Средства обучения прошли долгий путь развития. На разных этапах эволюции общества появлялись новые средства обучения. Некоторые из них, возникнувши много веков тому назад, уже не применяются в школе (абак, счеты, логарифмическая линейка и т. д.). Но есть и такие средства, которые в обучении используются до сих пор (книга, доска, мел и т.д.).
Появление новых средств обучения – это объективное явление в эволюции человечества, отражающее уровень развития, на котором общество находится в тот или иной период времени. Использование только традиционных методик и привычных средств обучения уже не позволяет в полной мере решать те задачи, которые общество ставит перед школой XXI века. Чтобы сделать процесс обучения более эффективным, учителю необходимо правильно сочетать традиционные средства обучения с новыми техническими, информационными, полиграфическими, аудиовизуальными и другими средствами.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средства обучения».
Т. С. Назарова и Е. С. Полат средствами обучения называют «материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности» [1, с. 134-135].
С. Д. Смирнов под средствами обучения понимает «разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения» [2, с. 113-119].
П. И. Пидкасистый под средством обучения понимает «материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности». По мнению исследователя, средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний учащихся, их умственное развитее и профессиональное становление [3, с. 238].
На наш взгляд, такое определение средств обучения является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на средства обучения.
Итак, проанализировав и обобщив ряд определений, под средствами обучения будем понимать материальные или идеальные объекты, использующиеся в учебном процессе, являющиеся источниками учебной информации и способствующие воспитанию, развитию и обучению.
В соответствии с принятым определением, выделим несколько этапов развития средств обучения, способов их кодирования и дадим обозначенным этапам краткие характеристики.
На заре цивилизации, когда еще не было средств обучения и отсутствовала речь, молодые поколения обучались при помощи языка жестов. Для того, чтобы передать опыт и привить молодым членам общества практические навыки (охоты на зверя, рыбной ловли, собирательства, разведения костра и т. д.) старшее поколение использовало практические действия, т. е. показывали как делать что-то, и таким образом обучали. Подражательная деятельность была основным средством передачи информации от одного поколения к другому.
С возникновением речи началась новая эпоха в развитии человеческого общества. Речь постоянно развивалась и совершенствовалась. Она оказалась и первым носителем знаний. Знания накапливались в виде устных рассказов и преданий, и в такой форме передавались от поколения к поколению. Постепенно устное слово стало первым и самым важным средством обучения. Возникновение речи можно считать началом истории развития средств обучения.
Первый этап развития средств обучения и способов их кодирования условно назовем образно-речевым. Этот этап продолжался примерно до IV–III тысячелентия до н. э. В это время уже появились простые орудия труда и охоты (копье, топор, лук и стрелы и т. п.) и эти первые подручные средства одновременно становились средством обучения. Навыки и умения прививались в процессе практики. Для сохранения и передачи информации требовался уже более эффективный, чем просто человеческая память, механизм. Люди стали искать новые способы сохранения и передачи накопившейся информации.
Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний впервые получили «технологическую поддержку» после создания письменности. Первыми простейшими носителями информации были: камень, кость, глина, папирус, шелк и т.д. Гораздо позже появились другие носители информации: бумага, фотопленка и видеопленка и т.д. Сейчас наступил век совершенно новых технологий, и информация уже сохраняется на гибких и жестких дисках, магнитных запоминающих устройствах, микросхемах, flash-накопителях, USB-накопителях, оптических дисках CD и DVD и т. д.
С возникновением письменности начался второй этап в развитии средств обучения и способов их кодирования. Этот этап мы условно назовем письменно-речевой. Наряду со способами кодирования (действие, образ, устное слово), существовавшими уже на первом этапе, появляются новые способы кодирования – это изображение (рисунок, схема, чертеж), символ (черточка, крест, круг, квадрат, спираль и т. д.). В качестве нового способа кодирования на протяжении всего второго этапа развивается письменное слово. Письменность была изобретена для того, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. История письма тесно связана с историей развития народов мира, их культурой и традициями. Появление письма было вызвано необходимостью расширения связей между людьми при их общении, передачи информации на расстоянии и сохранении ее во времени.
Письменность у всех народов развивалась однообразно – от рисунков к письменным знакам. Народам средиземноморских стран было свойственно писать на папирусе, листы которого потом сшивались, и получалась книга. В Египте, Китае и других странах писали на глиняных и керамических табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то становились вечными, и в таком виде некоторые из них дошли до наших времен. Позже появились иероглифы и, наконец, был изобретен алфавит, как система условных знаков-символов [4, с. 20-25, 45-46].
Возникновение письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться образование и наука, литература и искусство. Совершенствование письма происходило на протяжении десятков тысячелетий. Передача устной речи при помощи ограниченного количества знаков является огромным достижением человечества. И естественно, что без письма нельзя было бы даже говорить о книге. Появление письменности, а потом и первой книги – это закономерный этап развития человеческого общества.
По мере развития письменности, совершенствовались и способы хранения информации. Помимо глиняных и керамических табличек, человек придумывал все новые и новые носители информации. В качестве таких носителей люди стали использовать восковые и деревянные таблички, кость, кожу, папирус, пергамент, фанеру, шелк и др.
Письмо – это важнейшее средство передачи речи на расстоянии или закрепления ее во времени, осуществляемое при помощи графических знаков или изображений, передающих те или иные элементы речи – целые сообщения, отдельные слова, слоги и звуки [5, с. 22-34].
Ко второму этапу развития средств обучения можно отнести также появление первых инструментов. Древнегреческие математики еще 3000 лет назад чертили геометрические фигуры с помощью двух приборов: гладкой дощечки с ровным краем (это прототип современной линейки) и двух заостренных палочек, которые были связаны на одном конце (это прототип циркуля). В это время стали появляться первые механические средства (рычаг, одометр, компас и т. д.), которые использовались и как средства обучения.
Третий этап развития средств обучения мы условно наовем печатно-техническим. Он начался примерно с 1-ого тысячелетия до н.э. и продолжался до конца 2-ого тысячелетия, т. е. до конца XX века. За этот продолжительный отрезок времени человеку удалось сделать немало открытий в разных областях науки и техники. Среди этих изобретений: микроскоп, механический калькулятор, суммирующая машинка, различные механические движущиеся модели (первые водяные часы, механические птицы, звери, механические куклы и т.п.), первые аудиовизуальные средства (диапроектор, кинопроектор, радио, микрофон, фотоаппарат и т. д.).
Важнейшим изобретением печатно-технического этапа стало книгопечатание, которое пришло на смену медленному и трудоемкому процессу переписывания книг от руки. История первого учебника насчитывает несколько тысячелетий. Печатание книг впервые распространилось в Китае и Корее. В связи с формированием культуры Древнего Китая, с ростом городов, зарождением в них ремесла, торговли, литературы и искусства, широкое развитие получило и книжное дело. Книга стала основным носителем информации, ее начали активно использовать в образовании в качестве основного средства обучения.
В России первый учебник был напечатан в 1574 году Иваном Федоровым. Это была азбука. Во второй половине XVII веке Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг [6, с. 8-15].
Одним из первых учебников, отдаленно напоминающих современный, был учебник, написанный Яном Амосом Каменским еще в XVII веке (1592–1670). Он написал свой первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» в 1658 году. Именно Я. Каменский предложил использовать книгу в качестве учебного средства, реализующего основные принципы дидактики.
С течением времени учебник претерпевал многочисленные изменения в содержании, структуре, форме и т. д. Единственное, что осталось неизменным до сих пор – это то, что учебник является источником информации и основным средством для овладения науками.
Третий этап развития средств обучения ознаменован тем, что зарождается книгопечатание, которое существенным образом повлияло на развитие образования. Появление новых средств обучения (первых азбук и букварей, первых книг и наглядности) способствовало росту грамотности. Изобретение нового способа кодирования (печатного слова, изображения в виде рисунка, схемы, чертежа, эскиза и т. д.) дало возможность изготавливать носители информации на бумажной основе (газеты, плакаты, словари, учебные пособия, таблицы, плакаты, карточки и т. д.).
Итак, мы приходим к выводу, что действие, являясь первым, изобретенным человеком способом кодирования, до сих пор остается неизменным. Постепенно, от этапа к этапу, меняется только характер действия. Оно становится более осмысленным, структурированным, возникает алгоритм, который получает дальнейшее развитие. С появлением новых средств обучения важность и значимость действия при обучении не становится меньше, а наоборот, возрастает.
Четвертый этап мы условно назовем аудиовизуальным этапом в развитии средств обучения. Этот этап можно соотнести с XX веком. На протяжении всего XX века происходило интенсивное внедрение аудиовизуальных средств обучения (компьютеров, видиомагнитофонов, кадропроекторов, полиэкранов, педагогических программных средств, систем интерактивного видео и т. д.) в образовательный процесс.
На разных этапах развития общества возникали новые средств обучения, но это не исключало применение тех средств, которыми педагоги пользовались раньше. Где, когда и при каком виде учебной работы задействовать то или иное средство обучения, определял сам учитель. С внедрением в учебный процесс (третий и четвертый этапы) первых аудиовизуальных средств и первых компьютеров, появляются другие способы кодирования: звучащее слово и стереоизображение. Использование этих средств обучения дает возможность автоматизировать многие действия учителя (контроль и оценка знаний учащихся), что позволяет сократить его рутинную работу.
Таким образом, проанализировав развитие средств обучения и способы их кодирования на протяжении четырех этапов, мы приходим к выводу, что внедрение новых аудиовизуальных средств в учебный процесс, не должно исключать применение традиционных средств (слово учителя, учебники, инструменты, приборы, механизмы, произведения искусства и т. д.). Качество и эффективность учебного процесса будет зависеть от того, насколько грамотно учитель сочетает традиционные и новые аудиовизуальные средств обучения. Это необходимо для того, чтобы использовать все возможные способы кодирования, т. к. самые прочные знания приобретаются через совокупность действия, образа, символа и слова.
Пятый этап нашей периодизации получил условное название информационный. Понятия «информационное общество» и «информатизация образования» появились в конце XX века. В начале XXI века они прочно укрепились и стали использоваться повсеместно.
В XX веке значительно увеличился объем информаци, актуальной стала задача ее сохранения. Старые носители информации и технологии ее сохранения перестали соответствовать потребностям общества. Такие носители информации как книги, журналы, фотографии, киноленты, перфокарты, магнитные ленты и магнитные карты быстро стареют и изнашиваются. Информация, которую раньше помещали на этих носителях, со временем искажалась и частично терялась. На смену традиционным носителям пришли носители нового поколения.
Самым значительным достяжением XX века явилось создание электронно-вычислительных машин (компьютеров). ЭВМ – это универсальное техническое средство для работы с информацией. Во второй половине XX века компьютерами стали оснащаться учебные заведения. Компьютер становится новым, универсальным средством обучения. Уже в конце XX века вся информация стала переводиться в электронную форму и храниться на электронных носителях. Персональный компьютер становится важным средством обучения, при помощи которого, собирают, хранят, обрабатывают и передают информацию на большие расстояния. В начале XXI века школы оснащаются и другими современными средствами обучения, такими как интерактивные доски, мультипроекторы, ноутбуки, принтеры, сканеры и другие аудиовизуальные средства на цифровой основе.
Отличительной чертой пятого информационного этапа является широкое внедрение компьютеров в учебный процесс, полное оснащение учебных заведений компьютерными и лингафонными лабораториями, интерактивными досками, ноутбуками, принтерами, сканерами и другими аудиовизуальными средствами на цифровой основе. Образовательные учереждения повсеместно подключаются к всемирной сети Internet, которая объединяет в себе тысячи локальных, отраслевых, региональных компьютерных сетей всего мира. Все это открывает огромные возможности, как перед педагогом, так и перед учеником. С появлением компьютерных сетей и других информационных средств образование приобртает новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т. д.).
На пятом информационном этапе изобретаются совершенно новые, не имевшие ранее аналогов, способы кодирования. Информация записывается и хранится на гибких и жестких дисках, магнитных запоминающих устройствах, flash-накопителях и USB-накопителях, на оптических дисках CD и DVD дисках и т. д. Числовая, текстовая, графическая и звуковая видеоинформация кодируется в двоичной форме в соответствии с выбранными стандартами. Кодированная информация передается с огромными скоростями и на очень большие расстояния.
Таким образом, проанализировав историю развития средств обучения и способы кодирования информации, мы приходим к следующим выводам:
Средства обучения прошли долгий исторический путь развития. Этот путь можно условно разделить на пять основных этапов.
Первый этап образно-речевой. На этом этапе основным способом кодирования было действие, позже возник образ, потом появилось устное слово. Основными носителями информации были наскальные рисунки, человеческая память и речь.
Второй этап письменно-речевой. На втором этапе зарождаются новые способы кодирования – это изображение, символ, письменное слово. Носителями информации становятся: глиняные и восковые таблички, кожа, пергамент, шелк и т.д.
Третий этап печатно-технический. На третьем этапе появляются следующие способы кодирования: печатное слово и изображение, а также звучащее слово и стереоизображение. В качестве основных носителей информации используются: доска, на которой пишут мелом, бумага, фото и кинопленка, звукозапись, видеозапись и т.д.
Четвертый этап – это аудиовизуальный этап. На четвертом этапе добабляются новые способы кодирования: звучащее слово, видеоизображение и автоматизированное действие. Возникают новые источники и носители информации: кинопроекционная аппаратура, аудиовизуальные технические средства и т.д.
Пятый этап – информационный. На пятом этапе возникают абсолютно новые способы кодирования. Это числовая, текстовая, графическая и звуковая видеоинформация. Кодированная информация хранится на компактных носителях (на гибких и жестких дисках, магнитных запоминающих устройствах, flash-накопителях, CD и DVD дисках и т. д.) и передается эта информация с огромными скоростями на очень большие расстояния.
На каждом следующем этапе развития средств обучения возрастало количество способов кодирования информации. Новые источники и носители информации полностью не замещали предшествующие способы кодирования, источники и носители, а, наоборот, дополняли те, которые использовались ранее.
Итак, мы приходим к важному в аспекте нашего исследования выводу, что при обучении должны быть представлены все способы кодирования: действие, устное и письменное слово, символ, образ и т.д. Только те знания, которые получены через действия, выражены словом, подкреплены символом и образом, становятся прочными, остаются в памяти надолго. Для достяжения и закрепления полученного результата, учителю при обучении важно задействовать все способы кодирования информации. Это значит, что в современном образовательном процессе необходимо использовать не только новые информационные средства обучения, но и те средства, которые мы называем традиционными (речь, учебники, инструменты, приборы, произведения искусства, натуральные объекты, разные виды наглядности и т. д.).
Библиографический список
- Назарова Т. С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования // М.: Изд-во УРАО, 1998. 204 с.
- Смирнов С. Д. Технологии в образовании // Высшее образование в России, 1999. № 1. С. 109-112;. Еще раз о технологиях обучения // Ibid. 2000. № 6. С. 113-119.
- Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. 602 с.
- Павленко Н. А. История письма / Н.А. Павленко – М.: Высшая школа, 1987. 239 с.
- Гельб И. Е. Опыт изучения письма: Основы грамматологии / Пер. с англ. М.: Радуга, 1982. 366 c.
- Владимиров Л. И. Всеобщая история книги / Л. И. Владимиров – М.: Книга, 1988. 312 с.