Александр Николаевич Романов (Александр II)Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых(1855-1881). Старший сын сначала императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
Его правление ознаменовалось радикальными преобразованиями российского устроя. Александр IIпрославился отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года, введением обширнейших реформ и победой в Русско-турецкой войне второй половины XIX в.
Реформы данной эпохи существенно изменили сферы общественной жизни Российской империи, стимулировали экономику страны, повлияли на эволюцию ее социальной структуры. Широкомасштабная реформа, касающаяся как судоустройства, так и судопроизводства была разработана в 1861—1863 годах и проведена в 1866—1899 годах.
Причинами проведения данной реформы послужили сформировавшиеся обстоятельства в судебной системе, существующие при царствовании Екатерины II.
При Екатерине II суд делился на 3 звена: уездный, губернский и общегосударственный. Сама же система в целом была довольно хаотична, что приводило к осложнениям. Самым крупным недостатком такой системы было,то что сама системаобладала чрезвычайной сложностью – процесс проводился в несколько стадий, процессуальные документы проходили через несколько ведомств, что делало судебный процесс очень длительным.
Судебная власть была в тесной взаимосвязис административной, поэтому зачастую подсудимые имели очень мало прав и редко могли подать свои жалобы, которые оставались нерассмотренными из-за длительности и запутанности самого процесса рассмотрения дела. Также существовало огромное количество различных правил и исключений из правил, которые приводили к путанице, что, конечно же, не упрощало процесс судопроизводства.
Судебная система, которая действовала еще при Екатерине, требовала незамедлительных изменения и переработок. Она являлась главным предметом анализа и создания новых проектов, составлением которых занимались известные и ученые люди того времени, например Сперанский, Дашков, и др., хотя реформу необходимо было производить еще во время правления Александра I. Реформирование начало осуществляться только при Александре II, потому что Сперанскому и др. не удалось сместить устоявшуюся систему «правосудия», пока существовало крепостное право и всеобъемлющее преобладание интересов дворянства во всех сферах общественной жизни, а также на государственной службе. Главные минусы судебной системы той эпохи создавали предпосылки для раздробления судебных мест по определенным слоям. Также они привели к сословной организации суда, большому количеству инстанций, сохранению старого раследовательского процесса по уголовным делам, при этом следственные действия уполномоченными органами производились по одному образцу. Первой инстанцией по уголовным делам являлся уездный суд, решавший дела исходя из таких следственных действий, причем в закрытых судебных заседаниях, а подозреваемому иногда даже не оглашались основания, на которых строилось обвинение. Приговор составлялся даже без стадии прения сторон, без участия защитника в судебном процессе. Суд основывался на устаревшей системе материальных доказательств, а не по профессиональному убеждению. Эти предпосылки и послужили принятию реформы в области правосудия.
В 1861 г. началось создание реформы, и она сразу же начала давать результаты, так как было задумано полностью переделать старый уклад правосудия и отказаться от всех исторических веяний судебного процесса. И начать было необходимо с совершено новых основ, определенных западными странами. Когда крепостное право Александр II отменил, от также заменил и министра юстиции, поставив на данную должность Панина, а до этого занимал данную государственную единицу Замятнин. Было задумано, кардинально изменить систему правосудия. Дело разработки судебной реформы поручено было комиссии из просвещенных юристов, в которой руководителем всего дела сделался упорный и преданный своему делу человек, статс-секретарь Государственного совета С. И. Зарудный. В 1862 г. были выработаны и утверждены Александром II основные начала судебной реформы, и тогда же было начато составление судебных уставов на рациональных принципах юридической науки. В основу нового судебного устройства положены были принципы равенства всех перед судом, законом, полной независимости суда от администрации, что было гарантировано несменяемостью судей, они получали достаточное материальное обеспечение. Судебнаяканцелярия набиралась из людей просвещенных и юридически образованных.
Реформа 1864 г. предусматривала полное изменение судоустройства, она создала две ветви судов — мировые и общие, каждая из которых имела по две инстанции и Кассационные департаменты Сената как общую третью инстанцию. Изменения затронули сам процесс судопроизводства: процесс стал гласный, открытый и устный, с состязательностью, при котором у сторон стали уравнены права на доказывание. В уголовный процесс было введено предварительное следствие, данные которого которое проверялись на судебном следствии. Был создан суд присяжных, которые назначались по очереди, по спискам, из числа полноправных, юридически необразованных людей, достигших совершеннолетнего возраста. Его обязанностью было на основании рассмотренного дела решить вопрос: виновен или невиновен подсудимый в обвиняемом преступлении, т.е. вынести вердикт. На основании вердикта присяжных суд, присутствующий в составе председателя и двух судей, должен вынести обвинительный либо оправдательный приговор. Стороны могли обжаловать данное постановление, подав кассационную жалобув Сенат, только, если были нарушены форма судопроизводства и порядок применения судом закона Сенат в случае действительно допущенных в деле ошибок, не разбирая дела по существу, передает его в другой суд или в тот же суд, но в другом составе для пересмотра с полным соблюдением закона.
Реформа изменила канцелярию суда, что привело к заметному улучшению квалификации судебных чинов.
Судебная власть была полностью отделена от административной ветви власти. Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи — выборными на срок. Вся реформа строилась на Судебных уставах 1864 года.
Также изменился и институт судебных приставов, которые теперь состояли при судах всех уровней. Их задачей было вручение участником процессов повесток и судебных бумаг, а также совершение всех действий, необходимых для исполнения судебных решений. При надобности судебные приставы могли обращаться за помощью к полиции. Приставы объединялись в самоуправляемые корпорации по судебных участкам, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий приставов. Приставы получали жалованье из государственной казны.
Невозможно не отметить что судебная реформа Александра II несомненно самая кардинальная из все остальных его реформ, несмотря на некоторые торможения в начале реформирования.
Однако, после введения всех реформ 1860-х годов последовала негативная реакция со стороны народа, которая послужила причиной введения новых положений в судебные уставы, которые дали отрицательные результаты для правосудия, отдалив данную систему от эволюционирования.
Библиографический список
- Ершов В.В. Судебная реформа в прошлом и настоящем. – М.: Статут, 2007. – 413 с.
- Лонская С.В. Мировая юстиция в России. — Калининград, 2010. — 215 с.
Количество просмотров публикации: Please wait