантский теолог Х. Кокс. «Подавление духа праздничности и праздника ставит под угрозу социально-историческое существование человеческого рода, ибо в непрерывно изменяющемся мире праздник и фантазия являются незаменимыми средствами  адаптации и обновления»[3]. Х. Кокс исходит из представления о человеке не только как о «работнике», но и как о существе праздничном (Homo festivus), как о мечтателе и творце мифов (Homo  fantasia). Он полагает, что без праздника и фантазии человек не был бы историческим существом. Праздник разрушает рутину и открывает человеку прошлое, а фантазия расширяет возможности нововведений, освобождает человека от власти  наличных формул, открывает двери таким проектам, которые игнорируют эмпирический расчет. Тем не менее, в западной цивилизации укоренилась идея человека как работника. Она была освящена протестантизмом и реализовала себя в значительных достижениях западной науки и техники. В этике протестантизма трудовая деятельность, по сути, заменяет молитву. Впоследствии К. Маркс, изучая феномен отчуждения, отмечал, что время человеческой жизни утрачивает содержание и качество и заменяется количеством заработанных денег. Индустриальное общество четко осознает утилитарную ценность времени. Постепенно прошлое дискриминируется во имя настоящего и будущего.

Согласно новой временной парадигме, пропорционально росту денег в будущее переносится и более совершенное состояние социума и индивида. К примеру, в России после революции 1917 года появился новый календарь, сформировалась новая парадигма времени. Новые праздники (красные дни календаря) формируют новые ценностные ориентации, новое отношение к прошлому и будущему. Новая парадигма основывалась на десакрализации времени. Она подчиняла настоящее интересам будущего, стремилась ускорить ход исторического времени, заставить время идти быстрее к определённой цели – построению коммунизма. Отсюда памятные призывы и лозунги: «Время – вперёд!» и «Пятилетку – за три года!». Эти тенденции были свойственны модернистской парадигме. В эпоху постмодерна появляются новые тенденции. Давно уже обнаруженная ростовщиками способность денег прирастать во времени повлияла на развитие новой парадигмы социального времени. Хотя ростовщичество встречало резкое осуждение ещё в эпоху средневековья. Время тогда считалось творением Бога и не могло быть источником наживы для немногих. Ростовщичество рассматривалось как кража у Бога. В настоящее время в экономике появился феномен виртуальных денег. Виртуальные деньги могут прирастать независимо от реальных факторов экономического роста. Согласно Ж. Бодрийяру, в современную эпоху формируется такое явление, как «атемпоральность» – утрата значимости временного измерения. Отсюда известный призыв – жить здесь и сейчас, вне прошлого и будущего, брать от жизни всё. Вектор социального времени, направленный из прошлого в будущее, утрачивает прежнюю значимость, так как операция кредита делает доступным товар, который ещё не заработан, позволяет достичь цели при реальном отсутствии средств. А расплата за потребленное удовольствие переносится в будущее. Таким образом, происходит «забегание» вперед во времени путём получения незаработанных денег, а затем возврат в прошлое для осуществления платежей за уже потреблённые блага. Происходит как бы «сжатие» времени, абсолютизация «сейчас» [4]. Современный человек ситуативен, он живёт в режиме on-line. Свобода действий в виртуальном мире приближается к абсолютной – она преодолевает даже такие фундаментальные характеристики бытия, как пространство и время. Атемпоральность связана с размыванием устоявшихся причинно-следственных связей, с уничтожением времени. Особенностью нового восприятия времени, характерного для наших дней, является подавление настоящим прошлого и будущего, что превращает настоящее в самодостаточный горизонт.

Важнейшим аспектом временной парадигмы является ориентация на краткосрочность, утрата временной перспективы. События меняются внезапно, не следуя какой-либо логике, разве что – логике сказки: вдруг, откуда ни возьмись. Такое общество Г. Дебор назвал «обществом спектакля», в котором сам человек остаётся неподвижным зрителем разыгрываемого перед ним зрелища. Время спектакля – способ заполнить избыточное время, придать ему видимость содержательности. В результате этого на месте объективного универсального времени возникает субъективное собственное время наблюдателя. Время утрачивает модусы, а история представляется лишённой всякого смысла и направления. На наших глазах происходит свёртывание линеарной истории и замена её другими образами. К тому же, высвобождающийся в результате научно-технического развития досуг вынуждает поставить под сомнение традиционный культ работы. Французский историк Ф. Мюре называет современную цивилизацию «гиперфестивной» [5], так как проведение праздников приобретает в ней гигантские масштабы и стираются границы между буднями и праздниками. Это стирание границ связано с разрушением ритуального структурирования пространства и времени. Конкурсы, шоу, вручения наград, скандалы – всё это виртуальный праздник, который всегда с тобой благодаря СМИ. Празднование становится постоянным процессом, не случайно в современной России одна из самых распространённых профессий – организатор праздников. В современном мире именно СМИ меняют точки отсчёта и устраивают праздники и шоу в любой день недели.  История, тем самым, превращается в набор дат, с которыми можно играть, вокруг которых можно делать шоу.


Библиографический список
  1. Элиаде М. Священное и мирское. – М.: Издательство МГУ, 1994, С.48.
  2. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М.: Высшая школа, 1999, С.152.
  3. Кокс Х. Праздник шутов. Теологический очерк празднества и фантазии – //Современные концепции культурного кризиса на Западе. – М.: Наука, 1976.
  4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, 2000, С. 52.
  5. Мюре Ф. После истории. – Иностранная литература, 2001, № 4, С.75.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бабыкина Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация