СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Остроумова Екатерина Вячеславовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
студентка 5 курса историко-филологического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются пути повышения профессиональной компетенции педагогических кадров в условиях реформирования системы образования. В основе данной системы лежит самообразование педагога. В статье также исследуются внутренние и внешние возможности оказания методической помощи по запросу учителя. Особая роль отводится использованию интернет-ресурсов.

Ключевые слова: инновации в образовании, методическая работа, педагогический опыт, повышение квалификации, профессиональная компетенция


THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING FOR TEACHERS

Ostroumova Ekaterina Vyacheslavovna
Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch
the 5-year student of the historical-philological faculty

Abstract
This article examines the ways of improving the teachers’ professional competence under the conditions of the educational system reformation. Self-education is the basis of the system. The article also investigates possible internal and external ways of providing the methodological assistance on teacher’s request. The particular attention is paid to the use of Internet resources.

Keywords: advanced training, innovations in the educational system, methodological work, professional competence, teaching practice


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Остроумова Е.В. Система повышения квалификации педагогических работников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53143 (дата обращения: 29.03.2024).

«Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

Слова великого К.Д.Ушинского, учёного, педагога-практика, педагога-творца русской школы 19 века приобретают особое значение в условиях модернизации образования, в момент, когда произошли значительные изменения в содержании и подходах к оценке деятельности учителя, возросли объём и качество инновационной составляющей в образовательном пространстве России. Сегодня, как никогда, от организаторов образовательного процесса требуется вдумчивый, не формальный, подход к развитию профессиональной компетенции педагога, через систему специально организованных мероприятий актуализировать возможности каждого учителя.

Желаемого результата невозможно добиться, если работа не будет носить системного характера. На руководителе школы лежит важнейшая задача выбора компонентов системы, уточнения их свойств, а также выбора их роли и места в образовательной системе. Более того, требуется выбрать способы взаимосвязи и взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения функционирования и развития системы.

В этой связи на основе сложившихся представлений строят модель, которая отражает ряд аспектов:

- Управленческий (анализ, планирование, организация, контроль, диагностирование).

- Деятельностный (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты).

- Содержательный (методическая, научно-теоретическая, психолого-педагогическая подготовка, создание условий для применения знаний на практике) [5, с. 13].

Первым и ключевым моментом является самообразовательная работа учителя. Без мотивации к самосовершенствованию невозможно вести речь о системном подходе к повышению его профессиональной компетенции. Взаимодействие организационных микроструктур, форм и методов работы определяется в соответствии с намеченными педагогическим коллективом целями, задачами, приоритетами на основе диагностики, всестороннего изучения уровня педагогического коллектива, личных качеств каждого сотрудника образовательного учреждения. Чаще всего, изучение педагогических кадров осуществляется двумя способами: заочно (ознакомление с личными делами, трудовыми книжками, анкетами, социологическими исследованиями, документацией учреждения, статистической отчетностью, аналитическими материалами) и очно (наблюдение за работой учителя на уроках, при организации внеклассной деятельности, за манерой общения, культурой речи, характером высказываний, оценочных суждений, за настроением, мимикой, жестами, анализ позиций, как жизненной, так и педагогической) [3, с. 6 – 9].

Особое внимание уделяется также и профессиональным запросам и потребностям учителя; нельзя не учитывать его интересы, увлечения, способности, уровень самооценки и то, насколько адекватно она воспринимается коллегами. На основе полученных данных на каждого учителя необходимо составлять и периодически обновлять диагностические карты [4, с. 158].

В соответствии с данными индивидуальными особенностями педагогического работника формулируются индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению его квалификации. Зависит от этого и формирование групп слушателей различных годов обучения, временных творческих коллективов, это также помогает определить  коллективные, групповые и индивидуальные формы оказания помощи при устранении выявленных затруднений. Повышение результатов курсовой подготовки происходит, если учитель систематически информирует коллег на заседаниях методического объединения об инновационных идеях, подходах, передовом опыте, а также проводит открытые уроки, демонстрирующие эффективные приемы работы с детьми, при этом опирается на знания, приобретенные в процессе курсовой подготовки. Таким образом, особенно результативно можно обнаружить общие и частные затруднения, установить их взаимосвязь и способы разрешения. Большое внимание уделяется работе со всем коллективом. На проводимых в образовательном учреждении собраниях, совещаниях, конференциях и т. д. руководитель ориентируется на всех, но и тщательно продумывает участие в общем деле каждого педагога, не позволяет использовать драгоценное время общего присутствия на различные педагогические разборки. Большую роль в этом должен играть заместитель директора по научно-методической работе. Все это влияет на результативность и действенность коллективной мысли, причем желательно, чтобы это стремилось стать школой педагогического мастерства для учителей. Следует учесть, что востребованной педагогом оказывается лишь та информация, необходимость в которой он ощущает сам. Поэтому в деятельности завуча по повышению квалификации существенное внимание должно уделяться формированию положительной мотивации у школьных работников, потребности в саморазвитии, самообразовании, самореализации. Недопустимо устраняться от руководства самообразованием учителей.

Руководители школы осуществляют мониторинг деятельности каждого учителя, выявляют круг проблем и затруднений в работе педагогов, что, в свою очередь, определяет общешкольную методическую тему, которая обсуждается и утверждается всем коллективом на определенный срок. Каждое методическое объединение, педагог берет на себя решение посильных проблем, они определяют ключевые моменты общешкольных задач [5, с. 55].

Таким образом, каждый учитель задействован не только в решении общих моментов, но и заинтересован в личностном профессиональном росте, участии в развитии своего образовательного учреждения. Это позволяет сплачивать людей, формировать культуру взаимодействия, сотворчества, взаимопомощи. В итоге, результаты работы школы систематически улучшаются, растет мотивация труда учителя, самообразование становится профессиональной потребностью. Следствием правильно проведенной работы может являться и  оздоровление морально-психологического климата в коллективе [3, с. 76].

В результате, на основе укрепления, взаимосвязи всех вышеназванных компонентов можно повысить эффективность работы по повышению квалификации кадров.

В каждой школе работу по повышению профессионального мастерства учителей возглавляет методический совет, при котором создаются методические объединения учителей-предметников. Педагоги небольших школ участвуют в работе межшкольных или кустовых методобъединений. В школах могут создаваться проблемные группы учителей, работающих над решением заданных проблем в опережающем режиме для накопления опыта, который будет внедряться в коллективе. Как правило, в школах развито наставничество и работают Школы молодого учителя (ШМУ) [1, с. 132].

Следующим уровнем системы является повышение квалификации учителя вне школы: через методические кабинеты при отделах или институты развития образования, которые проводят годичные курсы по всем предметам школьной программы для учителей, нуждающихся во всесторонней методической помощи; тематические  курсы, которые осуществляют подготовку к работе по нескольким ключевым и особенно трудным темам программы; проблемные курсы, целью которых является разработка определенных педагогических задач; целевые курсы, организуемые по результатам проверок или в связи с аттестацией; востребованными оказываются лекции-консультации по опережающим темам программ; в последнее время отмечается тенденция по расширению системы постоянно действующих семинаров.

В условиях реформирования образования, перехода на ФГОС для освоения нового содержания профессиональной деятельности и новых технологий и для получения дополнительных знаний и умений по новым программам также осуществляется профессиональная переподготовка. С целью расширения профессиональной компетенции очень многие выбирают получение второго высшего образования.

Нельзя недооценивать внедрение передового опыта и научных достижений в практику работы с помощью отлаженной и четко организованной системы работы методических кабинетов, где методистами работают наиболее опытные учителя. Именно они доводят до сведения учителей, руководителей школ принципы и конкретные приемы новаторской работы передовых школ и педагогических работников, оказывают практическую помощь учителям-предметникам в освоении передовых методов ведения уроков и внеклассных мероприятий, оценивают ход и уровень внедрения инноваций, их результативность [1, с. 155].

Методический кабинет совместно с научной и педагогической общественностью проводит научно-практические конференции по актуальным вопросам образования и воспитания детей, предоставляя возможность лучшим педагогам рассказать о своей работе. Достижения лучших учителей освещаются местными средствами массовой информации. Признанными методами внедрения опыта также являются выпуск бюллетеней, оформление выставок, освещающих передовой опыт. Популярными стало проведение учителями-новаторами мастер-классов.

Большую помощь в организации методической работы с педагогическими кадрами оказывают местные педагогические вузы. Так, на базе АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского ученые систематически проводят практические, теоретические семинары и конференции по проблемам модернизации образовательно-воспитательного процесса.

Многие учителя проявляют интерес к рассматриваемым проблемам, успешно внедряют в практику достижения педагогической науки, следят за выходом новинок методической литературы, приобретают ее во время проведения мероприятий.

В последнее время отмечается тенденция в использовании интернет- ресурсов в практической деятельности педагогов и распространении передового педагогического опыта с помощью социальных сетей. Это увеличивает скорость продвижения информации, создает обратную связь между партнерами профессионального сообщества: оперативно исправить недочеты и дополнить содержание какого-либо проекта. Кроме этого, в сети получили распространение вебинары, которые успешно используются педагогами зарубежной школы. По прохождении онлайн курса возможно получение сертификата.

И все-таки, главной является деятельность администрации по созданию условий для результативной  организации труда учителя и положительного психологического климата в коллективе, руководство повышением квалификации учителей, воспитателей, школьных руководителей как одного из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Ведущими составляющими данной работы являются:

  • совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей освоение постоянно усложняющегося содержания образования;
  • доведение рабочего места учителя до соответствия стандартам автоматизированного рабочего места (АРМ) и обеспечение более высокого уровня методического оснащения и инновационной деятельности на всех уровнях;
  • неформальный подход к определению направления развития образовательного учреждения на основе реально достигнутых результатов.

Одним из средств повышения квалификации учителей и руководителей школ является аттестация образовательных учреждений и педагогических кадров. Она стимулирует рост профессионального уровня, повышает качество учебно-воспитательного процесса, развивает творческую инициативу его участников, а также обеспечивает социальную защищенность в условиях рыночных экономических отношений через дифференцированную оплату труда.

Каждый работник на своем месте должен доказать свою профессиональную состоятельность. Безусловно, руководители школы получат доверие своего коллектива только при условии, что сами они будут примерными педагогами. От этого зависит не только престиж образовательного учреждения, но и его финансовое благополучие.

Анализ описанной системы повышения квалификации свидетельствует, что ее эффективность определяется качеством управления, отношением руководителей к совершенствованию педагогического мастерства учителей и воспитателей, организаторов школьного дела, то есть зависит от личностных качеств директоров школ, от отношения к учителю организаторов школьного дела в районе, области, стране.


Библиографический список
  1. Горская Г.И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. В помощь заместителю директора школы. Москва : Просвещение, 1977. – 272 с.
  2. Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: [Текст] Кн. для учителя. – М., 1986. – 143 с.
  3. Лизинский В.М. О методической работе в школе./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001 – 160 c.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -  М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  5. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности): Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
  6. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 2007. 302 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Остроумова Екатерина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация