Функциональная характеристика городской среды в значительной степени зависит от геометрической формы и физических размеров пространства. Напряженность границ пространства воздействует на человека в нем. Так, изменение ширины улицы и её членение по глубине вызывает интерес и стимулирует движение людей в отличии от прямой улицы с безграничной перспективой.
Открытые городские пространства по конфигурации объединяются в две группы: локальные образования и линейные системы [1]. Улицы, в том числе пешеходные, относятся к линейным системам, восприятие которых при движении вдоль единой оси основано на последовательном сложении фронтальных, объемных и глубинных картин. В организации улицы весьма существенна роль закономерностей пространственного построения площадей, поскольку пространство любой улицы можно составить из нескольких, похожих на площади, локальных образований. Однако улица, в отличии от площади, обладает очень важной градостроительной и психологической характеристикой – динамикой.
Принципы построения локальных объектов открытой городской среды, используемые и для построения пространства улиц:
- В зависимости от расстояния объекты воспринимаются под разными углами зрения, главными становятся либо детали, либо объект в окружении (панораму).
- Самым важным условием придания пластичности пространству является пропорциональная связь окружающих зданий («ограждений») с горизонтальной плоскостью («планшетом») – отношения расстояния до объекта к высоте здания, что вызывает впечатление пространственной замкнутости [2, 3].
- Чувство замкнутости возникает у человека в зависимости от дистанции наблюдения и соответствующих углов зрения на здания, окружающие пространства. Существует градация от полной замкнутости до полного отсутствия замкнутости [4].
- Не менее актуально разделение пространства на зоны, из которых наилучшим образом зритель видит нижний, либо средний, либо верхний ярус архитектурного объекта. Таким образом, в процессе восприятия фасадов ограждений выделяются три зоны: партерная зона («планшет») – на уровне земли и первого этажа; зона среднего яруса – от второго до пятого этажа; зона верхнего яруса – от пятого этажа и выше [2, 5].
Например, анализ восприятия проспекта Новый Арбат (раннее проспект Калинина) в Москве, показывает, что там существует три зоны, из которых человек по-разному воспринимает характер среды. Находясь в зоне партера, которая расположена вблизи вытянутого фронта двухэтажной застройки магазинов, кафе, человек воспринимает эту зону как торгово-пешеходную улицу. Зона, удаленная от фронта застройки – проезжая часть и пешеходные дорожки – открывает взгляду высотные сооружения второго плана. Для человека, находящегося в этой зоне, проспект приобретает характер широкой транспортной магистрали .
Вместе с этим существует способность глаза, адаптируясь к различным ориентирам пространства, хорошо различать его глубину. В зависимости от нацеленности внимания человек резко видит либо передний, либо средний, либо дальний план пространственной структуры. Этому способствует благоустройство территорий и наполнение пространства элементами оборудования и монументально-декоративного искусства. Наполнение пространства обогащает его функции, формирует композиционные оси, что обеспечивает зрительно полноценный образ открытого пространства.
При восприятии городской среды в движении (пешеходном и транспортном) облик города составляется из последовательного ряда видовых кадров – картин, рассказывающих об объектах и формирующих пространство, воспринимаемое глазом. В зависимости от расстояния до объекта воспринимаемая человеком картина видоизменяется от плоскостного изображения до объемного [6]. Большее удаление от объекта раскрывает глубину воспринимаемого кадра, в котором объем выступает в виде некоторой формы, расположенной в пространственном окружении. Таким образом, картины, воспринимаемые при движении, образуют следующие построения: фронтальные, когда поле зрения «заполнено» плоскостным изображением объекта (параметры: ширина, высота), т.е. зритель находится на расстоянии, равном или меньшем, чем две высоты объекта; объёмные, когда объект воспринимается в перспективе (параметры: длина, ширина, высота) – трехмерно, т.е. зритель находится на расстоянии, втрое превышающем линейные размеры объекта; глубинные, когда объект уходит в глубину картины, образуя «пространственное тело», т.е. зритель удален на расстояние в два-три раза большее, чем высота объекта [1, 2].
Пространство улицы обладает качеством динамичности, «текучести». Расстояние между застройкой трассы движения может колебаться в очень широких пределах – от узкой пешеходной улицы средневекового города или пешеходной улицы современного города до широкой магистрали с многополосным транспортным движением, широкими полосами высокой зелени и развитой пешеходной зоной. В первом случае зритель воспринимает перспективу улицы как единое целое, в какой-то степени визуально замкнутое. Во втором – видимая картина магистрали утрачивает цельность, зрительно делится на несколько частей, отсеков, расположенных параллельно.
Криволинейная трасса в отличие от прямой характеризуется замкнутостью пространства. Замкнутые пространства улиц можно разделить на два вида: статичные и динамичные.
Зрительно статичными линейные пространства воспринимаются, когда архитектурный объём, замыкающий перспективу, расположен перпендикулярно или почти перпендикулярно оси зрения. Если замыкающий объем расположен под некоторым углом к оси зрения, то замкнутое пространство приобретает динамичность: ощущается продолжение движения в сторону поворота замыкающего здания.
Способов замыкания перспективы улицы два: размещение объёма в конце прямой улицы или её поворот. Существует еще способ локализации пространства: прерывание аркой. Применение этого приема зависит от масштаба линейной системы, поскольку арки свойственны относительно коротким, нешироким, чаще всего пешеходным улицам.
Однако прием замыкания улицы аркой стал применяться, в силу своей эффективности, и на довольно крупных магистралях для иссечения её на мелкие пространства: на центральных улицах Милана, постановка Триумфальных арок на Елисейских полях в Париже (располагается на площади Звезды, но работает на замыкание всех 8 улиц, сходящихся в этом месте), на Кутузовском проспекте в Москве, стилизованной арки в новом комплексе Дефанс, расположенном на основной оси Парижа.
Объемы в конце прямой улицы (ориентиры) используются на магистралях любого масштаба. Чем выше ориентир, тем большему числу линейных пространств он служит. Перспектива той или иной улицы в состоянии изменить образ центра города. Она ориентирует взгляд и движение в нужном направлении, вызывает эмоции посредством последовательно развивающегося комплекса впечатлений. Благодаря смене ориентиров перспективы каждого участка различны. Вместе с тем посредством зрительного перехода от ориентира к ориентиру достигается пространственная целостность всей улицы или проспекта.
Таким образом, линейные системы образованы рядом локальных пространств, обладающих условной замкнутостью. Локальное образование, в данном изложении, – это ячейка линейной структуры, сформирована силой тяготения к центральному ядру партера. Организации и закреплению центростремительных сил способствуют доминанты и акценты в ограждениях.
Законы организации линейного пространства близки к принципам формирования глубинной композиции, поэтому просматриваемая часть ограждения не должна быть удалена от наблюдателя больше, чем на три ширины улицы [2, 3]. Эти максимальные габариты фронтального пространства формируют участки цельно воспринимаемого пространства. Полноценная композиционно-художественная структура линейной системы складывается, если её длина составлена участками, обладающими свойствами фронтальной и глубинной композиции. Между ними могут располагаться нейтральные, незакомпонованные отрезки улицы. Такая ритмичность построения линейных структур является композиционной закономерностью. Реализуется она с помощью разных приёмов:
- путем пластической проработки ограждений, уходящих от зрителя;
- симметрией ритмических чередований относительно продольной оси пространства;
- ритмическим членением партера.
Этот ритмический ряд может быть «мелким» в отличие от «крупного шага» объектов, расположенных и чередующихся в пространстве магистралей. Классическим примером «мелкого ритма» является пластика ограждений улицы зодчего Росси в Санкт-Петербурге. Улица имеет относительно небольшие габариты: протяженность немного больше 200 м, высота зданий 21 м при ширине улицы 21 м; единообразной оформление одним мотивом арок, обрамленных спаренными полуколоннами, поставленными на рустованный цоколь. Это придало пространству улицы особенную цельность, величественность и одновременно соразмерность человеческому масштабу.
Существует две разновидности композиционной организации ритмического построения линейного пространства: регулярная и нерегулярная [1]. Они основаны на закономерностях композиции и проявляются как повторение или чередование элементов либо как подчеркнутое игнорирование этих принципов.
В крупных линейных системах наряду с мелким и крупным ритмом членений появляется разделение улиц и магистралей на отдельные части пространственными разрывами – перекрестками и площадями. Они позволяют создавать длинные линейные пространства (до 3 км), сохраняя при этом средовое единство и своеобразный масштаб уличной застройки (Невский проспект в г. Санкт-Петербурге; проспект Независимости в г. Минске; Крещатик в г. Киеве).
Чем крупнее магистраль, тем прямолинейней продольная ось его пространства. Градостроители со времен реконструкции Рима и Парижа связывали прямизну с торжественностью главного проспекта столиц, что оказывало влияние на композиционное решение всего города. Однако для исключения монотонности чаще всего используется деформация направления компоновки линейных систем, что достигается путем сдвижки главной оси в районе примыкающей к улице площади или путем перелома оси (изгиба, излома). В этом случае достигается необходимый эффект замкнутости и ощущение направленности пространства.
У линейных систем, в отличие от локальных, существует только им присущий признак – восприятие среды в движении. При этом появляется фактор времени как «четвертого» измерения пространства [1].
На восприятие пространственной среды человек затрачивает время, пространство в его представлении «растягивается» или «сжимается» в зависимости от того, сколько времени тратится на его преодоление. Этот феномен умело использовался архитекторами прошлого для влияния на восприятие пространства. Так, искусственно удлинялся путь, ведущий к святым местам: петлял, затруднялся преодолением уклонов, насыщался разнообразными элементами благоустройства. В результате создавалось впечатление длительности передвижения.
В современных городах приходится решать другую задачу, противоположную по смыслу: громадное пространство должно восприниматься как масштабное человеку. Увеличивая скорость передвижения по улице, можно добиться уменьшения времени восприятия пространства улицы. Задача формирования пространства улицы заключается в том, чтобы композиционное решение застройки соответствовало скорости движения человека.
Разные скорости передвижения связаны с разным временем восприятия, поэтому необходимо разделение зон пешеходного и транспортного движения с точки зрения восприятия застройки. Это значит, что нижний ярус, воспринимаемый пешеходом, должен решаться в мелком масштабе и ритме, а застройка верхнего яруса, предназначенного для наблюдения с движущегося транспорта – крупным ритмом и шагом.
Маршрут зрительного восприятия зависит как от трассы движения человека, так и от движения его глаз и поворотов головы. Восприятие в движении пространства улицы исторически сложившегося города характеризуется перспективой боковых сторон с возможными замыканиями и боковыми раскрытиями. Улица как бы организует зрительное восприятие, хотя направление зрительного кадра неопределенно: человек имеет возможность видеть пространство перед собой, оглянуться назад, увидеть боковые раскрытия улиц. Последовательность зрительных направлений может быть произвольна.
Для пространства с ограниченным обзором, строго определенной трассой движения, которая меняет свое направление характерно резкое, иногда внезапное изменение кадра, а значит, и впечатлений. Например, восприятие исторической улицы, характеризуется частой сменой кадров. Цепочка живописных объемов исторических памятников, то заслоняющих друг друга, то открывающихся для идущего пешехода, перспективы плотно обстроенных ограждений боковых улиц и, наконец, появляющийся в поле зрения главный объем – все это человек видит на протяжении нескольких сот метров.
Таким образом, пространственное построение пешеходной улицы зависит от высоты ограждающей застройки, конфигурации и соотношения размеров длины, высоты, ширины линейного плана.
Библиографический список
- Хасиева С.А. Архитектура городской среды [Текст]: учеб. для вузов /С.А.Хасиева. – М.: Стройиздат, 2001. -200 с.
- Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории [Текст]/В.Т.Шимко. - М.: СПЦ-принт, 2003. – 297 с.
- Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды [Текст] / В.П.Шимко. – М.: Высшая школа, 1990.
- Spreiregin P. The Practice of Urban Design. Some basic Principles. – A.F.A. Journal, 1963, vol. 39, N 6, p. 59.
- Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов [Текст]/ Г.Б.Минервин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов, Н.И.Щепетков, А.А.Гаврилина, Н.К.Кудряшев. – М.: Архитектура-С, 2006. – 504 с.
- Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия [Текст] / Е.Л.Беляева. – М.: Стройиздат, 1977. – 127 с.