Актуальность темы. Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, является необходимым условием для обеспечения нормального физического и психофизиологического развития подрастающего поколения [3].
Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов, педиатров в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, – это какой он, каковы его морфофизиологические особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ и принципов организации воспитания и учебной работы, а также для выработки у ребенка механизмов адаптации, а для этого необходимо обратить внимания на имеющие инновационные технологий и т.п. [4].
Морфология, физиология и функциональная архитектура организма ребенка разных возрастных групп представляет собой результат между консервативной наследственностью и новыми индивидуальными приобретениями организма. Чем старше организм ребенка, тем больше багаж индивидуально приобретенного и тем большую роль он играет в прогрессивном развитии [12].
Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что именно дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития [2].
Организм ребенка дошкольного возраста обладает рядом особенностей. Одна из основных – постоянный рост и развитие всех органов и физиологических систем, совершенствование его функций. Для растущего организма характерна также и неравномерность процессов развития и формирования различных функциональных систем в разные периоды жизни [11].
Зная, группы крови и резус-фактор родителей, можно определить состояние здоровья ребенка, что очень важно не только для самих родителей, но и для детских дошкольных учреждений, школ и самого ребенка. Эти данные могут найти свое практическое применение в детском дошкольном учреждении и в средних обше-образовательных школах. С помощью готовых морфофизиологических показателей детей в детских дошкольных учреждениях, школах и других учреждениях можно создать определенные условия и приемы воспитания и обучения, и обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости резус- фактора и группы крови.
В ходе работы проводилось определение морфофизиологических показателей детей старшего дошкольного возраста. У родителей выяснили их группы крови и резус-фактор.
Гипотеза исследований. Групповые факторы системы крови передаются по наследству. Зная методы и их принципы наследования, можно получить необходимую информацию о детях, исходя из группы крови родителей [7]. Групповые факторы определяют морфофизиологические показатели ребенка, по которым можно судить о состоянии здоровья, т.е. физического и психического развития ребенка.
Цель настоящей представленной научной работы – изучить и исследовать морфофизиологические показатели детей старшего дошкольного возраста в зависимости от группы крови и резус-фактора родителей.
Исходя, поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить медицинскую документацию детей- дошкольников.
- Выявить особенности системы крови ребенка с выяснением группы крови и резус-фактора родителей.
- Указать биологическую роль группы крови и резус-фактора родителей в развитии организма детей.
- С учетом выявленных результатов предоставить предложения и рекомендации для данного дошкольного учреждения по улучшению физического развития и состояния здоровья детей.
Материал и методы исследований. Местом проведения экспериментальных исследований послужило детское дошкольное учреждение «Жемчужинка» №31 г. Елабуги, РТ. Исследования были проведены на двух группах детей старшего дошкольного возраста. Всего для исследования были включены двадцать шесть детей и их родители.
Новизна работы заключается в том, что морфофизиологические показатели детей в зависимости от группы крови и резус-фактора родителей изучается впервые в нашем регионе Нижняя Кама РТ. Эти данные позволяют судить о будущем поколении РТ и России. Установлено, что в браке резус-отрицательного мужчины с резус-положительной женщиной дети рождаются здоровыми. К болезни ребенка может привести лишь комбинация «резус-отрицательная мать и резус-положительный отец». По этим результатам можно предположить о том, что у детей, имеющие резус-отрицательный фактор, морфофизиологические показатели будут ниже. Эти дети слабее, на внешность худенькие, беззащитные и отстают на различных этапах постнатального развития, т.е. предполагаемый иммунологический резус- конфликт, который может быть между матерью и плодом еще в утробе, возможно, продолжается и после рождения ребенка на различных периодах постнатального онтогенеза.
Практическая значимость работы заключается в том, что, во-первых, полученные нами данные научно обоснованы. Во-вторых, это будет полезной информацией для родителей, при планировании семьи и они должны учитывать свои группы крови и резус-фактор, а также имеющиеся наследственные заболевания. И, в-третьих, наши данные будут направлены на профилактику болезней детей на различных этапах их роста и развития[8].
К исследованиям были включены две группы детей старшего дошкольного возраста и их родители.
Для проведения работы по изучению морфофизиологических показателей детей и их родители предоставили свои данные о группах крови и резус-фактора.
Группы крови и резус-фактор детей был взят по медицинским документациям в детском дошкольном учреждении.
Для точности результатов, работа выполнялась по четыре раза в год. Нами дана оценка и сравнительная характеристика детям с различной группой крови и резус-фактором, т.е. были отмечены положительные и отрицательные стороны той или иной группы крови и резус-фактора, их значение для организма, болезни, состояния здоровья и т.д.
Для оценки роста и развития ребенка использовали методы, которые традиционно применяются биологическими и медицинскими науками [6].
Масса тела измерялась с помощью медицинских весов. Длина тела, стоя с помощью ростомера, а длина тела, сидя, высота и ширина головы и окружность грудной клетки, длина руки, ноги, позвоночника с помощью метра.
Морфологические показатели использовались для оценки физического развития детей.
Физиологические методы – позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в живых системах [6].
Измерение артериального давления выполнялась в присутствии старшей медсестры и врача-педиатра, который посещает данное детское дошкольное учреждение два раза в неделю.
Для измерения кровяного давления использовался специальный манометр, предложенный русским врачом Н.С.Коротковым.
Нами измерялся пульс каждого ребенка. С помощью часов засекалось время для установления частоты пульса за одну минуту. Пульс прощупывался на кисти руки, слегка прижав лучевую артерию к лучевой кости. Устанавливалась также частота дыхания ребенка за одну минуту.
Данная работа выполнялась в присутствии старшей медсестры и врача-педиатра.
Количество гемоглобина в крови у дошкольников и скорость оседания эритроцитов определялась нами в лаборатории детского дошкольного учреждения.
С помощью прибора Панченкова определялась скорость оседания эритроцитов.
Количество гемоглобина в крови определялась при помощи специального прибора – гемометра.
Работа по определению количества эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов выполнялась лаборантами в присутствии нас в детской поликлинике.
Температура тела детей измерялась с помощью термометра.
При наблюдении, которое проводилось в ходе игровой деятельности дошкольников, и выявлялись психофизиологические особенности детей. По быстроте, ловкости выполнения движений во время игры и физических упражнений с воспитателем, можно было судить о физическом развитии и здоровье ребенка. По общению дошкольниками, воспитателем и родителями, по поступкам при различных ситуациях, можно было судить об умственном и нравственном развитии ребенка и его психике [5].
Достоверность результатов исследований проводилась по критерию Стьюдента при значений разницы между группами Р < 0,05.
Результаты исследований и их обсуждение. Нами было проведено исследование морфофизиологических показателей двадцати шести дошкольников старшего дошкольного возраста. Среди них десять дошкольников имели I группу крови, что составляет 38,5%; а девять детей имели II группу крови, что соответствует- 35% , пять дошкольника имели III группу крови, что составляет 19,2% и лишь два дошкольника имели IV группу крови и соответственно 8%.
Среди родительских пар были выявлены, когда мать и отец имели резус-положительный и были такие, когда отец имел резус-положительный, а мать резус-отрицательный. Все исследуемые дети имели различные группы крови и резус-положительный фактор. Возраст детей составил от шести до семи лет.
Большинство детей старшего дошкольного возраста имели II и III группу здоровья, так как у большинства дошкольников наблюдалось нарушение осанки и железодефицитная анемия, хронический тонзиллит, систолический шум сердца, пищевая аллергия, функциональная кардиопатия, гипертрофия небных миндалей, пиелонефрит, дефицит или избыток массы тела I – II степени и другие.
Среди изучаемых физиологических показателей детей незначительно варьировали температура тела , частота дыхания и частота сердечных сокращений в одну минуту, артериальное давление и количество гемоглобина, при отсутствии диагноза анемии I – II степени.
Большинство исследуемых детей старшего дошкольного возраста имели нормальную температуру тела, которая равна от 36,4ºС до 36,7ºС. Данная температура обеспечивает стабильность метаболических процессов, так как от температуры зависит физиологические процессы и биохимические реакции. Частота дыхания в одну минуту в среднем была от 16до 20, а частота сердечных сокращений колебалась в пределах – 92-95.
Физиологическое состояние детей дошкольного возраста зависит от кровяного давления сердечно-сосудистой системы. Артериальное и венозное давление большинства детей составило в среднем за весь период исследований в соотношениях 100/60. У детей наблюдался железодефицитная анемия, дефицит или избыток массы тела I – II степени, у них кровяное давление составило 90/60.
Отечественными и зарубежными учеными установлено, что люди с разной группой крови предрасположены к разным заболеваниям. Достоверность этих данных были доказаны и исследованиями ученых-генетиков. А в дальнейшем это положение было проверено врачами-практиками. Они утверждали, что чаще всего люди имеющие I группу крови подвержены следующим заболеваниям: язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, гастриты, тяжелые формы болезней желудочно-кишечного тракта, а у грудных детей чаще развиваются гнойно-септические инфекции, повышенная восприимчивость к различным инфекционным заболеваниям.
Для людей имеющих II группу крови, чаще характерно и свойственны следующие заболевания: ревматизм, диабет, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, аллергии, лейкозы, холецистит, желчнокаменная болезнь.
Дети, имеющие I группу крови и резус-положительный фактор, являются активными, подвижными и всегда лидеры. Они самоуверенны, сильны и напористы, могут отдать все за достижение поставленной цели. Однако у них бывают сбои: самовлюбленность, высокомерие [10].
Дети со II группой крови и резус-положительным фактором прекрасно себя чувствуют на «подчиненных» должностях, главное, чтобы рядом были единомышленники. Любят комфорт, душевный и бытовой, ненавидят конфликты. В душе они романтики, но иногда бывают упрямы и раздражительны [10].
По результатам наших исследований, проведенных в течение несколько лет, у детей, имеющих I, II группу крови и резус-положительный фактор, морфофизиологические показатели часто соответствовали нормам.
Из морфологических показателей крови: количество эритроцитов составило от 4,2*1012/л до 4,3*1012/л, а лейкоцитов 8,4*109/л до 8,5*109/л, а тромбоцитов от 3,3*109/л до 3,4*109/л. В течение нескольких лет, даже при повторных исследованиях, у детей приведенные морфологические крови показатели претерпевали незначительных изменений.
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) зависит от физиологических процессов, происходящих в организме на соответствующем возрасте. У детей имеющих I и II группу крови СОЭ соответствует норме и составляет 8,7-9,3 мм/ч, а через год этот показатель стал выше и составил 8,9-10,3 мм/ч. По морфологическим и физиологическим показателям крови через год разница была недостоверная, по сравнению с предыдущим годом.
Количество гемоглобина, содержащий в крови человека зависит от количества эритроцитов, так как именно в них содержится гемоглобин и обеспечивает дыхание клеток в организме. За весь период исследований содержание гемоглобина в среднем у них составил 112-125 г/л. Но у детей с железодефицитной анемией содержание гемоглобина ниже нормы, то есть он составил 90-92 г/л.
К морфологическим показателям относятся масса и длина тела, длина конечностей, длина позвоночника, высота и ширина головы, окружность грудной клетки.
Масса тела у детей, имеющие I и II группы крови в среднем составляла от 19 до 24 кг, длина тела от 112 до 117 см, а длина тела – сидя от 93 до 94 см, длина руки от 44,5 до 45,9 см, длина ноги – 61,6-63,2 см, высота головы – 18,8-20 см, ширина головы – 15 см, окружность грудной клетки – 63-64 см и длина позвоночника – 29-30 см.
В течение всего эксперимента были проведены повторные исследования, при этом масса тела подвергалась незначительным изменениям. Масса тела детей увеличилась на 2-3 кг, рост на 1-2 см, а остальные морфофизиологические показатели были на 0,5-1 см выше.
У детей I группы крови были выявлены некоторые патологии и были поставлены следующие диагнозы: функциональная кардиопатия, пищевая аллергия, гипертрофия небных миндалин, нарушение осанки, железодефицитная анемия и пиелонефрит. У детей II группы крови – пищевая аллергия, нарушение осанки, гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит простой формы, систолический шум, дефицит массы тела I степени.
По результатам наших исследований, физиологические показатели этих детей были ниже нормы. Количество эритроцитов у детей имеющих II группы крови, составляли от 3,9*1012/л до 4,5*1012/л, а количество лейкоцитов превышало норму и составляло от 9,6*109/л до 9,8*109/л. Возможно на этот показатель и повлияли и приемы воспитания, которые наблюдались у детей в момент исследования. Количество тромбоцитов в среднем составило от 3,3*109/л до 4,1*109/л.
Скорость оседания эритроцитов крови у детей с III и IV группой крови и резус-положительным фактором было выше, чем у детей, имеющие I и II группы крови и соответственно составляло от 11 до 12,5 мм/ч. Количество гемоглобина в крови было ниже нормы и составляло от 110 до 111,6 г/л. Поэтому, возможно у детей этой группы может наблюдаться и нарушение дыхания, а вследствие чего и может быть гипоксия. Но нужно учесть, что на данный показатель влияет физиологическое состояние детей, что отражалось на проявлении анемии I – II степени. Физиологической нормой для детей данного возраста содержание гемоглобина в крови составляет от 125 до 135 г/л.
По результатам исследований масса тела у этих детей составляла от 17,4 кг до 23,4 кг, длина тела стоя от 109 см до 115 см, длина тела сидя от 57 см до 92,6 см, длина руки – 44-44,6 см, длина ноги – 58-60,8 см, высота головы – 15,2-16 см, окружность грудной клетки – 57-61 см и длина позвоночника – 27,4-28,5 см.
При повторном исследовании у детей было установлено, что данные показатели подвержены к незначительным изменениям. Масса тела у детей увеличилась на 2-3 кг, а рост на 2-3 см, а остальные морфологические показатели были выше на 0,5-1 см.
У детей с III группой крови были установлены следующие заболевания: нарушение осанки, гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит. У детей с IV группой крови были выявлены железодефицитная анемия и гипертрофия небных миндалин.
Естественно, что при анализе и сравнении морфологических показателей, нужно учесть множество биологических и социальных факторов, так как они оказывают большое влияние на внешнее строение и развитие организма в ранние периоды постнатального онтогенеза.
На физиологическое состояние детей влияют питание, окружающая среда, сон и бодрствование, наличие каких-либо заболеваний, пол, национальность и другие факторы.
Заключение и выводы. Таким образом, по результатам нами проведенной работы, можно констатировать, что морфологические и физиологические показатели у детей имеющих III и IV группы крови были достоверно ниже, по сравнению с детьми, имеющих I и II группы крови, у которых показатели часто соответствовали морфологическим и физиологическим нормам.
Гетерохронизм, наблюдаемый при сравнительном изучении развития отдельных морфологических образований или функций, ни в коей мере не является показателем отсутствия или нарушения гармоничности развития организма ребенка на отдельных этапах его жизни.
Основным физиологическим механизмом, определяющим и интегрирующим морфологическое и физиологическое развитие организма ребенка и осуществляющим его взаимосвязь и взаимодействие с окружающей средой, являются нервная система, а с ведущим отделом – является кора головного мозга и кровеносная система с центральным органом – сердце [9].
Анализ полученных данных показывает, что морфофизиологические показатели у детей старшего дошкольного возраста в значительной степени зависят от группы крови и резус-фактора родителей.
По результатам исследований нами были сформулированы следующие выводы:
1.Группа крови и резус-фактор – это основные показатели, которые передаются по наследству и определяют физическое и психофизиологическое развитие и состояние здоровья ребенка.
2.Всего было выявлено десять детей с I группой крови и резус-положительным фактором, а девять дошкольников имели II группу крови и резус-положительный фактор, причем у пятерых было установлено III группа крови и резус-положительный фактор и два ребенка имели IV группу крови и резус-положительный фактор.
3.Дети II и III группы крови имеют более низкие морфофизиологические показатели, и были менее развиты в физическом и психологическом отношении.
4.Среди исследуемых детей старшего дошкольного возраста почти у всех был выявлен часто встречающийся диагноз – гипертрофия небных миндалин.
Библиографический список
- Андронеску А. Анатомия ребенка. Бухарест, 1970. – 256с.
- Индивидуальная анатомическая изменчивость органов, систем и формы тела человека. Под ред. Д.Б. Бекова. Киев, 1988. – 255с.
- Валькер Ф.И. Морфологические особенности развивающегося организма. Л., 1959. – 125с.
- Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Р.С. Буре, Н.Я. Михайленко, В.К. Котырло и др., Сост. Н.А. Редуцкая, Н.А. Петрова; Под ред. Р.А. Курбатовой. – М.: Просвещение, 1989. – 158с.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239с.
- Безруких М.М., Андронеску А. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416с.
- Михайлов В.Г. Тайны крови (Заметки гематолога). – М.: Знание, 1982. – 160 с.
- Морфология человека. Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1983. – 185с.
- Наймушин А.А., Наймушин А.И. Социально-медицинские вопросы здоровья. Уфа. 1998. – 195с.
- Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). Научно – производственное предприятие «Спарт», 1992. – 95с.
- Федоров Н.А., Альперин П.М., Файнштейн Ф.Э. Наша кровь. М.: «Знание», 1968. – 80с.
- Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Анторопова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319с.