Детерминация и процессуальная верификация категориального аппарата современной педагогики в ресурсах практики средней и высшей школы – одна из важных сторон организуемых научно-педагогических исследований.
Таблица 1. Модель. Культура самостоятельной работы как функциональная система (матричная многомерная модель)
Социальная среда (мультисреда) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель КСР педагога: осознание уникальности и сопричастности с природой, обществом, культурой, временем, фасилитирующем процессы социализации, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия, включение индивида, субъекта, личность в среду микро-, мезо-, макро-, мегамасштабов, установление в ней связей, ролей и т.д. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценности, нормы культуры в микро-, мезо-, макро- и мегасредах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принципы формирования КСР педагога |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сциентизма и мастерства |
интегративности и преемственности |
синергетичности и рационализма |
персонификации и сотворчества |
состоятельности и продуктивности |
дихотомичности и взаимодополнения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы формирования КСР педагога |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аналогий
Асимметрии Аттракции Вариаций Визуализации Верификации Гиперболизации Гипотез Диагностирования Диалектики Доказательств |
Исключения
Итераций Классифицирования Контроля Моделирования Образного видения Образной картины Отношений Отрицания Погружения в … Подстройки |
Прививок
Прививки аттитюдов Придумывания Прогнозирования Проектов Проекций Реконструкции Рефлексии Самооценки Сосредоточения на… Смыслового видения |
Сократа
Диогена Сравнений Суггестии Фактов Фантазий Эвристического наблюдения Эмпатии «Если бы…»
|
Обнаружения, открытия …
Игрового погружения Изменения, расширения… Доведения до абсурда Символического видения Конструирования понятий, правил и т.д. Самоконтроля, взаимоконтроля Повышения уровня сложности заданий, задач, проблем |
Повышения эмоционального фона процесса взаимодействия
Расширения сознания, мировоззрения, миропонимания Реверсирования процесса с измененными средствами и условиями Эзотерического преобразования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии формирования КСР педагога |
Технология формирования КСР обучающихся |
RP-технология педагогического взаимодействия |
Технология системно-педагогического моделирования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология диагностики сформированности КСР педагога |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структурные компоненты/ критерии сформированности КСР педагога |
Личностный |
Социальный |
Профессиональный |
|||
Уровни формирования КСР педагога:1) объектный (О) 2) индивидуальный (И) 3) субъектный (С) 4) личностный (Л)
|
1) Владение всеми способами фиксации информации.
Осознание необходимости изучения внутреннего мира личности, совокупности методов, форм и средств саморегуляции и оказания психологической/психотерапевтической помощи. 2) Владение всеми способами фиксации и трансформации (моделирование) информации. Владение некоторыми методами, приемами, формами, средствами саморегуляции, психолого-педагогического взаимодействия и оказания психологической/психотерапевтической/рефлексивно-терапевтической помощи. 3) Владение всеми способами фиксации, трансформации (моделирование) информации и методами апробации результатов моделирования. Объективный анализ продуктов собственной деятельности, деятельности других субъектов мультисред и оказание помощи в условиях трансформации и реконструкции моделей взаимоотношений с учетом изменений их внешних и внутренних компонентов. 4) Создание условий для моделирование, апробации, трансформации, реконструкции средств, методов, условий, форм, методик и технологий педагогического взаимодействия. Создание условий для формирования потребностей в 1, владение 2 и 3 у других субъектов мультисред. |
1) Принятие норм, правил, свобод, обязанностей, законов, систем ценностей, моделей и теорий формирования ценностей гуманно-личностной педагогики.
Включенность в систему взаимоотношений в микро-, мезо-, макро- и мегасредах. 2) Опосредованное изменение объективной реальности согласно канонам гуманно-личностной педагогики. Проявление интереса к ценностям гуманно-личностной педагогики и преумножению их. Индивидуализация постановки и решения проблемы реконструкции взаимоотношений в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах. 3) Субъектная ориентация на постановку решения выявленных проблем, связанных с взаимодействием в микро-, мезо-, макро-, мега и мультисредах. Креативность в реконструкции планов самореализации и самосовершенствования; ситуативная гибкость в трансформации внешнего и внутреннего мира у субъектов деятельности, общения, культуры. 4) Личностная ориентация на постановку решения выявленных проблем, связанных с взаимодействием в микро-, мезо-, макро-, мега и мультисредах. Создание условий для формирования 1,2,3 у других субъектов мультисред. |
1) Владение системой общеучебных ЗУН-ов и компетенций.
Принятие норм, правил, свобод, обязанностей, законов, систем ценностей, моделей и теорий формирования ценностей гуманно-личностной педагогики. Адекватное восприятие социально-педагогических проблем и традиционное их решение. 2) Владение моделированием как методом преобразования в контексте идей гуманно-личностной педагогики. Опосредованное изменение объективной реальности согласно канонам гуманно-личностной педагогики. Адекватное восприятие социально-педагогических проблем и оптимальное их решение. 3) Владение моделированием, методами апробации, методами внедрения моделированных и апробированных педагогических средств. Креативность в реконструкции планов самореализации и самосовершенствования; ситуативная гибкость в трансформации внешнего и внутреннего мира у субъектов деятельности, общения, культуры. Мотивация достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности. Адекватное восприятие социально-педагогических проблем и ситуативное, оптимальное их решение в модели «хочу-могу-надо-есть». 4) Создание условий для адекватного восприятия социально-педагогических проблем и ситуативного, оптимального их решения в модели «хочу-могу-надо-есть» субъектами мультисред. Создание условий для 1,2,3 у других субъектов мультисред. |
|||
Продуктивность
1) О 2) И 3) С 4) Л
|
1) Объективная потребность в восприятии, анализе, синтезе и трансформации алгоритмов и функций взаимоотношений в условиях системы ограничений и возможностей среды и субъектов
2) Индивидуальная реконструкция и трансформация алгоритмов и функций взаимоотношений в условиях системы ограничений и возможностей среды и субъектов 3) Ситуативная трансформация алгоритмов и функций взаимоотношений в условиях системы ограничений и возможностей среды и субъектов. 4) Создание условий для ситуативной, осознанной трансформации алгоритмов и функций взаимоотношений в условиях системы ограничений и возможностей среды и субъектов. |
1) Принятие смыслов культуры и ретрансляция их в полиаспектных взаимоотношениях (учебная и внеучебная деятельность);
осознанность смыслов и признание ценности всех единиц антропосистемы. 2) Принятие смыслов культуры и ретрансляция их в полиаспектных взаимоотношениях (учебная и внеучебная деятельность) согласно законам гуманно-личностной педагогики и потребностям субъектов и мультисред. 3) Полисубъектная, унифицированная ретрансляция и реконструкция мотивационно-ценностной сферы субъекта в мультисреде. 4) Личностная ориентация на проблему формирования и трансформации мотивационно-ценностной сферы субъекта мультисреды. |
1) Осознание необходимости и поиск новых возможностей, средств, методов, технологий педагогического взаимодействия.
2) Индивидуальная постановка и решение проблемы поиска новых возможностей, средств, методов, технологий педагогического взаимодействия, фасилитирующего включение данного индивида в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды согласно законам личностно-ориентированной педагогики и психологии. 3) Субъектно-деятельностное решение поиска новых возможностей, средств, методов, технологий педагогического взаимодействия, раскрывающих вершины субъекта в его деятельности и общении. 4) Создание условий для формирования личностного поля, в котором все субъекты осуществляют свой поиск и фасилитируют поиск других субъектов в осуществлении новых возможностей, моделировании, апробации и внедрении оптимальных средств, методов, технологий педагогического взаимодействия, раскрывающих вершины субъекта в его деятельности, общении, культуре и науке. |
|||
Уровни
1) О 2) И 3) С 4) Л |
|
|
|
|||
Методы, средства и формы диагностики сформированности КСР |
|
|
|
Не исключение и понятие и процессуально-педагогические характеристики понятия «культура самостоятельной работы». Так, в многоаспектных социально-образовательных отношениях современной системы социально-педагогических процессов появляются новые структурно-содержательные компоненты, связанные с определением и решением противоречий, возникающих по мере накопления и переработки различного рода ресурсов (материальных, информационных, аксиологических, акмеологических и пр.), где самостоятельности личности уделяется немаловажное значение.
Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющая ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.
Формирование КСР – процесс, обуславливающий формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.
В педагогике средней школы одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития КСР у обучающихся является формирование потребности в использовании совокупности средств и методов фиксации информации [1, 4].
При соблюдении требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как полиаспектному феномену, рассматривающему самостоятельную работу как форму, метод, средство педагогического взаимодействия, условие и норму самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи можно создать благоприятные условия для становления личности обучающегося как носителя и творца культуры, искусства, деятельности, общения [1-11]. Такого рода работа неоднократно проверена студентами педвуза в ходе прохождения педагогических практик, выполнения творческих проектов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ (дипломных работ), результаты которых сведены в модели технологии формирования КСР [1-2], что обосновано практикой формирования профессиональной культуры педагогов или профессионально-педагогической культуры [9-11].
В современной педагогике одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития КСР в высшей школе является моделирование в своём многообразии видов, форм и средств. Это и моделирование дефиниций, и творческих проектов, и рефератов, и курсовых работ, и выпускных квалификационных работ и пр.
Результатом воспитания субъекта общества является воспитанность как характеристика его внутреннего мира, выявляемая в поведении и отношениях с живой и неживой природой, свидетельствующих о наличии сформированности или отсутствии определенных способов, моделей преобразования объективной реальности, самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации согласно канонам гуманизма, определяющих человека, его жизнь как высшую ценность, неповторимую уникальность.
В нашем случае феномен КСР в генезисе формирования компонентов, уровней сформированности критериев, показателей, моделей, методов, средств и форм диагностики в едином многомерном образовании представляющем собой функциональную систему или матричную многомерную модель (табл. 1).
В связи с этим, можно выделить закономерности формирования КСР педагога, они определяется возможностью результативного (успешного, продуктивного) моделирования и внедрения результатов моделирования в деятельность педагога и обучающегося. Качество продуктивного моделирования и внедрения результатов моделирования в любую личностно и социально значимую деятельность является функцией: интеллектуального развития; мотивации деятельности; здоровья; уровня притязаний личности; самооценки; воздействия мультисреды, микро-, мезо-, макро- и мегастимулирования в системе ограничений и возможностей: спрос-предложение, возможности-способности, потребности-соцзаказ и пр.; социального статуса в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, трансформирующего модели отношений и преобразований личности с детства на протяжении всей жизни.
В нашей ситуации условия формирования КСР педагога – это соблюдение системы принципов педагогического взаимодействия, фасилитирующей процесс становления профессионально значимых и личностно верифицируемых качеств в выполнении педагогом совокупности трудовых функций и принятия норм трудовых отношений и профессиональной этики, предопределяющих повышение качества, как самого педагогического труда, так и его продуктов.
Библиографический список
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.