Электронный ресурс оценивания информационных компетенций студентов-будущих учителей информатики.
Современное образование неразделимо с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Сегодня их повсеместное применение в учебном процессе стало нормой для большинства педагогов. Однако с растущими темпами применения современных технологий, соразмерно растут и запросы образовательного аппарата к подготавливаемым кадрам, что наиболее ощутимо при рассмотрении педагогов-информатиков.
В качестве объекта исследования выступает процесс оценивания информационных компетенций студентов-будущих учителей информатики.
Данных специалистов подготавливают во многих педагогических ВУЗах, к выпускникам которых определен перечень требований по наличию сформированных компетенций. Начиная со ФГОС 3+, дополнительные специальные компетенции определяются образовательным учреждением и/или разработчиками учебных программ. Опираясь на данный факт, нами были выбраны две дисциплины, включенные в перечень дисциплин направления 44.03.01, профиль информатика и ИКТ: «ИКТ в образовании» и «Архитектура компьютера». Данные дисциплины направлены на развитие информационных компетенций, поэтому, подойдут для апробации разработанного электронного ресурса.
Были выделены две компетенции, для оценивания которых создан электронный ресурс:
- Готов применять знания теоретической информатики, фундаментальной и прикладной математики для анализа и синтеза информационных систем и процессов
- Способен использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации
Определим понятие компетенция и информационная компетенция.
Компетенция – это набор знаний, умений и навыков, требующихся для осуществления профессиональной деятельности. [1..4]
Информационная компетенция – это способность самостоятельно работать с информацией, как при помощи устных и письменных средств, так и при помощи средств ИКТ.
В качестве испытуемых были выбраны студенты второго курса, изучающие данные дисциплины. Для составления тестов необходимо обладать достаточной компетентностью в данном вопросе, в связи с этим отобраны задания из Единого Государственного Экзамена по информатике, направленные на контроль данных компетенций. Преимущество данных заданий состоит в том, что они уже представлены в формате теста и охватывают значительную часть информационных компетенций. Также студенты, обучающиеся по направлению 44.03.01 сдавали ЕГЭ по информатике и должны обладать способностями к решению подобных задач.
В качестве средства разработки электронного образовательного ресурса для контроля и оценивания информационных компетенций студентов-будущих учителей информатики была выбрана система Moodle.
После сбора вопросной базы в текстовом формате DOCX, при помощи программы-конвертера данные были переведены в формат XML для массового импорта в систему Moodle.
Было зарегистрировано доменное имя moodle-lms.ru и направлено на личный сервер, где расположены файлы LMS Moodle.
Главная страница электронного ресурса.
рис. 1
После установки и настройки были созданы два электронных курса соответствующие выбранным дисциплинам, а также импортированы заранее подготовленные XML файлы, содержащие базу заданий:
рис. 2
Следующий шаг – формирование тестов. Для этого необходимо воспользоваться добавлением нового ресурса типа – тест. Указаны необходимые настройки:
-название теста
-количество вопросов в одном тесте
-параметры оценивания заданий
-временные рамки прохождения.
-время прохождения теста – 30 минут.
-максимальный бал – 10.
-максимальный бал за выполнение одного задания – 1.
-минимальный бал за выполнение одного задания – 1.
форма добавления электронного теста
рис.3
В результате были сформированы 2 электронных курса, содержащие материалы для проведения контрольного тестирования (см. рис. 3).
Основные возможности электронного ресурса:
-создание контрольных заданий;
-распределение баллов контрольным заданиям;
-автоматизированная процедура контроля и оценивания;
-отображение индивидуальных и групповых статистических данных.
Результаты тестирования по предмету «Архитектура компьютера»:
рис. 4
Также система Moodle позволяет собирать и демонстрировать статистические данные в виде диаграмм:
рис. 5
Результаты тестирования 2 курса по предмету «ИКТ в образовании», раздел «Алгоритмы и программирование»:
рис. 6
рис. 7
Разработанный электронный ресурс на платформе Moolde является мощным, и в тоже время гибким инструментом, с интуитивно понятным интерфейсом. Это делает его применение в образовательном процессе эффективным средством, не только для проведения процедур оценивания и контроля, но и выполнения других функций, предусмотренных возможностями системы.
Основные преимущества разработанного электронного ресурса:
-автоматизированная процедура контроля и оценивания
-возможность постоянно корректировки вопросной базы
-гибкая и логически продуманная выборка вопросов (возможность выделить типы вопросов, задать набор заданий для каждого типа)
-удаленный доступ к электронному ресурсу
-создание групп обучающихся
-обширные статистические данные (рис. 4..7)
Нам удалось успешно разработать электронный ресурс на базе системы Moodle и апробировать его на студентах второго курса, БФУ им. Иммануила Канта направления 44.03.01.
Библиографический список
- Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] / Г. Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 276-279.
- Мензул Е.В. доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики Методы и формы контроля знаний студентов: компетентностный подход// Эл. текст. URL: http://www.myshared.ru/slide/176779/ (дата обращения: 24.03.2015)
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Эл.текст:http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758
- Ефремова Н.Ф. ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАДЕЖНОСТИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научный журнал «Фундаментальные исследования». 2014. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistema-kontrolya-i-otsenki-pri-formirovanii-proektno-informatsionnoy-kompetentsii-buduschih-pedagogov (дата обращения: 21.03.2015).