В последнее время увеличилось число иностранных граждан, обучающихся в российских вузах. Для обучения приезжают учащиеся с разным уровнем подготовки, с разным уровнем адаптации к обучению, с разным уровнем знания русского языка. Зачастую, иностранные студенты обучаются в группах вместе с русскими студентами, а в некоторых вузах из них формируются отдельные группы. Данный факт невозможно не учитывать преподавателю при проведении занятий. Встает актуальный вопрос: какие методы и средства обучения должны превалировать при проведении учебных занятий в иностранных и интернациональных группах с целью повышения эффективности обучения?
На наш взгляд, одним из таких методов является наглядность изложения изучаемого материала. Наглядность обучения предполагает специально организованный показ языкового материала с целью помочь обучающемуся в его понимании. В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление информации, в другом служит опорой для восприятия материала на слух, в третьем создает условия для практического применения усваиваемых знаний.
Наглядные методы обучения находятся в существенной зависимости от используемых в процессе обучения интерактивных средств и компьютерных технологий. В последнее время широкое распространение в учебном процессе получила интерактивная доска.
Область применения интерактивных досок и панелей весьма обширна. Доска позволяет: показывать слайды, видео, делать пометки; рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени; наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере.
Конечно, самый распространенный способ использования интерактивной доски – это показ мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации позволяют сокращенно, в сжатом формате, цветном оформлении излагать текст лекции и делать записи по существу проблемы. Это очень важно для иностранных студентов, так как многие из них испытывают значительные сложности при конспектировании материала занятия на слух, а особенно при выделении ключевых понятий. Мультимедийные презентации также дают возможность представлять информацию в графическом и табличном видах, включать в изложение видео фрагменты и анимации. Это делает процесс обучения более наглядным и в значительной степени облегчает восприятие, осмысление и обобщение иностранными студентами изучаемого материала.
Интерактивная доска позволяет не только наглядно отображать материал, но и вносить в него изменения. Эта особенность интерактивной доски может, например, использоваться при разгадывании тематических кроссвордов. С помощью маркера и инструмента «Перо» правильные ответы легко вписываются на доску, как представлено на рисунке 1. При этом и студенты, и преподаватель находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, анализируют и обсуждают результаты собственной деятельности.
Еще одна возможность интерактивной доски – управление объектами. Например, с помощью инструмента «Фигуры» или инструмента «Умное перо» можно нарисовать примитивы, соответствующие блокам алгоритма и создать текстовые надписи аналогично рисунку 2. Инструменты «Выбрать» и «Захват» позволят студентам без труда методом перетаскивания сопоставить блоки с соответствующими текстовыми надписями. Наглядность изложения материала с использованием современных информационных технологий делают процесс решения задачи для иностранных студентов более доступным.
Рис. 1 Тематический кроссворд по теме «Текстовый процессор Microsoft Word»
Рис. 2 Алгоритм решения задачи по теме «Инженерное программирование»
Значительно расширяют возможности интерактивной доски подключаемые к ней внешние устройства, например, документ – камера. Документ – камеру удобно использовать для визуализации мелких деталей, так как она позволяет в значительной степени увеличивать изображение и проецировать его на интерактивную доску. Это свойство документ – камеры и интерактивной доски, к примеру, можно применить при изучении устройств, расположенных на материнской плате. Инструменты интерактивной доски «Перо» и «Указка» помогут выделить различные объекты материнской платы, как показано на рисунке3 и акцентировать на них внимание студентов.
Рис. 3 Материнская плата компьютера
Приведенные примеры, конечно, не раскрывают все возможности интерактивной доски, но в полной мере обосновывают актуальность ее использования при обучении иностранных студентов. Благодаря наглядности и иллюстративности материала интерактивная доска может являться адаптационной технологией при обучении иностранных студентов в российских вузах, значительно оптимизирующей и повышающей результативность процесса усвоения изучаемого материала.
Библиографический список
- Горюнова М. А., Семенова Т. В., Солоневичева М. Н. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе – БХВ-Петербург, 2010 – 336 с.
- Бочкарева О. В., Новичкова Т. Ю. Современные информационные технологии в учебном процессе. Сб. ст. междунар. заочной науч-практ. конф.«Инновационные процессы в современной школе: Методология, теория и практика» – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. – с.49 – 53.
- Бочкарева, О.В. Математические задачи как средство формирования профессиональных качеств личности / О.В. Бочкарева, Т.Ю. Новичкова, О.В. Снежкина, Р.А. Ладин // Современные проблемы науки и образования.–2014.–№2; URL: http://www.science-education.ru/116-12584
- Бочкарева, О.В. К вопросу об уровне сформированности компетенций при изучении естественнонаучных дисциплин / О.В. Бочкарева, П.Ю.Зотов, О.В.Снежкина, А.А.Киселев// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17549