СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ И КРУПНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ КОМПАНИЙ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Курбаков С.И.1, Демидова А.В.1
1Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация
В статье рассматривается сотрудничество ВУЗов и крупных профильных компаний как условие эффективного функционирования образовательной системы.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда


THE COOPERATION OF UNIVERSITIES AND LARGE SPECIALIZED COMPANIES AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

Kurbakov S.I.1, Demidova A.V.1
1Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
This article is about cooperation of universities and large specialized companies as a condition for the effective functioning of the educational system

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курбаков С.И., Демидова А.В. Сотрудничество ВУЗов и крупных профильных компаний как условие эффективного функционирования образовательной системы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/54450 (дата обращения: 18.04.2024).

За последние годы руководителями государства, а также экспертным сообществом и СМИ неоднократно обсуждалась проблема рынка образовательных услуг и его соответствие требованиям и потребностям современного рынка труда. На данный момент существует проблема достижения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Ежегодно на рынке труда оказываются тысячи молодых специалистов без опыта работы, которые не в состоянии устроиться по специальности. В то время, как растет уровень безработицы, работодатели не в состоянии найти кадры, отвечающие современным требования к подбору персоналу.

Несоответствие выпускников современным требованиям экономики к квалификации персонала имеют негативные экономические и социальные последствия. Первые выражаются в низкой конкурентоспособности предприятий и организаций, одной из причин которой является отсутствие креативно мыслящих, способных к инновационной деятельности работников. Вторые связаны с увеличением безработицы среди молодых специалистов без опыта работы.

В связи с актуальностью данного вопроса стоит рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга». По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.[6] В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования – «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».[1] Видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Под термином «образовательная услуга» чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов и их предложение различными образовательными учреждениями. [4]

Проблема низкой конкурентоспособности выпускников на рынке труда  с каждым годом становится все острее и заслуживает пристального внимания со стороны государства и исследователей. Практика показывает, что знания и практические умения российских выпускников не соответствуют реалиям и потребностям современной экономики. Теоретические знания являются устаревшими, а образовательные программы многих ВУЗов не предусматривают обучения студентов практическим навыкам. В связи  с чем, особо остро встает разработки эффективного механизма взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.  С этой точки зрения, особую значимость представляет опыт финансового университета по созданию кафедр крупнейших профильных компаний на базе университета.

В 2012 году Финансовый университет  совместно с крупнейшими финансовыми компаниями создал учебные кафедры  на базе университета. В университете присутствуют представители различных направлений финансовой деятельности (страхование, аудит, IT, государственное регулирование).  Кафедры участвуют в  жизни студента  начиная с первых курсов, когда студенты изучают основы экономики  для того, чтобы студенты имели представление о практической части работы того или иного направления экономики и осознанного выбирали специализацию на старших курсах. После того, как студенты выбрали специализацию ( в Финансовом университете это происходит на четвертом курсе бакалавриата),   кафедры начинают готовить своих будущих специалистов: проводятся курсы лекций, мастер-классов, студентам предоставляется возможность пройти оплачиваемую практику в компании. Подобные кафедры обучают  студентов в соответствии с  требованиями своей компании по подбору персонала,  а полученный опыт и теоретические знания  от ведущих специалистов компаний  делает выпускников конкурентоспособными на рынке труда.  Стоит отметить, что после прохождения обучения , нет принудительного распределения выпускников в компанию выпускающей кафедры. Однако при трудоустройстве студенты кафедр  имеют привилегию при отборе в компанию.

На современном рынке труда заметны тенденции, связанные с масштабным внедрением новой техники и современных технологий инновационное и инвестиционное развитие экономики существенно снижает спрос на малоквалифицированную рабочую силу и вызывает увеличение спроса на специалистов высокой и высшей квалификации.

Все большее количество рабочих мест в нашей стране замещается специалистами с высшим образованием. В связи с тем, что производство постоянно модернизируется, внедряются инновации, а технологии производства становятся все более и более сложными, это вызывает рост требований к квалификации кадров со стороны работодателей. Более того, их интересуют не просто специалисты высокой квалификации, но и специалисты способные к инновационной деятельности. Другими словами, рабочая сила имеет тенденцию своей трансформации в категорию человеческий капитал. [3]

В современных условиях рыночной экономики возрастает необходимость радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью, и разработки эффективного механизма взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Во-первых, для сокращения безработицы среди молодежи. Во-вторых, для подготовки кадров, соответствующих требованиям работодателей. Разработка подобного механизма может основываться на опыте финансового университета.

Авторы считают, что целесообразно на уровне университетов создавать подразделения, которые будут заниматься исследованиями рынка труда, с целью выявления требований работодателей к квалификации специалистов. Такая информация позволит модернизировать образовательные программы в соответствии с требованиями работодателей, и как следствие выпускники ВУЗов станут конкурентоспособны на рынке труда.  В рамках подобных подразделений также необходимо создание кафедр крупнейших профильных компаний, которые будут осуществлять подготовку студентов старших курсов во время специализации с помощью привлечения практикующих специалистов и предоставлять  возможность  лучшим студентам прохождения практики и трудоустройства в компании.


Библиографический список
  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1
  2. Г.И. Абдурахманова, Л.М. Гохберг Образование в Российской Федерации 2014: Статистический сборник.– М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.
  3. Демидова А.В. «Прогнозирование потребности в квалифицированной рабочей силе как условие эффективного функционирования экономики»
  4. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации «Человеческое развития в условиях экономической неустойчивости», 2014.
  5. Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы//Образование и гражданское общество.-2002 №1, с.20.
  6. http://en.unesco.org/education (Официальный сайт ЮНЕСКО)
  7. http://www.mon.gov.ru (Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ)9
  8. http://www.gks.ru (Официальный сайт Службы Государственной статистики РФ)
  9. http://www.fa.ru (Официальный сайт Финансового университета при правительстве РФ)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Курбаков Святослав Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация