На сегодняшний момент система коммерческих операций, осуществляемых с помощью глобальной сети, находится в центре внимания многочисленных представителей бизнес-среды. Данный факт не случаен: распространение сети Интернет как в городской, так и в сельской местности и увеличение доходов населения (по сравнению с 2000 г.) способствует росту числа потенциальных Интернет-покупателей.
Одной из основных проблем развития электронной коммерции является замена традиционного механизма торговли. Следует отметить, что электронная коммерция – это не только применение IT-технологий в традиционной коммерции, а инновационная область коммерческой деятельности, в которой Интернет является средой функционирования коммерческой организации. В настоящее время электронная коммерция активно входит в повседневную жизнь, а в самой ближайшей перспективе такая модель организации деловых связей будет еще более распространенной.
Что касается развития электронной коммерции в РФ, то следует отметить, что данный сегмент, по сравнению с развитыми странами, развит не на достаточном уровне: по данным АКИТ (Ассоциации компаний Интернет-торговли) в России покупателями Интернет-магазинов является примерно 50 % пользователей сетью Интернет. В странах Евросоюза данный показатель равен 60 %, в США – 70 %, в Великобритании – более 80 % [1].
По оценке United Nations Population Databases в 2012 г. Россия занимала 11 позицию в рейтинге стран по объему расходов на электронные покупки, приходящихся на одного пользователя Интернета, обогнав Индию и Китай [4, с. 91]. В тройку лидеров вошли: Великобритания (1145 евро), Австралия (1011 евро) и США (715 евро). В России данный показатель равен 63 евро.
Однако World Bank дает крайне оптимистичный прогноз динамике роста объема Интернет-торговли. Лидером в данном случае является Индия (4,7 %), а Россия занимает четвертое место (2,6 %).
Уникальность российского рынка электронной коммерции в сравнении, например, с американским состоит в том, что российские покупатели заказывают товары в Интернете потому, что для обычных магазинов характерен недостаточный ассортимент продукции, а в США потому, что это такой вид покупок существенно экономит время покупателей.
К основным проблемам развития электронной коммерции в Российской Федерации можно отнести следующие:
1) человеческий фактор как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей. Сюда можно отнести отсутствие качественного обслуживания доставки товаров и консерватизм большинства отечественных пользователей. Кроме этого, существует проблема недоверия к виртуальным продавцам и страх быть обманутыми.
2) технологический фактор: не повсеместное использование сети Интернет.
3) правовой фактор. Непроработанность законодательной базы (отсутствие законодательно установленной формулировки понятия «электронная коммерция» и механизмов регулирования взаимодействия между поставщиком и потребителем) существенно влияет на развитие сферы электронной коммерции.
Загайнова Е.В. выделяет две группы факторов, способствующих развитию электронной коммерции в зависимости от того, к какой категории эти факторы относятся («поставщики» / «покупатели) [2, с. 85].
I. Факторы развития электронной коммерции со стороны поставщиков:
1) развитие конкуренции в частном секторе;
2) развитие технологий;
3) расширение ассортимента продукции;
4) переход компаний из off-line-ритейла в on-line;
5) адаптация интерфейсов электронных магазинов для мобильных платформ.
6) увеличение процессов интеграции в социальные сети и сервисы.
II. Факторы развития электронной коммерции со стороны потребителей:
1) увеличение численности Интернет-аудитории;
2) рост популярности и аудитории социальных сетей;
3) рост платежеспособности населения;
4) увеличение числа пользователей электронных платежных систем.
По мнению Ушакова И.П., Дормидонтовой И.М., распространение электронной коммерции в России может произойти за счет [5, с. 131]:
1) улучшение сервиса и информационной поддержки покупателей;
2) сокращения срока доставки товара;
3) трехмерности изображения товара;
4) увеличения продажи электронных товаров;
5) выпуска мобильных версий.
Таким образом, стремительное развитие сектора электронной коммерции – вопрос времени. Исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции, Data Insight выделяет следующие структурные факторы, которые обусловят устойчивый рост рынка электронной коммерции:
− электронная подпись и онлайн-платежи будут становиться все более популярными, порождая массовый спрос на новые вид услуг;
− инфраструктура доставки достигнет своей зрелости: с уменьшением стоимости товаров доставки электронные формы торговли будут распространяться на более дешевые категории товаров, доступные даже в малых и отдаленных районах [3].
Библиографический список
- Ассоциация компаний интернет торговли : официальный сайт. – Режим доступа: http://www.akrit.ru
- Загайнова Е.В. Анализ факторов развития электронной коммерции в России / Е.В. Загайнова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2014. – № 4. – С. 84-91.
- Исследовательское агентство Data Insight : официальный сайт. – Режим доступа: http://www.datainsight.ru/
- Молчанова В.С. Перспективы развития электронной коммерции в мире / В.С. Молчанова // Известия Сочинского государственного университета. – 2014. – № 1 (29). – С. 88-95.
- Ушаков И.П., Дормидонтова И.М. Развитие электронной коммерции в России / И.П. Ушаков, И.М. Дормидонтова // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2013. – Т. 20. – № 15. – С. 129-131.