Современный, динамично развивающийся мир, насыщенный многообразием наукоёмких технологий представляет собой инновационное пространство для развития каждого человека, который должен уметь анализировать свои действия, логически рассуждать, рефлексивно оценивать факты, события, критически относиться к действительности, моделировать жизненное и профессиональное пространство. А с позиций образования можно утверждать, что это невозможно без овладения основами математического мышления.
Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Цель новой концепции математического образования – сделать российское математическое образование лидирующим в мире, а среди задач упоминаются модернизация учебных программ, повышение профессионализма преподавателей и формирование у учеников и учителей установки, “нет неспособных к математике детей”[1].
Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам математического образования, позволяет утверждать, что некоторые вопросы выходят за рамки отдельной предметной области и относятся к общей проблематики системы профессионального образования.
Объективная необходимость качественного преобразования высшего профессионального образования выражается сегодня идеей модернизации, состоящей в обновлении образовательной системы путем приведения её качественных характеристик к современным требованиям. [2].
В материалах модернизации российского образования компетентностный подход рассматривается как один из важнейших методологических оснований обновления образования в условиях информатизации и глобализации.
При традиционном обучении в вузе, как показывает практика, основная часть выпускников превращается в усредненных специалистов узкой квалификации. Они владеют определённым объемом знаний, но мыслить ситуативно и нестандартно, синтезировать знания оказываются неспособными. Поэтому сегодня в высшей школе необходимо изменить методы обучения, расширив те из них, которые формируют практические навыки анализа информации, помогают овладеть технологией моделирования производственных процессов и жизненных ситуаций, быть готовым к самоанализу и анализу действий, к ответственности за свою деятельность.
Необходимо научить студента осваивать материал не только на знаниевом уровне, но и на уровне владения математическими методами и моделями, интерполированием и экстраполированием не только в математике, но и в решении профессиональных и жизненных проблем.
И важная роль в решении этой актуальнейшей задачи принадлежит, безусловно, математическому образованию. Причем речь идет в первую очередь не о подготовке специалистов-математиков, а о математическом обучении как составляющей общекультурной и профессиональной подготовки всех студентов, выпускаемых профессиональной школой.
Определение необходимого и достаточного объема содержания математического обучения на основе требований государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов бакалавров и специалистов является важным этапом в реализации современных целей профессиональной подготовки. Современное понимание содержания профессионального образования должно включать в себя компоненты, обеспечивающие гуманистическую ориентацию, практикоориенитрованную систему знаний и способов деятельности, опыта креативной деятельности и предметной культуры, усвоение которых обеспечит формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Одним из сущностных принципов математического образования, как части профессионального образования студентов является его гуманитарная ориентация. Она предполагает учёт интересов и способностей каждого из обучающихся для которых математика является средством их личностного и творческого роста, обеспечивающая перспективы для будущего. Необходимо так же подчеркнуть, что исходя из гуманитарной составляющей математического образования, может осуществляться профильная дифференциация обучения как основа для формирования интеллектуального потенциала общества и его научно-технического развития.
На содержательном уровне, предметное пространство математики, как средство формирования профессиональных компетенций студентов, представляет собой систему проблемных ситуаций, в которых определены цели, прогнозируемый результат, точно дозированы действия и средства. Система ситуаций позволяет педагогу проводить дозированное управление учебной группой и каждым студентов в отдельности. [3,4]
На технологическом уровне, обучения студентов происходит путём погружения в предметное пространство, что позволяет создавать условия для овладения обучающимися математическими методами решения профессиональных задач, формирует готовность и способность студентов к использованию математического моделирования в профессиональной деятельности.
Система ситуаций обеспечивает организационно-содержательное функционирование предметного пространства математики. Ситуация в данном контексте представляет собой меру образовательного процесса, направленную на управление познавательной деятельностью студентов.
В ходе научных исследований было выявлено, что наиболее ярко продуктивные процессы мышления выступают при постановке и решении человеком различных проблем, выдвигаемых жизнью: экономических, социальных, юридических, педагогических, производственных, научных, учебных и т.д.
Сущностным отличаем построения предметного пространства математики для студентов нематематических специальностей является практическая направленность проблемных ситуаций, обеспечивающих решение экономических, социальных и других задач. В этом случае мотивация студентов преобразуется в целевую установку, направленную на решение профессиональной проблемы. А это приводит к тому, что мотивы студентов совпадают с целью решения проблемы и их деятельность носит практикоориентированный и целенаправленный характер.
Предметное пространство математики, как система ситуаций, может включать в себя проблематику исследования операций, связанных с оптимальным использованием ресурсов (задача о назначениях, транспортная задача, задачи целочисленного программирования), с оптимальным составом смесей, с нахождением оптимальных параметров систем массового обслуживания и т. д. [5].
Среди многообразия предметных средств, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций студентов в процессе обучения математики, необходимо выделить использование математического моделирования экономических, социальных и других систем, необходимых для понимания причинно-следственных связей, планирования, прогнозирования и оценки эффективности в принятии решений. Построение экономико-математических моделей производственной деятельности позволяет рассмотреть профессиональную проблему с момента принятия бизнес-решения до оценки эффективности полученного результата. Использование математического моделирования в технологической организации предметного пространства математики, как показывает практика, качественно повышает уровень овладения общекультурными и профессиональными компетенциями студентов.
Для реализации практикоориентированного содержания предметного пространства математики в основе которого лежит деятельностный подход, структуру проблемной ситуации можно представить следующим образом: цели – действия – средства – результат. В каждой ситуации педагогом проектируются две цели. Первая цель всегда направлена на выработку личностной позиции, ценностных ориентаций, то есть содержит в себе общекультурный смысл. Например, способность выявлять естественнонаучную сущность проблемы, возникающую в ходе профессионально-педагогической деятельности. Вторая цель несёт в себе семантическую нагрузку и направлена формирование профессиональных компетенций. Например, способность применять математические методы к решению практических задач профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, в рамках обучения математическим дисциплинам предметное пространство математики представляет собой систему проблемных ситуаций и выступает средством формирования профессиональных компетенций студентов вуза.
Библиографический список
- Концепция математического образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.math.ru/conc/vers/conc-3003.pdf
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ed.gov.ru/, свободный.
- Самерханова Э.К. Организация единого образовательного пространства обучения студентов по циклу математических дисциплин: Моногр. – Н.Новгород: Изд-во ВГПУ, 2006. – 356 с.
- Самерханова Э.К. Педагогические условия профессионального развития студентов колледжа: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н.Новгород, 2001. – 18 с.
- Самерханова Э.К. Математическое моделирование в профессиональном образовании // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. – Н.Новгород.: сборник статей по материалам конференции, 2014. С.69-72.