ПРОДУКЦИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА)

Белоенко Елена Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет"
канд. техн. наук, доцент

Аннотация
В статье рассмотрена существующая структура категорий продукции хозяйственной деятельности организации. Автор отмечает, что широко распространённая категория продукции "Услуги" не соответствует установленным в ISO 9000-2011 ограничениям. Автор считает необходимым установить другие четыре категории продукции (материальный продукт и выполненные работы; интеллектуальный продукт; перерабатываемые материалы; услуги). Это позволит ограничить применение услуг только нематериальной сферой деятельности, а такой материальной деятельности, как "работа", занять достойное место в структуре экономики.

Ключевые слова: интеллектуальный продукт, нематериальность, продукция, работа., технические средства, услуги


PRODUCTS IN ECONOMIC ACTIVITY OF AN ORGANIZATION (REVIEW OF THE PROBLEM FROM THE STANDPOINT OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM)

Beloenko Elena Vladimirovna
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Tomsk Polytechnic University"
Ph.D.

Abstract
The article describes the current structure of the product categories of business organization. The author note that the widespread product category "Services" does not meet the requirements of ISO 9000-2011 limitations. The author consider it necessary to set the other four categories of products (tangible product and performance; intellectual product, recyclable materials, services). This will limit the use of services only to the immaterial sphere of activity, and such material activity as "work" to take its rightful place in the structure of the economy.

Keywords: hardware, immateriality, intellectual product, products, services, work


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белоенко Е.В. Продукция в хозяйственной деятельности организации (обзор проблемы с позиций системы менеджмента качества) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/55312 (дата обращения: 14.03.2024).

Введение.

Экономика – это хозяйственная система, функционирование которой направлено на удовлетворение общественных и личных потребностей посредством производства и потребления необходимых жизненных благ.

Экономика – это совокупность экономических отношений между людьми в процессе хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность – это процесс, определяемый как совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности. Результатом такого взаимодействия является продукция.

Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества [1] проводит различия между требованиями к системе менеджмента качества СМК и требованиями к продукции.

1. Требования к СМК установлены в ISO 9000-2011 и являются общими  для любых отраслей промышленности и экономики независимо от категории продукции.

2. ISO 9000-2011 не устанавливает требования к продукции. Эти требования к продукции устанавливают потребители или изготовители исходя из своих потребностей  или требований технических регламентов. Требования к продукции и, в ряде случаев, к связанным с ней процессам могут быть установлены в технических условиях, соответствующих стандартах, контрактных соглашениях и регламентах.

3. Вместе с тем, в ISO -9000-2011 регламентированы термины СМК, относящиеся к процессам и продукции. И таким образом СМК (косвенно, но существенно) влияет и на процессы хозяйственной деятельности, и на установление категорий продукции.

О категориях продукции с позиций СМК.

Рассмотрим терминологию СМК, относящуюся к процессам и к продукции.

Понятие “Процесс” (п.3.4.1, [1]).

“Процесс это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Примечание 2. Процессы в организации (исполнителя), как правило, планируются и осуществляются в управляющих условиях с целью добавления ценности”.

Понятие “Продукция” (п.3.4.2, [1]).

“Продукция – это результат процесса.

Примечание 1.

Существуют четыре общие категории продукции:

- услуги (например, перевозки);

- программные средства (например, компьютерная программа, словарь);

- технические средства (например, узел автомобиля);

- перерабатываемые материалы (например, смазка)”.

Как следует из этой терминологии, ISO-9000-2011 не допускает никаких других категорий продукции, кроме указанных четырёх!

Как же СМК  ”распорядилась” этими четырьмя категориями продукции?

Технические  средства и перерабатываемые материалы, как правило, являются материальными, их часто называют “материально-вещественными товарами”.

Программное средство содержит информацию и обычно является нематериальным, может также быть в форме подходов, операций или процедур.

С тремя категориями продукции есть хоть какая-то ясность.

Четвёртая категория продукции трактуется в [1] так:

“Услуга является результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна”.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что СМК стремится в крайне малое количество категорий продукции уместить все результаты хозяйственной деятельности страны.

Как это пытается осуществить СМК, будет рассмотрено ниже.

А для начала следует ознакомиться с подходом к продукции, как к результату хозяйственной деятельности экономики.

Источники [2,3] разделяют всё количество произведенной продукции в экономике на следующие категории:

- материальный продукт;

- интеллектуальный продукт;

- выполненные работы;

- выполненные услуги.

При таком подходе в четырёх категориях продукции разместятся:

- услуги (но без выполненных работ, которые, конечно же, всегда бывают только материальными);

- интеллектуальный продукт (здесь должна быть интеллектуальная продукция – исследования, решаемые задачи, интерпретация результатов, изобретения и патенты, алгоритмы, базы данных и их обслуживание, программные продукты);

- материальный продукт и выполненные работы;

- перерабатываемые материалы и продукция химических производств.

Такое категорирование продукции в нашей экономике не является необычным, что подтверждается данными таблицы 1, в которой приведены стандартные определения понятий со ссылкой на источники:

Таблица 1. Таблица понятий

Наименование понятия Сущность понятия Источник
Продукт Это предмет как результат человеческого труда (работы, обработки, переработки, исследования)

[4]

Продукт Это результат материального или нематериального производства, имеющий целевое назначение и качественные свойства, с которыми он может служить предметом потребления

[2]

Продукция Всё количество продуктов, произведенных за определённый промежуток времени (в мире, в стране, в отрасли хозяйства, на предприятии, отдельным работником)

[5]

Кстати, здесь к понятию “услуга” прибегать и не потребовалось!

Также помогает разобраться в терминологии категорирования продукции экономики таблица 2:

Таблица 2. Таблица синонимов

Наименование понятия Синонимы Источник
Продукт Изделие, работа

[6]

Изделие Работа, поделка, продукт, фабрикат
Работа Дело, занятие, труд, изделие, творение, продукт
Продукт Изделие, работа, выработка, продукция, творение, фабрикат, результат, итог, произведение

[7]

И здесь для понятий “продукт”, изделие”, “работа” не предусмотрена “услуга”!

В таблице 3 [8] с позиции стандартов России достаточно широко рассмотрены отдельные категории продукции и категории “услуги” отведено достаточно скромное (действительно достойное её место) -  “продукт, предоставляемый в виде некоторого блага, удобства и  помощи”, но для “выполненной работы” (всегда с материальным результатом) места не нашлось.

Таблица 3. Категории объектов – носителей качества.

                Стандарты         России   ISO 9000
Категории объектов Категории продукции
1

1.1

 

1.2

 

1.3

 

1.4

Продукция:

Изделие – единица промышленной продукции (ГОСТ 15895–77)

Материал – исходный предмет труда (ГОСТ 3.1109–82)

Сырьё – исходный предмет труда для производства сырьевой продукции Продукт (пищевой, химический, биологический и др.) – материальный результат труда, не являющийся изделием

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование – технические средства

Перерабатываемые материалы– материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние.

2 Услуга – продукт, предоставляемый в виде некоторого блага, удобства и  помощи 3 Услуга – процессы, осуществляемые с целью удовлетворения производственных нужд организаций,  материальных нужд и социально-культурных нужд потребителя.
3

 

3.1

 

 

 

 

3.2

 

 

 

3.3

 

 

 

3.4

Интеллектуальный продукт – нематериальный результат труда:

Технологический метод – совокупность правил, определяющих последовательность и содержание технологических процессов и операций (ГОСТ 3.1109– 82)

Программный продукт – средства программного, математического и алгоритмического обеспечения вычислительной техники

Научный продукт (организационная система концепция, методика, и т.д.)

– нематериальный результат научных исследований и разработок

Прочие нематериальные продукты (организационная система, карта, схема и т.п.)

4 Интеллектуальная  продукция, под которой понимается продукт интеллектуальной деятельности

в форме вычислительных программ, баз данных, в форме концепций, методик, алгоритмов и др.

 

Данные этих таблиц свидетельствуют об устоявшейся в стране терминологии в области экономики, хозяйственной деятельности и продукции.

А теперь уделим самое пристальное (с пристрастием) внимание к термину “Услуги”, как его представляет СМК ISO-9000-2011 и  многочисленные авторы публикаций по этому термину.

Так что же такое услуга?

В [9] со ссылкой на [1] сказано: “Услуга – результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно  осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна”.  (Как правило: т.е. обыкновенно, чаще всего, в большинстве случаев [6]).

В РФ понятие услуги было определено в статье 2 Закона [10]. Но в новом Законе [11] определение понятия услуги не даётся. Возможно, потому, что услуга существует только в момент её исполнения. А при завершении (выполнении) услуга исчезает. И искать услугу после её исчезновения, в частности, во внешнеэкономической деятельности, равносильно поиску чёрной кошки в тёмной комнате, где её давно уже нет!

Налоговый кодекс РФ [12] вводит понятие услуги для целей налогообложения. “Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности”. Это тоже свидетельствует о “мимолётности” услуги с одновременной попыткой отнести её (услугу) к вечным ценностям человечества.

Российский стандарт [13] определяет: “Услуга – это, прежде всего, результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги”.

Американская маркетинговая ассоциация АМО [14]: “Услуга – это деятельность, выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно или прилагаются вместе с продажей товаров”.

“На сегодня нет единого понимания УСЛУГИ [9]“.

“Однако, большинство определений сводится к трём общим позициям” [9]:

“1. Услуга – это процесс (совокупность последовательных действий) [9]“.

2. Услуга – это взаимодействие поставщика и потребителя [1]; (некоторые авторы, тот же [9], пытаются заменить потребителя на материальный объект, но это чистое самоуправство, которое принципиально противоречит ограничению примечания 2 п. 3.4.2 [1]).

“3. Услуга – это результат процесса (деятельности) или взаимодействия. [9]“.

“Маркетологи выделили четыре основные характеристики, которые отличают услуги от материально-вещественных товаров (предметов).

“В русской интерпретации  [9] эти характеристики называют “4Н”: нематериальность, неоднородность, неразделяемость и несохраняемость.

В западной литературе [9] их принято обозначать аббревиатурой “IHIP” – intangibility, heterogeneity, inseparability, perishability”.

Итак, как написано в [9], четыре основные характеристики услуг.

“1. Нематериальность (неосязаемость) услуг означает, что их нельзя увидеть или продемонстрировать, а также нельзя оценить результат услуги до её получения”. А после получения услуги она уже не существует

“Нематериальность является ключевым отличием услуг от товаров, а также определяет наличие других характеристик”.

“2. Неоднородность (вариативность), непостоянство качества услуг.

Проблема  неоднородности возникает из-за сложности получения единообразного результата”.

“3. Неразделимость производства и потребления услуги.”

“Эта характеристика означает вовлечение потребителя в процесс производства в качестве сопроизводителя услуги” (“хотя бы однократного взаимодействия поставщика и потребителя” [1]).

Следует отметить, что в некоторых публикациях без доказательств встречается фраза “Однако не все услуги являются неразделяемыми [9] “. Это тоже самоуправство – считать, что услуга является не результатом взаимодействия исполнителя и потребителя, а результатом взаимодействия исполнителя и материальных объектов (что запрещено примечанием 2 п. 3.4.2 [1].

“4. Несохраняемость услуг”.

Услуги не заготавливаются впрок и не суммируются!

В дополнение к маркетологам необходимо выделить пятую основную характеристику понятия “Услуга”.

5. При окончании оказания услуги она прекращается!

6. Отличие характеристик предметов (товаров) и услуг наглядно видно из сравнительной таблицы 4, представленной в [9]:

Сравнительная таблица 4 товаров и услуг [9]

Материально-вещественные товары Услуги
1. Вещь (предмет) 1. Деятельность, процесс
2. Производство и потребление, как правило, не совпадают во времени и пространстве 2. Производство и потребление совпадают во времени и пространстве
3. Качественно определены (большая возможность для стандартизации) 3. Неопределённость качества (меньшая возможность для стандартизации)
4. Могут храниться, складироваться, накапливаться 4. Невозможно хранить, складировать и накапливать
5. Покупатели, как правило, не участвуют в производстве 5. Покупатель участвует в процессе производства
6. Возможна перепродажа 6. Невозможна перепродажа
7. Передаётся право собственности 7. Не передаётся право собственности
автор Andrey Matiashevich 2.08.2012

По утверждению Назаровой А.П. “Услуга не изменяет вещества природы, а создает условия для осуществления производственного процесса и жизнедеятельности людей.

Иными словами, услуга не создает потребительные стоимости в натурально-вещественной форме, а оказывает полезный эффект, который не существует как отличная от этого процесса вещь и может потребляться лишь в процессе производства (например, перевозка вещей, людей и другие формы полезного эффекта)” [15].

“Неосязаемость услуги нельзя понимать буквально, в том смысле, что она совершенно не ощущается клиентом. Под неосязаемостью подразумевается то, что услуга существует только в момент ее производства (оказания), так как она выступает не в виде вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека. Поэтому подобное свойство услуги правильнее было бы определить как нематериальность. Под нематериальностью услуги мы понимаем продукт труда, имеющий не материально-вещественное выражение, а выступающий в форме деятельности” [15].

Да, “Услуга” – это универсально и безразмерно, материально-нематериальный конгломерат, который везде можно применить, но, зачастую, использование термина “Услуга” идёт с нарушением законодательно установленной терминологии.

А для усиления важности термина “Услуга” введён усиливающий термин – “Сервис”. И уже отсюда идут: “Сервисные услуги”, Сервисное обслуживание” и даже “Услуги службы сервиса”. Ну и, к примеру, “Рынок сервисных услуг”!

Согласно [16] – сервис – это оказание услуг.

В словаре “Лингво” [17] латинское слово servis – имеет несколько значений:

1) служилый, находящийся в полном подчинении, зависимый.

2) обремененный повинностями.

3) усердно служить, быть к услугам.

Английское слово servise  имеет значения – услуга, служба, служение, обслуживание.

В словаре синонимов русского языка [7] синонимом “сервиса” – являются служба, услуги, обслуживание, услуга.

Поэтому, с учётом правил русского языка, словосочетания “сервисное обслуживание”, “сервисные услуги”, и, особенно, “услуги службы сервиса” являются откровенной тавтологией, несмотря на то, какой безграничный внутренний смысл и какие далеко идущие выгоды вкладывают в эти словосочетания их авторы.

Выводы.

1. В межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 необходимо ввести категорирование продукции из [2].

При таком подходе в четырёх категориях продукции разместятся:

- услуги (но без выполненных работ, которые, конечно же, всегда бывают только материальными!);

- интеллектуальный продукт (здесь должна быть интеллектуальная продукция – исследования, решаемые задачи, интерпретация результатов; изобретения и патенты; алгоритмы и программные продукты);

- материальный продукт и выполненные работы;

- перерабатываемые материалы и химия.

2. Практически несостоятельно данное в современной редакции ГОСТ ISO 9000-2011 определение термина “Услуги” (примечание 2 к п. 3.4.2)  [1], которые, как правило, нематериальны, и которые “как правило” (а точнее, практически всегда) применяются с нарушениями уж точно одного, а часто и обоих отличительных признаков.

3. Cводить в одну категорию продукции с названием “услуги” и “нематериальные услуги”, и “выполненные работы” (все как правило материального характера) – это просто произвол, ничего общего не имеющий со здравым смыслом.

4. Бесконтрольное расширение понятий “сервис”, “услуги”, “услуги службы сервиса” ведёт к стремительному развитию новой, пока ещё безымянной, отрасли науки, распространяющей “идеи жизненного цикла продукции” на создаваемое понятие “жизненный цикл услуг”. Причём, создателей этой отрасли науки не останавливает то, что:

а) при окончании оказания услуги она прекращается;

б) услуги не заготовляются впрок и не суммируются;

в) услуги “как правило” (т.е. практически всегда) нематериальны и не имеют стоимости (а если услуга сопровождает производство материального объекта, например, транспортировка людей или материалов при строительстве объекта, то стоимость услуги просто добавляется к стоимости объекта).

Уже появились кандидаты этих самых наук, на подходе доктора этих наук, а там недалеко и до появления Академии “сервисных услуг”!

5. Введение в межгосударственный стандарт ГОСТ  ISO 9000-2011 категорирования продукции из [2]:

- вернёт гипертрофированно разросшимся услугам их достойное и скромное место в народном хозяйстве;

- узаконит выполнение работ как отдельный вид продукции, реально существующий, очень важный и широко распространённый;

- позволит производителям интеллектуальной продукции ощутить себя творцами, а не просителями перед лицом производителей услуг, исчезающих в момент окончания процесса их выполнения;

- может послужить приглашением для креативных исполнителей услуг вернуться из путешествий в лабиринтах налоговых законодательств к участию в реальной материальной производственной деятельности.

6. Хотелось бы услышать мнение специалистов, которые связаны с терминологией [1] и зачастую вынуждены “выбирать из двух зол третье – худшее”.


Библиографический список
  1. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Москва., Стандартинформ, 2012. 15 стр.
  2. Райсберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь – 2-е изд., испр.М.:ИНФРА-М-1999. 479с.
  3. Большой экономический словарь – М. Институт новой экономики. А.Н.Изрилиян. 1997.
  4. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, ред. Валуева Н.В., 27-е изд., испр., АСТ, 2013. 1360 с.
  5. Большой бухгалтерский словарь/под ред. А.Н.Изрилияна, М: Институт новой экономики,-1999. 574с
  6. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.-7-е изд., стереотип.- Москва, Русские словари, 1999. 19238 статей.
  7. Словарь русских синонимов (онлайн версия) Classes.RU. Статья «Продукт»: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-68584.htm; Статья «Сервис»: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-78152.htm
  8. Фрейдина Е.В., Управление качеством, Курс лекций, Новосибирский государственный университет экономики и управления, 2015, 121 с.
  9. “Служить бы рад…” Андрей Митяшевич. http://amatyashevich.blogspot.ru/2012/08/blog-post.html
  10. ФЗ №157 от 13.10.1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.
  11. ФЗ №157 от 08.12.2003 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”
  12. Налоговый кодекс РФ (НК РФ), 2015.
  13. ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения
  14. Американская маркетинговая ассоциация АМО http://upravlenec.net/Marketing/18.%20Marketingovye%20uslugi/index.htm
  15. Назарова А.П.  http://ekonomic.narod.ru/nbene/market/fmarket10.htm
  16. Ефремова Т.Ф. Новый толковый словообразовательный словарь русского языка. Дрофа. Русский язык. 2000. 1233 с.
  17. Англо-русский словарь “Лингво”. www/lingvo-online.ru/Translate/en-ru/servise


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Белоенко Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация