Увеличение большого количества маршрутных такси привело к загрузке улично-дорожной сети и в результате из-за заторов, ожидания постановки автобусов на остановочных пунктах ухудшается их эксплуатационная надёжность. Кроме того, рейды проводимые ГИБДД и Автодорнадзором показали, что на маршрутах работают технически неисправные маршрутные такси.
Из-за перегрузки улично-дорожной сети и неисправности автобусов с каждым годом увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Всё это требует принятия соответствующих мероприятий от заказчика перевозок – Администрации города.
Для улучшения и упорядочения движения общественного транспорта, обеспечения комфортных условий пассажиров и эффективности использования подвижного состава необходимо осуществить оптимизацию маршрутной сети с применением логистических принципов развития транспорта.
Оптимизация маршрутной сети обусловлена необходимостью:
- исключения дублирования маршрутов движения общественного транспорта;
- сокращения транзитных маршрутов общественного транспорта, проходящих через центры городов;
- распределения подвижного состава по маршрутам с учетом пропускной способности дорог, допустимой скорости движения и в соответствии с его потребностями на маршруте;
- применения автобусов большой и особо-большой вместимости вместо маршрутных такси;
- уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий.
Рис. 1. Возраст автобусов
В основном маршрутные такси имеют возраст старше 10 лет.
Надежность и экономичность городских автобусов большой вместимости подтверждена опытом эксплуатации в отличие от маршрутных такси.
Таблица 1. Решение транспортных проблем за рубежом и городах РФ
№ п/п |
За рубежом |
В РФ |
1 | Вопросами жизнеобеспечения и развития городов занимается плановая комиссия или комитет | Вопросы жизнеобеспечения и развития города находятся в ведении разрозненных отраслевых комитетов |
2 | Транспортное планирование и управление находятся в ведении единого подразделения под руководством специалистов по транспорту | Транспортное планирование и управление находятся в ведении плохо связанных между собой ведомств |
3 | Приоритет отдается общественному транспорту | Приоритет личного транспорта над общественным |
4 | Хорошо организованная маршрутная сеть | Хаотическая несогласованная маршрутная сеть |
5 | Приоритет за ёмкими и скоростными видами транспорта
большой вместимости |
Транспорт большой вместимости заменяются на средние и малые автобусы |
7 | Отдается приоритет и развиваются экологически чистые виды транспорта (трамвай, троллейбус) | Экологически чистый транспорт (трамвай) заменяется автобусами и «маршрутками» |
8 | Подвижной состав современный и в хорошем состоянии | Возраст автобусов более 10 лет, подвижной состав в плохом состоянии |
9 | Действует доступная и стимулирующая пользование общественным транспортом тарифная ценовая политика | Цены на проезд завышены и не соответствуют качеству услуги |
12 | Улучшение экологической обстановки | Рост загазованности территории города |
Для определения степени дублирования маршрутов маршрутных такси определены коэффициент дублирования по участкам улично-дорожной сети.
Определено, что наиболее загруженные улицы Мира, Карбышева на участке между улицами Молодогвардейцев и Бульваром Профсоюзов, улице Коммунистической, проспекту Ленина. Коэффициент дублирования на этих улицах более 22, по норме должно быть не более 4-х [1].
Таблица 2 -Перечень наиболее дублируемых маршрутов
№ п/п |
Пределы дублирования |
Дублирующие маршруты |
|
Выход автобусов |
№ маршрутов |
||
1 |
0,8-1,0 |
С 27 и 32 микрорайонов |
5т-5ат, 1А-1т |
5т-105ат | |||
15т-40бт | |||
С 37 микрорайона |
14А-14т; 24А-24т | ||
14А-14т-14ат | |||
6т-105ат | |||
6ат-33т | |||
33т-105ат | |||
2 | 0,7-0,79 | С 32 микрорайона | 1А, 1т – 3т-5ат |
С 27 микрорайона | 40бт-15ат | ||
С 37 микрорайона | 6т-33т; 105ат-6ат | ||
14А-14т-33т | |||
3 | 0,6-0,69 | С 27 микрорайона | 3т-6ат |
6ат-16ст | |||
15т-5т-5ат-15ат | |||
16ст-105ат | |||
40бт-5т | |||
С 32 микрорайона | 1т, 1А-5т, 5ат | ||
С 37 микрорайона | 14А-14т-6т-11ат-21т | ||
14А-14т-40бт-105ат | |||
24А-24т-24ат | |||
105ат-5ат-16ст | |||
4 | 0,5-0,59 | С 27 микрорайона | 3т-6т-11т-16ст-27т-33т-105ат |
15ат-5ат | |||
С 32 микрорайона | 1А-1т-6ат-11т-27т-33т | ||
5ат-15ат-40бт | |||
17т-6ат | |||
С 37 микрорайона | 14А-14т-15ат | ||
14ат-6т-105ат | |||
16т-40бт | |||
24А-24т-17т | |||
27т-3т-6т-6ат-21т-105ат |
В результате проведенной работы и анализа дублирующих маршрутов Администрации предложено аннулировать 4 маршрута маршрутных такси, дублирующих муниципальные маршруты, аннулировать 4 самостоятельных маршрутов маршрутных такси.
В результате оптимизации маршрутной сети коэффициент дублирования уменьшился почти вдвое на всех основных улицах города.
Количество общественного транспорта уменьшилось с 553 ед. маршрутных такси до 226 ед.
Библиографический список
- СНиП 2.07.01-89. Градостроительство.