АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА IT-УСЛУГ

Шулика Алексей Валерьевич
Дальневосточный федеральный университет
магистрант

Аннотация
В данной статье рассмотрены методы анализа конкурентной среды рынка IT-услуг. А так же, актуальное положение компаний оказывающих услуги интернет-экварийнга.

Ключевые слова: анализ конкурентной среды, анализ пяти сил Портера, карта стратегических групп, методы исследования конкурентной среды, рынок IT-услуг, эквайринг


ANALYSIS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE MARKET OF IT-SERVICES

Shulika Alexey Valerievich
Far Eastern Federal University
undergraduate

Abstract
This article describes the methods of analysis of the competitive environment of the market of IT-services. And also, the actual position of the companies providing services internet-
acquiring.

Keywords: acquiring, Analysis of the competitive environment, B2B, map of strategic groups, Porter Five Forces Analysis.В условиях развивающейся конкуренции данная тема необычайно актуальна, research methods of the competitive environment, the market of IT-services


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шулика А.В. Анализ конкурентной среды рынка IT-услуг // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53664 (дата обращения: 29.03.2024).

«Би́знес для би́знеса» («B2B») (англ. «Business to business» — рус. «бизнес для бизнеса», сокращённо произносится — «би ту би») — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае это — юридические лица, которые работают не на конечного рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес.[1]

В западных странах под термином «В2В» часто понимается любая деятельность одних компаний по обеспечению других производственных компаний сопроводительными услугами, дополнительным оборудованием, а также товарами, предназначенными для производства других товаров (средствами производства), товарами для профессионального использования и т. д. Такая сфера деятельности ориентирована на получение выгоды (прибыли) от оказания услуг или продажи товаров, где «объектами» являются услуги или товары, а «субъектами» — организации, взаимодействующие в рыночном поле. В качестве «продавца» и «покупателя» услуг или товаров здесь выступают организации и (или) индивидуальные предприниматели.

Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно административную, в которой конкуренции нет места.

Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности товара: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), т.к. у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среды в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже.[5]

Интернет-эквайринг — приём к оплате платёжных карт через Интернет с использованием специально разработанного web-интерфейса, позволяющего провести расчёты в интернет-магазинах и оплатить на специальных электронных платежных системах различные услуги (мобильную и фиксированную телефонную связь, коммунальные услуги, Интернет и пр.).

Какие методы можно использовать для проведения анализа конкурентной среды? Главное проблемой в этом вопросе, является точная постановка вопроса и точное виденье конечного результата, которого хотим добиться. Для анализа конкурентной среды подходят следующие методы:

- Метод сценариев;

- Метод экспертных оценок;

- Метод морфологического ящика;[2]

- Метод анализа и оценки конкурентной среды разработанный антимонопольной службой.[4]

Так же нужно разделить данные методы на количественные и качественные.

Качественные методы:

- Метод экспертных оценок;

- Метод сценариев;

Количественные методы:

- Метод морфологического ящика;

- Метод анализа и оценки конкурентной среды разработанный антимонопольной службой.

Для оценки конкурентной среды применялись такие виды анализа, как:

  1. Карта стратегических групп;[7]
  2. Анализ пяти сил Майкла Портера.[6]

Для проведения исследования рынка интернет-экварийнга были выбраны полевые условия и выбраны качественные методы исследования такие как: метод сценариев и метод экспертных оценок. Т.к. в основном рынок находится в пространстве сети интернет, то в основном анализировались такие составляющие, как качество сервиса , ценовая политика, охват рекламы, репутация. Для качества сервиса анализировались сайты компаний (www.cardpay.com, www.uniteller.ru, www.payonline.ru., www.payu.ru, www,platron.ru). Ключевым объектом для исследования выступает компания CardPay.

Для карты стратегических групп были проанализированы сайты компаний, сделана рассылка электронных писем в отделы продаж компаний, и собрана информация через поисковую систему google. Все полученные данные по карте стратегических групп представлены в таблице 1.

Удобство сайта оценивалась по критериям, как вся информация на видном месте, и нужная информация на видном месте. Если результат удовлетворял данным критериям, то ставился 1 балл , если нет то 0 баллов.

Заявка. Главной составляющей оценки являлось расположение на видном месте сайта окошка «Быстрое заполнение заявки». Если на видном месте, то оценивалась в 1 балл, если нет, то 0 баллов.

Отклик на заявки. Всем компаниям были написаны электронные письма с вопросами по подключению, на предложенные ящики отдела продаж компаний. Главным критериям была реакция ответа на вопросы потенциального клиента. Если это происходило быстро оценивалось в 2 балла, если менее 1 балл, если очень долго 2 дня и более оценивалось в 0 баллов.

Быстрота подключения к процессинговому центру. Все зависит от сроков чем меньше срок, тем больше баллов получает компания.

Применение платежных систем. Чем больше процессинговый центр работает с мировыми платежными системами, тем более высокая лояльность у потенциальных потребителей. Чем больше платежных систем тем больше баллов получила компания.

Процент комиссии. Этот критерий самый сложный для оценки. Т.к. является субъективным. Для каждого вида бизнеса, установлена своя комиссия. Например брокерские фирмы имеют процент от 1-2 процентов , а туристические компании от 3 процентов. Ввели бальную оценку по процентам таблица 2.

Размер абонентской платы. Этот вопрос был включен в отправленное электронное письмо. Если при подключение не взималась абонентская плата, то оценка была максимальной.

Для оценки охвата рекламы был использован поисковик google, а точнее первая страница по какому- либо запросу.

Отражение в СМИ. Баллы ставились исходя из источников, которые выдавал поисковик google на 1 странице.

Спонсорство. Были проанализированы сайты компаний. Исходя из количества спонсорства ставились баллы.

Награды. Награды учитывались за период 2013-2015 года. Так же информация находилась с помощью сайтов компаний и запроса в поисковике google. Чем больше наград , тем выше была оценка.

Для оценки репутации использовалась информация с сайтов компаний.

Ключевые партнеры. Чем больше известных компаний подключены в данной услуги, тем больше вызывает доверия у потенциальных потребителей и имеет конкурентное преимущество. Чем больше известных брендов было на сайте, тем выше балл получала компания.

Наличие офисов в других сайтах. Чем больше компания работает с другими странами, тем больше доверия вызывает у потенциального потребителя. Оценка выставлялась, по логике, чем больше представительств в других странах , тем выше балл.

Для конкурентного анализа пяти сил Майкла Портера были проанализированы сайты компаний, взяты статистические данные предыдущих исследований, сайт РБК. По каждым факторам выставлялись баллы, если фактор не подходил для отрасли интернет-эквайринга он оценивался в 0 баллов.

Таблица 1 – Карта стратегической группы

Характеристики

CardPay

Uniteller

Payonline

PayU

Platron

1. Качество сервиса

 

 

 

 

 

-Удобство сайта

 

Удобный

1балл

 

Удобный

1 балл

 

Удобный

1 балл

 

Удобный

1 балл

 

Неудобный

0 баллов

 

- Заявка (навидном месте)

Легко найти

1 балл

 

Тяжело найти

0 баллов

 

Легко найти

1 балл

 

Легко найти

1 балл

Легко найти

1 балл

 

- Отклик на заявки

 

1 рабочий день

1 балл

 

1 рабочий день (1 час)

2 балла

 

2 рабочих дня

0 баллов

 

1 рабочий день

1 балл

 

1 рабочий день

1 балл

 

- Быстрота подключения

 

2 недели

0 баллов

 

2 недели

0 баллов

 

1,5-2 недели

1 балл

 

1 неделя

2 балла

 

2-3 дня

3 балла

 

- Применение

 платежные системы

 

VISA, Master Card, Cirrus, American express.

4 балла

VISA, MasterCard, UnionPay, Qiwi, Яндексденьги, Webmoney, PayPal, JBC

8 баллов

VISA, Master Card, JCB, American express.

4 балла

VISA, MasterCard, VisaElectron, Maestro, Qiwi, Яндексденьги, Webmoney.

7 баллов

VISA, Master Card, Qiwi, Яндексденьги,Webmoney,PayPal, Contact.

7 баллов

Итого

7 баллов

11 баллов

7 баллов

12 баллов

12 баллов

2.Ценовая политика

 

 

 

 

 

- Процент комиссии

***

 

3,3 % – стандартная ставка.

Но зависит от оборота компании.

3 балла

 

3% (информация не точная)

4 балла

 

*Менее 1млн.руб.-3,9%

От 1млн.руб.-3 млн.руб.-2,8%

От 3 млн.руб.-до 10 млн.руб.-2,6%

2 балла

 

 

*До 500 тыс.руб.-4%

От 500 тыс.-5 млн.руб – индивидуально.

От 5 млн.руб.- индивидуально

1 балл

 

*До 1 млн.руб.-3-3,5%

До 5 млн.руб.-2,9%-3,4%

От 5 млн. руб.-2,7%-3,2%

3 балла

 

-Размер абонентской платы

 

 

0 руб.

2 балла

0 руб.

2 балла

От 0 – 1500 руб. зависит от тарифа

1 балл

0 руб.

2 балла

1500 руб.

0 баллов

Итого

5 баллов

6 баллов

3 балла

3 балла

3 балла

3. Охват рекламы

 

 

 

 

 

- отражение СМИ

ForexSystem.ru,

Cardpay.com

ifxexpo.com,

moneynews.ru

 

4 балла

 

moneynews.ru,

сnews.ru,uniteller.ru

 

3 балла

 

Комерсантъ, Ibusiness, Лайфхакер,  BAnkir.ru, Forbesи т.д.

Payonline.ru

6 баллов

sostav.ru, b2blogger.сom,

payu.ru/

 

3 балла

Banki.ru,

platron.ru/

 

 

2 балла

 

-спонсорство**

спонсорiFXEXPOASIA 2015,

cпонсорФК«Аполлон»

 

2 балла

 

нет

 

0 баллов

 

спонсор десятой конференции «Электронная торговля – 2014»

1 балл

 

спонсор 1-го туристическогоworkshopАТКиС «Крым для профессионалов»

1 балл

 

Нет

 

0 баллов

 

-  награды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Best Payment Service Provider Western Europe 2014»,

 

2 балла

 

получил премию Рунета 2013 в номинации «Экономика, бизнес и инвестиции»

 

1 балл

победил в номинации “Windows 8 Partner Service of the Year” международногоконкурса “Microsoft Partner Awards”

 

1 балл

 

обладатель индийской престижной премии RetailerTechnologyAwards 2013

 

1 балл

Нет

 

0 баллов

Итого

8 баллов

4 балла

8 баллов

4 балла

2 балла

 

4. Репутация

 

 

 

 

 

 

-Ключевые партнеры****

 

Альпари,

Туристическая компания Викинг,  Лепота ДВ,  Вебсмс, МонБон,Ставропольэнергосбыт, Мегатрон,ЕКОМ

 

8 баллов

 

Ростелеком, Карафильм,  Киномакс, YOTA, Евросеть, МТС, «Электронное Правительство Республики Татарстан».

 

7 баллов

 

Альпари, Финам, Телетрейд, Ростелеком, YOTA, ВТБ страхование, РИВ ГОШ, МТС,  Альтаир, Литрес, Farpost

 

11 баллов

Молоток, Домости, Авиатут, StayToday, Go2See, NewsEmoney,KandagarGroup – интернет-магазин путешествий, Государственный Рязанский приборный завод

 

8 баллов

Альфастрахование,  Комус, Крокус, Союз, Связной Travel, IGlobe.

 

6 баллов

-Наличие офисов в других странах

Да (Кипр, Малайзия)

 

2 балла

Нет

 

0 баллов

Да (Гонконг)

 

1 балл

Да (Чехия, Венгрия, Индия, Латин.Америка, Польша, Румыния, Южная Африка, Турция,Украина)

10 баллов

Нет

 

0 баллов

Итого

10 баллов

7 баллов

12 баллов

18 баллов

6 баллов

Общий итог

30 баллов

27 баллов

30 баллов

37 баллов

23 балла

Примечания к таблице:

*- Указан месячный оборот

**- исследуемые года 2014-2015

*** – ввёл систему бальных оценок. Данные указаны в таблице 1.

****-взяты клиенты, работающие в РФ.

Таблица 2 – Таблица балльных оценок

2,9-3 %

3,1-3,5%

3,6-3,9%

4-5%

4

3

2

1

График 1- Положение организаций. Качество сервиса/Ценовой политике

График 2 – Положение организаций. Репутация/ Охват рекламы

Вывод: Как видно из карты стратегической группы и графиков компания «CardPay» занимает одно из высоких мест в рассматриваемой выборке компаний. Ключевым конкурентом для компании Cardpay является PayOnline (ключевая выборка).

Охват рекламы составил 8 баллов, что говорит, о достаточном уровне охвата рекламы. Что касается репутации, то Payonline выходит на пару баллов вперед.

Ценовая политика компании Cardpay заняла лидирующие позиции. Качество сервиса в общей выборке занимает среднее значение. (7 баллов). Большой потенциал к росту.

Для улучшения позиции на рынке интернет-эквайринга, нужно улучшить компоненты:

1) Качество сервиса ( увеличить базу платежных систем и электронных кошельков такие как Яндекс-деньги или WebMoney)

2) Охваты рекламы ( В этой характеристики занимаем лидирующую позицию, но необходимо освещение в интернет СМИ или в печатных изданиях «Лайфакер,Banki.ru и т.д.» )

3) Репутация ( Добавить на сайт ключевых клиентов. Как показывает практика, потенциальные клиенты, начинают лояльней и доверительней относится к компании, что немаловажный компонент).

Для исследования полной картины был применен такой инструмент, как конкурентный анализ пяти сил Майкла Портера. Полученные данные представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Конкурентный анализ по методике Майкла Портера

Конкурентные силы

Баллы

1 Центральный ринг
1.1.  Количество и размер организаций в отрасли

По некоторым экспертным данным, услугу интернет-эквайринга оказывает лишь 1-2 % банков России, а то и меньше. Сейчас на Интернет приходится 15 % всего эквайрингового рынка страны, а обороты, получаемые с продаж по картам в глобальной сети, растут из года в год.

4 балла

1.2.  Степень дифференциации товара или услуги

Услуги интернет эквайринга, как правило идентичны, все фирмы и банки предлагают одинаковые услуги

1 балл

1.3.  Барьеры выхода из отрасли

Уйти из отрасли не составит труда, только нужно будет выполнить по обязательствам  платежи. Или перепродать банку или другой аналогичной фирме IT- продукт. Очень сложно вернуть первоначальный капитал.

1 балл

1.4.  Темпы роста отрасли

Темпы его роста составляют 25-30% в год и превышают темпы роста экономики в целом почти в 10 раз (в 2012 году ВВП России вырос на 3,5%, а e-commerce – на 28%). Две эти тенденции способствуют популяризации платежей банковскими картами в Интернете. Т.к. современном мире наблюдается санкционный режим , то несут некоторое влияние на данную область. На некоторые магазины, которые работают с иностранными интернет магазинами.

5 баллов

2 Угроза прихода новых конкурентов
2.1. Барьеры входа

Самый главный барьер входа, получение лицензий Visa и MasterCard, и договорится с банком на взаимовыгодное сотрудничество. Огромные затраты.

5 балла

2.2. Сила реакции

 

1 балл

3 Угроза товаров-заменителей (услуги-заменителя)
3.1. Наличие товара-заменителя

Данную услугу предоставляют и сами банки и как правило, предлагают более низкий процент, чем у организаций. Примерно, тариф банка варьируется от 2-3 %.

Так же сюда отнесем оплату через банкоматы.

4 балла

3.2. Цена и качество товара-заменителя

Примерно, тариф банка варьируется от 2-3 %.

Если оплата через банкомат, то возможно оплата без комиссии.

3 балла

4 Сила влияния поставщиков
4.1. Количество и размер поставщиков

Сбербанк, Банк Москвы, Райффайзенбанк, Банк Русский Стандарт, КИТ Финанс Инвестиционный Банк, ВТБ24, Московский Индустриальный Банк, УБРиР, Промсвязьбанк, Альфа-Банк, Москомприватбанк, Банк24.ру, Банк Санкт-Петербург, Банк Авангард, Робокасса (Банк Океан), Assist, Chronopay, PayOnline, PayU, Uniteller, GateLine, МультиКарта, UCS, CardPay, PayU, Platron.

3балла

4.2. Степень дифференциации товара поставщика

Услуга мало дифференцируема,конкуренция в данной области жёсткая, но рынок и услуга стремительно развивается в России .

Банк может и сам предоставлять данную услугу.

4 балла

4.3. Наличие товара-заменителя для поставщика

Услуга интернет эквайринга предоставляемая банком.

4 балла

4.4. Возможность вертикальной интеграции

Возможность банковского сектора занять лидирующие позиции на рынке интернет эквайринга.

4 балла

4.5. Важность производителя для поставщика

0 баллов

5 Сила влияния потребителей
5.1. Количество и размер потребителей

Большое (интернет магазины, брокерский фирмы, турфирмы и т.д.)

5 баллов

5.2. Степень дифференциации товара

Услуга мало дифференцируема, поэтому на конкуренция в данной области жёсткая, но т.к. данный рынок и услуга, развивается в России , то возможности для организации большие.

2 балла

5.3. Наличие товара-заменителя для потребителя

0 баллов

5.4. Возможность вертикальной интеграции

0 баллов

5.5. Важность производителя для потребителя

Большая важность, т.к. очень удобно проводить платежи через интернет. Удобство дляинтернет магазинов принимать платежи с разных банковских карт и электронных кошельков.

5 баллов

Итого средний балл

3,4 балла

Вывод: По полученным данным можно сделать вывод, что конкуренция в данной отрасли средняя, и не все фирмы смогут закрепится в данном сегменте. Единственное хочется выделить так это угрозу развития данной услуги банками. Т.к. высокие барьеры входа и выхода в отрасли, риск появления новых конкурентов отрасли минимально, это обусловлено, большими первоначальными затратами.


Библиографический список
  1. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика/ Усик Н. И./ Журнал «Теоретическая экономика» № 4, 2012
  2. Методы анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках / Пармененков К. Н. / журнал «Аудит и финансовый анализ»-2013
  3. Актуальные проблемы экономики современной России: сборник научных трудов / Под ред. А. А. Оводенко. — СПб.: ГУАП, 2011. — 310 с.: ил.
  4. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках [Электронный ресурс]: утв. приказом Федер. антимонопольной службы РФ от 25 апр. 2006 г. № 108.
  5. Маркетинг: учебное пособие / О. В. Воронкова, К. В. Завражина, Р. Р. Толстяков и др.; под общ. ред. О. В. Воронковой. — Тамбов:Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 120 с.
  6.  Michael E. Porter. “The Five Competitive Forces that Shape Strategy”, Harvard Business Review, January, 2008, p.86.  (англ.)
  7. Конспект лекций по современному стратегическому анализу/ Бондарь Ю.А – ДВФУ, 2015.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шулика Алексей Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация