Переход Российской Федерации на инновационный путь развития, усилил внимание со стороны государства и бизнеса на трудовой потенциал как ключевой инструмент, обеспечивающий эффективное развитие современной экономики. Необходимость в инновациях выявила и острую потребность экономики в совершенствовании качества трудового потенциала, способного запустить процесс производства инновационных продуктов и услуг, а также обеспечить этот процесс качественно новыми идеями и разработками. Только человек, обладающий необходимыми знаниями, определенными профессиональными умениями и творческими навыками, способен создавать и творить, являясь ключевым фактором прогресса.
Однако, переход на инновационный путь развития выявил и ряд проблем с которыми столкнулся производственный сектор, связанных с возможностью участия человека в трудовой деятельности. Проблема соответствия качества трудового потенциала требованиям инновационной экономики рассматривается уже не только на уровне отдельных предприятий ориентированных на производство высокотехнологичных продуктов или новейших разработок, но и отдельных регионов и страны в целом. В тоже время несоответствие качественных характеристик трудового потенциала не единственная проблема характерная для современного общества. Следует отметить, что и количественное изменение состава трудового потенциала – демографические процессы и проблемы зачастую могут дать общее представление о состоянии трудового потенциала общества в целом и существенно повлиять на его формирование.
Рассматривая трудовой потенциал, следует раскрыть и экономическую сущность данного понятия. Так, в более узком трактовании под трудовым потенциалом понимается «количественно и качественно определенные ресурсы живого труда, которыми располагает общество»[2]. В.С. Буланов и Н.А. Волгин раскрывают трудовой потенциал как «совокупность всех трудовых возможностей, как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом». Причем они приводят и терминологическое разграничение понятий трудовые ресурсы и трудовой потенциал, так, сущность трудовых ресурсов они определяют как количество и структуру труда, а трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности.[1]
Под трудовыми ресурсами понимается активная часть населения страны, которая обладает интеллектуальными и физическими способностями необходимыми для участия населения в трудовой деятельности. Одним из критериев оценки трудовых ресурсов является – трудоспособный возраст. В соответствие с трудовым законодательством Российской Федерации для женщин границей трудоспособного возраста является порог от 16 до 54 лет, а для мужчин от 16 до 59 лет. Но это совсем не означает, что люди не входящие в эти границы лишены права на труд. Поскольку существуют некоторые виды профессиональной деятельности связанные с тяжелыми физическими и психологическими нагрузками, для этой категории людей пороговый возраст значительно ниже.
Следует заметить, что во многих развитых странах верхний порог трудоспособного возраста гораздо выше, чем в нашей стране. Так, например, в Германии для мужчин и женщин порог выхода на пенсию составляет 65-67 лет, в США 65 лет, Японии 70 лет - это самый высокий порог трудоспособного возраста.
Несмотря на небольшое различие приведенное учеными, трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью трудового потенциала любого общества.
Трудовой потенциал инновационной экономики следует рассматривать, прежде всего, как важнейший стратегический ресурс. Именно ресурс, который должен обеспечить достижение поставленных современных задач на пути построения инновационной экономики (разработка и внедрение инноваций, повышение конкурентоспособности национального производства и экономики), за счет формирования и использования трудового потенциала [5]. На рис.1 раскрывается содержание трудового потенциала инновационной экономики, через перечень главных характеристик, обосновывающих необходимость его качественного формирования.
Рис.1 – Экономическая сущность трудового потенциала инновационной экономики
Как уже было отмечено выше, трудовой потенциал общества имеет количественные и качественные характеристики, являясь в то же время составной частью совокупного экономического потенциала общества.
Для анализа специфики формирования трудового потенциала национальной экономики следует рассмотреть динамику развития его основных составляющих характеристик: количественных и качественных.
Большинство отечественных ученых к количественным характеристикам относят:
- уровни рождаемости и смертности;
- общую численность трудоспособного населения;
- численность населения по возрастам в отдельности;
- уровни занятости и безработицы;
- объем миграционных потоков.
К качественным относят:
- психофизиологическое здоровье населения;
- уровни образованности и грамотности;
- уровень и качество жизни населения и др.
Следовательно, трудовой потенциал характеризуется набором характеристик, которые не только формируют возможности его эффективного использования, но и способности к высокой инновационной продуктивности.
Комплексный анализ всех характеристик трудового потенциала позволяет определить, степень обеспеченности национальной экономики трудовыми ресурсами, а также степень соответствия требованиям, предъявляемым бизнес-сообществом и целям инновационной экономики.
Из перечисленных количественных характеристик наибольшее влияние на состояние трудового потенциала необходимого для инновационной экономики оказывают:
- численность населения в трудоспособном возрасте (в наиболее активном с точки зрения накопления профессионального опыта и способности наиболее эффективно его реализовывать);
- миграционные процессы, в частности приток или отток трудоспособного населения, в том числе низкоквалифицированных и высококвалифицированных специалистов;
- показатели занятости и безработицы, что касается последнего, то отсутствие возможности осуществлять трудовую деятельность отражается, прежде всего, на уровне и качестве жизни населения, и как следствие на условиях формирования трудового потенциала.
В таблице 1 представлены данные на начало 2015 года о прибывших на территорию РФ иностранных граждан по целям прибытия всего мужчин и женщин в наиболее активном трудоспособном возрасте.
Таблица 1
Число иностранных граждан прибывших всего в РФ по целям прибытия, с учетом трудовой деятельности [7]
Цель прибывания
|
18 – 29 лет |
30 – 39 лет |
40 – 49 лет |
50 – 59 лет |
Деловая |
61359 |
57447 |
53701 |
33926 |
Коммерческая |
11195 |
11191 |
12563 |
6897 |
Работа по найму |
1721988 |
941113 |
674437 |
267632 |
Служебная |
26067 |
29459 |
31729 |
21998 |
Если рассматривать степень влияния прибывших иностранных граждан по целям, обозначенным в табл. 1, совершенно очевидно, что существенного влияния на формирование трудового потенциала, ориентированного на инновационную деятельность трудовые мигранты не оказывают. Поскольку, прибытие в другую страну, например, граждан с целью коммерческой или деловой поездки носит преимущественно кратковременный или эпизодический характер. Наряду с этим, нужно отметить, что и та часть иностранных граждан, целью поездки которых является трудоустройство (работа по найму), прибывшие в основном из Туркмении, Узбекистана, Казахстана, Армении, в большей степени это низкоквалифицированные специалисты или рабочие.
Что касается международной миграции, то остается проблема оттока из страны высококвалифицированных молодых специалистов, что действительно негативно сказывается на трудовом потенциале национальной экономики. Так приблизительно треть из числа талантливых российских ученых уезжает работать за рубеж, что составляет ежегодные и существенные потери для России в млрд. долл.[3]
В целом ситуация на рынке труда на конец 2014 года оставалась благоприятной для экономики. Так, общая численность безработных граждан в 2014 году по отношению к аналогичному периоду 2013 года уменьшилась на 0,248 млн. человек и составила 3,889 млн. человек (4,137 млн. человек в 2013 году). Несмотря на то, что в последние месяцы 2014 года отмечался небольшой рост общей численности безработных (с 3,7 млн. человек в мае – сентябре до 3,9 млн. человек в октябре – декабре), который, к сожалению, может продолжиться и в 2015 году из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры [9].
Существенное влияние на формирование трудового потенциала ориентированного на инновации оказывают его качественные способности, и важнейшей характеристикой является образование. Современная экономика требует непрерывного формирования интеллектуальных, творческих и новаторских способностей адекватных поставленным Правительством РФ целям, обозначенным в стратегиях инновационного развития экономики. Соответственно важнейшей характеристикой, отражающейся на его качественном формировании с учетом развития новых профессиональных и инновационных компонентов (инновационное мышление, инновационная восприимчивость и др.) является профессиональное образование.
В последние годы наблюдается процесс модернизации всей системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием. И это закономерный и естественный процесс, поскольку производство инновационных продуктов и технологий, достижение научно-технического прогресса, совершенствование и модернизация производственной базы неминуемо отражаются на содержании трудового
процесса, трудовой деятельности и трудового потенциала общества.
В2014 г. оставался актуальным вопрос об оптимизации числа образовательных учреждений высшего профессионального образования. Так, в2014 г. уменьшилось количество образовательных учреждений высшего образования в сравнении с 2013г. на 2,0% и составило 950 единиц (с учетом образовательных учреждений Крымского федерального округа). Сократилось количество государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования на 30 единиц, наряду с этим увеличилось количество частных образовательных организаций высшего образования на 11 единиц. Следует отметить, что уменьшилось и общее число студентов обучающихся по программам высшего профессионального образования, но обратная ситуация сложилась для государственных и муниципальных, а также частных образовательных учреждений осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, где численность студентов на2014 г. увеличилась по сравнению с2013 г. [9,10].
Причем в указанный период наблюдалось увеличение и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, как среди государственных, так и частных организаций, общее количество которых составило 2909 единиц.
Несмотря на то, что рынок образовательных услуг продолжает динамично изменяться, ведущими в подготовке высококвалифицированных специалистов, по-прежнему являются высшие учебные заведения. Соответственно решение вопроса формирования качественного трудового потенциала и ориентированного на инновации остается за вузами.
Реализация поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации целей, основанных на знаниях, высоких технологиях, нововведениях, ставят огромные задачи перед населением занятым в общественном производстве, перед будущими выпускниками высших и средних специальных учебных заведений.
С целью развития науки и образования на основе научных исследований из федерального бюджета выделяются значительные средства для материального поощрения профессорско-преподавательского состава за активную научно-исследовательскую деятельность согласно Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (от 28 июля2008 г. постановление Правительства № 568).
Государство продолжает осуществлять расходы на непрерывное развитие образовательной среды и качества образования в целом (в рамках ПНП «Образование») в 2013 г. согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» объем затрат составил 34,4 млрд. рублей. Среди основных мероприятий в рамках ПНП «Образование» продолжает и будет осуществляться в2015 г. работа в таком важнейшем направлении как – развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний. [9]
Несмотря на то, что общеобразовательный уровень экономически активного населения в России достаточно высокий (о чем свидетельствуют и последние результаты Всероссийской переписи населения, ежегодные данные, предоставленные Федеральными и региональными статистическими органами), профессионально-квалификационная структура в ряде случаев не соответствует потребностям производства. И соответственно квалификация молодых специалистов и наемных работников не соответствует требованиям, предъявляемым со стороны работодателей.
Экономика знаний предполагает постоянное совершенствование технологических процессов, за счет инноваций, разработок, исследований, которые необходимо обеспечить непрерывной поступательной подготовкой специалистов соответствующей квалификации необходимых для современного производства.
Важным условием повышения качества трудового потенциала является необходимость развития сотрудничества вузов с практиками и работодателями. В то же время практикам необходимо налаживать связи с зарубежными компаниями, за счет профессиональной мобильности как внутри страны, так и стажировок за рубежом. Сотрудничество вузов с высококвалифицированными «практиками» обеспечит в свою очередь, повышение образовательного и профессионального уровня, а так же дополнит приобретенный молодыми специалистами запас знаний до необходимого уровня.
Между тем следует отметить, что активизация новвоведений, их производство, а также практическая апробация возможны лишь при условии содействия непрерывному образованию специалистов и всестороннему сотрудничеству бизнеса и образовательной среды. Экономический успех и инновационный прорыв возможны лишь тогда, когда заинтересованы всех стороны в подобном сотрудничестве. В результате взаимодействия происходит не только создание площадок для проведения практических занятий для студентов, но и обмен накопленными профессиональными знаниями, умениями, информацией.
Таким образом, несмотря на проводимую в стране активную инновационную политику, в том числе предполагающую формирование трудового потенциала ориентированного на инновации в российском обществе остаются не решенными проблемы:
- отсутствие четкой системы взаимодействия между вузами и бизнес-сообществом;
- отсутствие инновационно-ориентированных трудовых ресурсов.
Безусловно, работа по интеграции бизнеса и образовательной среды осуществляется. Однако, для получения намеченного успеха в этом направлении необходимо, прежде всего, разработать действенные механизмы взаимодействия, в том числе с их глубокой проработанностью на законодательном уровне. Финансирование НИОКР, организация экскурсий для учащихся на производство, спонсорская поддержка мероприятий проводимых в рамках вузов, этого, безусловно, недостаточно.
Поскольку в России наблюдается дефицит именно инновационно-ориентированных трудовых ресурсов, восприимчивых к инновациям, способных их создавать и разрабатывать, то необходимо усиливать работу в таких направлениях как:
- проведение совместных научно-исследовательских разработок;
- целевая подготовка специалистов для конкретного производства;
- создание совместных малых инновационных предприятий.
Кроме этого, следует максимально устранить барьеры на производстве, ограничивающие возможность трудовых ресурсов: раскрывать творческие способности (разрабатывать, творить), реализовывать имеющийся инновационный потенциал (знания, уникальные идеи), вовлекать в трудовую деятельность тех специалистов, которые заинтересованы в различных новаторских проектах имеют желание и способность осуществлять профессиональную деятельность в области науки и высоких технологий.
Библиографический список
- Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда: Учебник. / Под. Ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2 –е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 480 с.
- Колосова Р.П. Трудовой потенциал промышленности. Издательство Московского университета,1987 г. С. 161.
- Минов Г.А. Проблемы и перспективы развития инновационного трудового потенциала в современных условиях // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 4. С. 80-84.
- Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. №8. С. 52-55.
- Резник Г.А., Амирова Д.Р. Инновационный трудовой потенциал – стратегический ресурс развития инновационной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 306-309.
- Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Амирова Д.Р. Инвестиции в образование – ключевой фактор повышения благосостояния населения России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 12. С. 40-43.
- http://www.fms.gov.ru/ - Официальный сайт ФМС РФ. Официальные статистические данные. Статистические сведения в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. Сведения в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по состоянию на 5 апреля2015 г.)
- http://www.ach.gov.ru/ – Официальный сайт Счетной палаты РФ. Отчет за 2013 г.
- http://www.ach.gov.ru/- Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2014 года.
- http://www.gks.ru/ – Федеральная служба государственной статистики. Население.