НЕКОТОРЫЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Козырева Ольга Анатольевна
Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
кандидат педагогических наук, доцент Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

Аннотация
В статье описываются особенности детерминации и модификации моделей формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования, приводятся в системе описания и функциональных особенностей технологии и методы формирования культуры самостоятельной работы, технология диагностики сформированности культуры самостоятельной работы.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, методы и формы формирования культура самостоятельной работы


SOME MODELS OF FORMATION OF SELF-DEPENDENT LIVING ACTIVITY CULTURE OF THE TEACHER AND THE LEARNER IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

Kozyreva Olga Anatolievna
Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor Siberian State Industrial University, Novokuznetsk

Abstract
The article describes peculiarities of determination and modification of models of formation of self-dependent living activity culture of the teacher and the learner in the system of continuous professional education, are given in the system description and functional features of the technology and methods of forming self-dependent living activity culture, the technology of diagnostics of development of self-dependent living activity culture.

Keywords: competence, forms and methods of forming of a self-dependent living activity culture the culture of independent work, self-dependent living activity culture


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53106 (дата обращения: 03.12.2024).

Детерминация и процессуальная верификация категориального аппарата современной педагогики в ресурсах практики средней и высшей школы – одна из важных сторон организуемых научно-педагогических исследований.

Таблица 1. Модель. Культура самостоятельной работы как функциональная система (матричная многомерная модель)

Социальная среда (мультисреда)

Цель КСР педагога: осознание уникальности и сопричастности с природой, обществом, культурой, временем, фасилитирующем процессы социализации, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия, включение индивида, субъекта, личность в среду микро-, мезо-, макро-, мегамасштабов, установление в ней связей, ролей и т.д.

Ценности, нормы культуры в микро-, мезо-, макро- и мегасредах

Принципы формирования КСР педагога

сциентизма и мастерства

интегративности и преемственности

синергетичности и рационализма

персонификации и сотворчества

состоятельности и продуктивности

дихотомичности и взаимодополнения

Методы формирования КСР педагога

Аналогий

Асимметрии

Аттракции

Вариаций

Визуализации

Верификации

Гиперболизации

Гипотез

Диагностирования

Диалектики

Доказательств

Исключения

Итераций

Классифицирования

Контроля

Моделирования

Образного видения

Образной картины

Отношений

Отрицания

Погружения в …

Подстройки

Прививок

Прививки аттитюдов

Придумывания

Прогнозирования

Проектов

Проекций

Реконструкции

Рефлексии

Самооценки

Сосредоточения на…

Смыслового видения

Сократа

Диогена

Сравнений

Суггестии

Фактов

Фантазий

Эвристического наблюдения

Эмпатии

«Если бы…»

 

Обнаружения, открытия …

Игрового погружения

Изменения, расширения…

Доведения до абсурда

Символического видения

Конструирования понятий, правил и т.д.

Самоконтроля, взаимоконтроля

Повышения уровня сложности заданий, задач, проблем

Повышения эмоционального фона процесса взаимодействия

Расширения сознания, мировоззрения, миропонимания

Реверсирования процесса с измененными средствами и условиями

Эзотерического преобразования

Технологии формирования КСР педагога

Технология формирования КСР обучающихся

RP-техно­ло­гия педагогического взаимодействия

Технология системно-педагогического моделирования

Технология диагностики сформированности КСР педагога

 

Структурные
компоненты/ критерии сформированности КСР педагога

Личностный

Социальный

Профессиональный

Уровни
формирования КСР педагога:1) объектный (О)

2) индивидуальный (И)

3) субъектный (С)

4) личностный (Л)

 

 

1) Владение всеми способами фиксации информации.

Осознание необходимости изучения внутреннего мира личности, совокупности методов, форм и средств саморегуляции и оказания психологической/психотерапевтической помощи.

2) Владение всеми способами фиксации и трансформации (моделирование) информации.

Владение некоторыми методами, приемами, формами, средствами саморегуляции, психолого-педагогического взаимодействия и оказания психологической/психотерапевтической/рефлексивно-терапевтической помощи.

3) Владение всеми способами фиксации, трансформации (моделирование) информации и методами апробации результатов моделирования.

Объективный анализ продуктов собственной деятельности, деятельности других субъектов мультисред и оказание помощи в условиях трансформации и реконструкции моделей взаимоотношений с учетом изменений их внешних и внутренних компонентов.

4) Создание условий для моделирование, апробации, трансформации, реконструкции средств, методов, условий, форм, методик и технологий педагогического взаимодействия.

Создание условий для формирования потребностей в 1, владение 2 и 3 у других субъектов мультисред.

1) Принятие норм, правил, свобод, обязанностей, законов, систем ценностей, моделей и теорий формирования ценностей гуманно-личностной педагогики.

Включенность в систему взаимоотношений в микро-, мезо-, макро- и мегасредах.

2) Опосредованное изменение объективной реальности согласно канонам гуманно-личностной педагогики.

Проявление интереса к ценностям гуманно-личностной педагогики и преумножению их.

Индивидуализация постановки и решения проблемы реконструкции взаимоотношений в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах.

3) Субъектная ориентация на постановку решения выявленных проблем, связанных с взаимодействием в микро-, мезо-, макро-, мега и мультисредах.

Креативность в реконструкции планов самореализации и самосовершенствования; ситуативная гибкость в трансформации внешнего и внутреннего мира у субъектов деятельности, общения, культуры.

4) Личностная ориентация на постановку решения выявленных проблем, связанных с взаимодействием в микро-, мезо-, макро-, мега и мультисредах.

Создание условий для формирования 1,2,3 у других субъектов мультисред.

1) Владение системой общеучебных ЗУН-ов и компетенций.

Принятие норм, правил, свобод, обязанностей, законов, систем ценностей, моделей и теорий формирования ценностей гуманно-личностной педагогики.

Адекватное восприятие социально-педагогических проблем и традиционное их решение.

2) Владение моделированием как методом преобразования в контексте идей гуманно-личностной педагогики.

Опосредованное изменение объективной реальности согласно канонам гуманно-личностной педагогики.

Адекватное восприятие социально-педагогических проблем и оптимальное их решение.

3) Владение моделированием, методами апробации, методами внедрения моделированных и апробированных педагогических средств.

Креативность в реконструкции планов самореализации и самосовершенствования; ситуативная гибкость в трансформации внешнего и внутреннего мира у субъектов деятельности, общения, культуры.

Мотивация достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности.

Адекватное восприятие социально-педагогических проблем и ситуативное, оптимальное их решение в модели «хочу-могу-надо-есть».

4) Создание условий для адекватного восприятия социально-педагогических проблем и ситуативного, оптимального их решения в модели «хочу-могу-надо-есть» субъектами мультисред.

Создание условий для 1,2,3 у других субъектов мультисред.

Продуктивность

 

1) О

2) И

3) С

4) Л

 

 

 

1) Объективная потребность в восприятии, анализе, синтезе и трансформации алгоритмов и функций взаимоотношений в условиях системы ограничений и возможностей среды и субъектов

2) Индивидуальная реконструкция и трансформация алгоритмов и функций взаимоотношений в условиях системы ограничений и возможностей среды и субъектов

3) Ситуативная трансформация алгоритмов и функций взаимоотношений в условиях системы ограничений и возможностей среды и субъектов.

4) Создание условий для ситуативной, осознанной трансформации алгоритмов и функций взаимоотношений в условиях системы ограничений и возможностей среды и субъектов.

1) Принятие смыслов культуры и ретрансляция их в полиаспектных взаимоотношениях (учебная и внеучебная деятельность);

осознанность смыслов и признание ценности всех единиц антропосистемы.

2) Принятие смыслов культуры и ретрансляция их в полиаспектных взаимоотношениях (учебная и внеучебная деятельность) согласно законам гуманно-личностной педагогики и потребностям субъектов и мультисред.

3) Полисубъектная, унифицированная ретрансляция и реконструкция мотивационно-ценностной сферы субъекта в мультисреде.

4) Личностная ориентация на проблему формирования и трансформации мотивационно-ценностной сферы субъекта мультисреды.

1) Осознание необходимости и поиск новых возможностей, средств, методов, технологий педагогического взаимодействия.

2) Индивидуальная постановка и решение проблемы поиска новых возможностей, средств, методов, технологий педагогического взаимодействия, фасилитирующего включение данного индивида в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды согласно законам личностно-ориентированной педагогики и психологии.

3) Субъектно-деятельностное решение поиска новых возможностей, средств, методов, технологий педагогического взаимодействия, раскрывающих вершины субъекта в его деятельности и общении.

4) Создание условий для формирования личностного поля, в котором все субъекты осуществляют свой поиск и фасилитируют поиск других субъектов в осуществлении новых возможностей, моделировании, апробации и внедрении оптимальных средств, методов, технологий педагогического взаимодействия, раскрывающих вершины субъекта в его деятельности, общении, культуре и науке.

Уровни

1) О

2) И

3) С

4) Л

  • Низкий
  • Средний
  • Высокий
  • Профессиональный
  • Низкий
  • Средний
  • Высокий
  • Профессиональный
  • Низкий
  • Средний
  • Высокий
  • Профессиональный
Методы, средства и формы
диагностики сформированности КСР
  • Профессионально-педагогический кейс
  • Дневник пед. наблюдений
  • Моделирование.
  • Научные, научно-практические конференции и пр.

 

  • Самопрезентации («Я-профессионал)
  • Профессионально-педагогический кейс
  • Характеристика студента по итогам педагогической практики.
  • Социальные проекты и пр.
  • Наблюдение и самонаблюдение.
  • Дневник педагогической практики.
  • Карта оценки и самооценки студента
  • Метод проектов.
  • Профессионально-педагогический кейс

 

Не исключение и понятие и процессуально-педагогические характеристики понятия «культура самостоятельной работы». Так, в многоаспектных социально-образовательных отношениях современной системы социально-педагогических процессов появляются новые структурно-содержательные компоненты, связанные с определением и решением противоречий, возникающих по мере накопления и переработки различного рода ресурсов (материальных, информационных, аксиологических, акмеологических и пр.), где самостоятельности личности уделяется немаловажное значение.

Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющая ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.

Формирование КСР – процесс, обуславливающий формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.

В педагогике средней школы одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития КСР у обучающихся является формирование потребности в использовании совокупности средств и методов фиксации информации [1, 4].

При соблюдении требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как полиаспектному феномену, рассматривающему самостоятельную работу как форму, метод, средство педагогического взаимодействия, условие и норму самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи можно создать благоприятные условия для становления личности обучающегося как носителя и творца культуры, искусства, деятельности, общения [1-11]. Такого рода работа неоднократно проверена студентами педвуза в ходе прохождения педагогических практик, выполнения творческих проектов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ (дипломных работ), результаты которых сведены в модели технологии формирования КСР [1-2], что обосновано практикой формирования профессиональной культуры педагогов или профессионально-педагогической культуры [9-11].

В современной педагогике одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития КСР в высшей школе является моделирование в своём многообразии видов, форм и средств. Это и моделирование дефиниций, и творческих проектов, и рефератов, и курсовых работ, и выпускных квалификационных работ и пр.

Результатом воспитания субъекта общества является воспитанность как характеристика его внутреннего мира, выявляемая в поведении и отношениях с живой и неживой природой, свидетельствующих о наличии сформированности или отсутствии определенных способов, моделей преобразования объективной реальности, самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации согласно канонам гуманизма, определяющих человека, его жизнь как высшую ценность, неповторимую уникальность.

В нашем случае феномен КСР в генезисе формирования компонентов, уровней сформированности критериев, показателей, моделей, методов, средств и форм диагностики в едином многомерном образовании представляющем собой функциональную систему или матричную многомерную модель (табл. 1).

В связи с этим, можно выделить закономерности формирования КСР педагога, они определяется возможностью результативного (успешного, продуктивного) моделирования и внедрения результатов моделирования в деятельность педагога и обучающегося. Качество продуктивного моделирования и внедрения результатов моделирования в любую личностно и социально значимую деятельность является функцией: интеллектуального развития; мотивации деятельности; здоровья; уровня притязаний личности; самооценки; воздействия мультисреды, микро-, мезо-, макро- и мегастимулирования в системе ограничений и возможностей: спрос-предложение, возможности-способности, потребности-соцзаказ и пр.; социального статуса в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, трансформирующего модели отношений и преобразований личности с детства на протяжении всей жизни.

В нашей ситуации условия формирования КСР педагога – это соблюдение системы принципов педагогического взаимодействия, фасилитирующей процесс становления профессионально значимых и личностно верифицируемых качеств в выполнении педагогом совокупности трудовых функций и принятия норм трудовых отношений и профессиональной этики, предопределяющих повышение качества, как самого педагогического труда, так и его продуктов.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  2. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  3. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  4. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  5. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  6. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  7. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  8. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  9. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9.  С.79-83.
  10. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  11. Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: