Приход информационной эры ознаменовался внедрением в нашу повседневную жизнь огромного количества информационных технологий. Они делают нашу жизнь легче, они же накладывают на нас определённые ограничения. Повсеместное использование информационно-вычислительных систем и экспоненциальный рост объёмов информации, необходимой человеку для успешного функционирования в информационном обществе, обусловили потребность в новой компетентности – информационной.
Впервые термин «информационная компетентность» был использован в 1992 году в ходе обсуждения Советом Европы проблем среднего образования. В ходе этого симпозиума европейскими учёными был составлен следующий список ключевых компетенций, необходимых личности для адаптации и самореализации в информационном обществе:
- изучать;
- искать;
- думать;
- сотрудничать;
- приниматься за дело;
- адаптироваться.
После вступления России в Болонский процесс эта проблема обратила на себя внимание и отечественных исследователей. Учитывая опыт европейских коллег, российские учёные выделили следующие ключевые компетенции:
- учебно-познавательные;
- информационные;
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- коммуникативные;
- личностного самосовершенствования;
- социально-трудовые.
По мнению А.В. Хуторского введение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит решить характерную для российской системы образования проблему, когда ученики, обладая высоким уровнем теоретических знаний, испытывают затруднения в их реализации на практике при решении конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций [1].
Разработчики Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года всецело разделяют эту точку зрения, относя к числу приоритетных задач обеспечение инновационного характера российского образования, в том числе за счёт компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Несмотря на то, что проблемой изучения генезиса понятия «информационная компетентность» занимается целый ряд отечественных и зарубежных учёных, содержание данного понятия в научно-педагогической литературе по-прежнему определяется весьма неоднозначно. Существует два подхода к определению понятия «информационная компетентность».
Сторонники первого подхода (О.Н. Ионова, В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н. Фалина, К.К. Хенер и др.) рассматривают информационную компетентность в узком смысле, делая акцент на умении пользоваться различными техническими средствами обработки информацией и фактически приравнивая информационную компетентность к компьютерной грамотности.
Так, по мнению В.Ф. Бурмакиной информационную компетентность можно считать сформированной лишь в случае уверенного владения учащимися всеми компонентами ИКТ-грамотности при решении вопросов, возникающих в ходе учебной или другой деятельности. При этом особое внимание следует уделять овладению метапредметными навыками: познавательными, этическими, техническими [2].
О.Н. Ионова считает информационную компетентность интегративным качеством личности, представляющим новообразование из знаний, умений и способностей в сфере информационной деятельности, которое позволяет самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям в самых разнообразных сферах деятельности с использованием новых информационно-технических средств [3].
Согласно К.К. Хенер информационная компетентность является совокупностью знаний, умений и навыков, которые формируются в ходе обучения информатике и самообразования в области информационных технологий [4].
Второй подход рассматривает информационную компетентность в широком смысле, когда во главу угла ставится собственно информация и умение работать с ней. Приверженцами данной теории являются Д.С. Ермаков, Н.Н. Коровкина, Е.В. Петрова, С.В. Тришина, А.В. Хуторской и др.
Е.В. Петрова рассматривает информационную компетентность как способность осмысления человеком реалий информационного общества и как средство для реализации всех предоставляемых им возможностей. Она считает, что для подготовки специалиста, квалификация которого отвечала бы постоянно изменяющимся требованиям социума, необходимо использовать все образовательные возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникативными технологиями [5].
Схожей точки зрения придерживается Д. С. Ермаков, определяющий информационную компетентность как «осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами мышления, ценностями, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах информационной деятельности; способность, готовность и опыт самостоятельной информационной деятельности» [6].
Н.Н. Коровкина вкладывает в понятие «информационная компетентность» не только умение находить и хранить различную информацию, но и умение её пользоваться, а для этого необходимо научиться работать с разнообразными информационными системами:
- оглавлением учебника;
- алфавитным каталогом в библиотеке;
- текстом учебника, книги, энциклопедии;
- электронными источниками информации [7].
Российские исследователи С.В. Тришина и А.В. Хуторской, причисляя информационную компетентность к числу ключевых, рассматривают её как отражение требований, предъявляемых социумом к тому или иному специалисту, в его профессиональной деятельности. Это сложное, многоаспектное качество личности, включающее в себя поиск, анализ, отбор, усвоение и переработку, информации с целью получения знаний для принятия оптимальных решений в различных сферах деятельности [8]. Вопросы развития информационной компетентности школьников и студентов рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой [9-11], И.Н. Мовчан [11-14], Г.Н. Чусавитиной [15, 16].
При этом учёные акцентируют внимание на том, что понятия «компетенция» и «компетентность», которые многими используются как синонимы, необходимо различать.
Компетенция представляет собой социальный заказ, требование к образовательной подготовке личности, являющееся необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности в определённой области.
Компетентность же, рассматривается как уже сформированное личностное качество специалиста, имеющего необходимый опыт работы в заданной сфере [17].
Аналогичного мнения придерживаются и разработчики федеральных государственных образовательных стандартов, разводя понятия «компетенция» и «компетентность».
«Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей» [18, c. 119].
«Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем» [18, c. 119].
В своей работе мы будем придерживаться второго подхода, понимая под информационной компетентностью умение работать с информацией, т.е. находить, получать, анализировать, обрабатывать и использовать информацию при решении повседневных проблем, учебных ли или бытовых.
Определившись с терминологий, можно переходить к следующему вопросу – что делает информационную компетентность столь значимой.
Правомерность отнесения информационной компетентности к группе ключевых не вызывает никаких сомнений. Умение работать с информацией помимо прочих входит в состав познавательных универсальных учебных действий, формирование которых начинается уже в начальной школе и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов. К концу начального периода обучения ребёнок должен научиться:
- самостоятельно организовывать поиск информации:
- пользуясь учебной литературой (учебниками, словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе электронными) и информационными ресурсами Интернета, находить информацию, необходимую для выполнения учебных заданий;
- критически относиться к получаемой информации, сопоставляя её со своим жизненным опытом и информацией из других источников
- выделять из всего объёма информации лишь существенную и нужную для решения конкретной задачи;
- производить запись выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать интерпретировать и преобразовывать содержащуюся в тексте информацию;
- проводить сравнение, классификацию и генерализацию целого ряда объектов по определённым критериям;
- выявлять несложные причинно-следственные связи;
- объяснять и обосновать свои ответы и утверждения, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Формирование собственно ИКТ-компетентности, которая относится к числу метапредметных результатов, также начинается на начальной ступени общего образования и происходит в результате изучения всех без исключения предметов.
Обучающиеся учатся работать с гипермедийной информацией, объединяющей в себе текст, графику, звук, гиперссылки, флэш-анимацию и многое другое. Они осваивают общие принципы работы с ИКТ, учатся использовать средства ИКТ в своей учебной и познавательной деятельности.
Выпускники начальной школы должны научиться:
- безопасной работе с компьютером и ИКТ;
- находить в Интернете, электронных словаря, справочниках и базах данных требуемую информацию;
- сохранять полученную информацию, создавая на компьютере собственные папки или используя съёмные носители;
- использовать основные возможности тестового редактора;
- создавать средствами ИКТ модели объектов реального мира;
- создавать презентации.
Таким образом, информационная компетентность не без основания причислена к разряду ключевых компетентностей. Обладание ею является одним из обязательных условий для адаптации и возможности самореализации в современном обществе.
Несмотря на то, что на современном этапе развития науки термин «информационная компетентность» используется достаточно часто, он по-прежнему трактуется неоднозначно.
Очевидно, что в условиях столь стремительного развития информационного общества нельзя более отождествлять информационную компетентность с элементарной компьютерной грамотностью. Требуется гораздо более глубокий и системный анализ данного явления.
Чтобы понять какое же место отводится информационной компетентности в процессе перестройки системы российского образования и создания личности, способной быстро адаптироваться к требованиям динамично меняющегося мира, необходимо, прежде всего, определить, что же представляет собой информационная компетентность и каковы её структура и функции. Именно этому и будут посвящены наши дальнейшие изыскания.
Библиографический список
- Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm (дата обращения: 21.12.2014).
- Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с.
- Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород: [б. и.], 2007. 20 с.
- Хенер К.К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. М., 2004. № 12. С. 5-9.
- Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43.
- Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. М., 2011. №1. С. 4-8.
- Коровкина Н.Н. Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы // Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок». URL: http://festival.ru/index.php?numb-artic=412191 (дата обращения 21.12.2014).
- Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2005/0910-11.htm.
- Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
- Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 186 с.
- Белоусова И.Д. Развитие информационной компетентности учителей с использованием обучающей программы «Хронограф-тренажер» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 146-151.
- Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111.
- Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
- Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 18. № 4. С. 30-32.
- Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // В сборнике: Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России 2011. С. 338-345.
- Чусавитина, Г.Н. Формирование компетентности будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности // Вестник МГОУ. Серия «Открытое образование». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 1 (20). С. 92-97.
- Тришина С.В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: http://www.eidos.ru/journal /2004/0622-09.htm (дата обращения: 21.12.2014).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с.