По мере расширения международной торговли и других форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования развивается и международный туризм. Сегодня туризм является одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. Туризм – одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и способствующая повышению качества жизни населения. В отличие от многих других сфер экономики туризм, как правило, не приводит к истощению природных ресурсов, а создает устойчивые предпосылки для формирования оптимизированной природной среды [1]. Международный туризм – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных, духовных и физических потребностей иностранного туриста.
Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем. Предоставляя туристам товары и услуги, страна шире участвует в системе международного разделения труда, рационально используя свои природные ресурсы [2]. Международный туризм – эффективный источник валютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экспорта», т.е. продажи туристам местных товаров. В то время как в мировой практике индустрия туризма уже давно является приоритетным направлением развития экономики, на долю которого приходится около 10 % мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов, в Приморском крае, как и в России, эти показатели не превышают 1,5-2 % [3].
Инфраструктура туризма представляет собой систему объектов и организаций, экономическое предназначение которых – способствовать производству туристических продуктов и услуг, а также их продвижению от производителей к потребителям [4]. Она обеспечивает доступность туристского ресурса и комфортность его использования. Низкий уровень развития инфраструктура является основным препятствием на пути становления Приморья в качестве не только международного, но и регионального туристического центра. Приморский край обладает большим туристическим потенциалом, структура туристского потенциала представлена на рисунке 1 [5]. Однако не только инфраструктура нуждается в развитии, уровень менеджмента в сфере сервиса и гостеприимства, материальная база, государственная политика в крае в отношении туризма нуждаются в реконструкции и требуют существенных изменений. Еще одной проблемой динамичного развития отрасли являются ограниченные инвестиционные возможности малого и среднего бизнеса и органов региональной власти.
Рис. 1. Структура туристского потенциала Приморского края
Для того, чтобы определить сильные и слабые стороны в сфере туристического бизнеса, оценить потенциальные внешние угрозы и возможности туризма, а также найти резервы развития въездного туризма на территорию региона проведем поэтапный SWOT-анализ общей ситуации туристической отрасли Приморского края
На первом этапе сформируем матрицу сильных и слабых сторон, угроз и возможностей отрасли (табл. 1).
Таблица 1 – Матрица SWOT-анализа туристической отрасли Приморского края
Сильные стороны (S): |
Слабые стороны (W): |
- благоприятное месторасположение региона. Наличие богатого природно-рекреационного потенциала, а также культурного и исторического наследия; - организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных и развлекательных мероприятий; - развитие края как центра деловой активности всего ДФО; - создание в Приморском крае пяти территорий опережающего развития; - предоставление Владивостоку статуса свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом. |
- недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры; - низкий уровень общего менеджмента и квалификации кадров на предприятиях туризма и гостеприимства; - несоответствие уровня цен коллективных средств размещения (КСР), а также несоответствие услуг транспортных компаний качеству предоставляемых потребителям услуг; - несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма; - недостаточная реклама региона на международном уровне. Низкий уровень использования рекреационного и историко-культурного потенциала края в туристской деятельности. |
Угрозы (T): |
Возможности (O): |
- снижение рентабельности и конкурентоспособности региональных турпродуктов на национальном и международном туристских рынках, снижение туристской привлекательности Приморского края; - снижение эффективности развития внутреннего и въездного туризма; - спад в экономике; - неблагоприятные изменения в законодательстве; - природные катаклизмы в регионе или близлежащих регионах. |
- улучшение инфраструктуры туризма и его материально технической базы; - ускоренная интеграция Приморского края в азиатско-тихоокеанский туристский рынок; - подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства; - создание благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма; - стабильный рост рынка въездного туризма. |
В табл.1 представлен не исчерпывающий перечень сильных и слабых сторон, угроз и возможностей туристической отрасли, а обозначены наиболее значимые позиции. Поясним некоторые из них.
Под благоприятным месторасположением региона подразумевается:
- соседство со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – целевым потребителям туристских ресурсов в пределах двух-трех часовой доступности;
- благоприятные природно-климатические условия. Приморский край расположен на самом юге региона, он обладает большими природными богатствами: лесами, морскими биоресурсами, полезными ископаемыми, плодородными землями, разнообразной флорой и фауной, омывается Японским морем. Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь, на западе — Уссурийская и Приханкайская низменности. Крупные острова: Русский, Путятина, Аскольд, Попова, Рикорда, Рейнеке, Большой Пелис. На юго-западе находится крупное озеро Ханка, по нему проходит граница с Китаем. Крупнейшей рекой края является Уссури [4].
Создание в Приморском крае пяти территорий опережающего развития (ТОР) подразумевает реализацию в регионе особых государственных проектов, а именно строительство нефтехимического комплекса в Партизанском районе, агропромышленного парка в Михайловском районе, промышленного парка в Надеждинском районе, а также ТОРы на острове Русский и в районе Зарубино (бухта Троицы) [6,7].
Неблагоприятные изменения в законодательстве подразумевают ужесточение паспортно-визового режима, увеличение налогового бремени на туристические фирмы и т.д.
Опираясь на экологическую ситуацию в Приморском крае прошлых лет [8], можно сказать, что вероятность возникновения каких-либо масштабных природных катаклизмов в крае невелика, однако данная угроза все же была включена в SWOT-матрицу. Пожалуй, к основному стихийному бедствию можно отнести наводнения, связанные со значительным весенним паводком, однако крупные наводнения, такие как в Хабаровском крае, встречаются в нашем регионе крайне редко. Еще один природный катаклизм, вероятность которого также необходимо учесть – это землетрясения и цунами. За последние 10 лет в Приморском крае за не зафиксировано ни одного сильного землетрясения, однако вероятность наступления данного природного катаклизма также необходимо принимать во внимание, ввиду произошедшего в марте 2011 года на северо-востоке Японии землетрясения, повлекшего за собой самое сильное за всю историю страны цунами, результатами которого стала авария на АЭС Фукусима-1.
На втором этапе анализа оценим влияние угроз и возможностей на сильные и слабые стороны отрасли методом Дельфи по пятибалльной шкале. Оценка производится следующим образом – если угроза или возможность значима для сильных или слабых сторон и влияет на них, то оценка значимости таких сочетаний будет высокой (табл.2).
Таблица 2 – Количественная оценка факторов SWOT-матрицы туристской отрасли Приморского края
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|||||||||
благоприятное расположение региона |
организация крупных международных и региональных мероприятий |
развитие края как центра деловой активности всего ДФО |
создание в регионе ТОР |
предоставление Владивостоку статуса порто-франко |
недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры |
несоответствие уровня цены и качества туристических услуг |
несовершенство нормативной правовой базы |
низкий уровень общего менеджмента и квалификации кадров |
недостаточная реклама региона на международном уровне |
||
Угрозы |
снижение рентабельности и конкурентоспособности региональных турпродуктов |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
5 |
5 |
1 |
2 |
5 |
снижение эффективности развития внутреннего и въездного туризма |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
5 |
4 |
1 |
3 |
5 |
|
спад в экономике |
1 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
1 |
1 |
3 |
|
неблагоприятные изменения в законодательстве |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
|
природные катаклизмы в регионе или близлежащих регионах |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Возможности |
улучшение инфраструктуры туризма и его МТБ |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
5 |
5 |
1 |
3 |
3 |
ускоренная интеграция края в азиатско-тихоокеанский туристский рынок |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
4 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
5 |
2 |
|
создание благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма |
1 |
2 |
2 |
5 |
4 |
5 |
1 |
2 |
4 |
||
стабильный рост рынка въездного туризма |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
5 |
Таким образом, мы получили количественную оценку проблем, образующихся на пересечении сильных и слабых сторон отрасли с возможностями и угрозами, итоговые результаты которой представлены в табл. 3.
Таблица 3 – Суммарная оценка значимости каждого фактора SWOT-таблицы
Сильные стороны |
Оценка |
Слабые стороны |
Оценка |
- благоприятное месторасположение региона. Наличие богатого природно-рекреационного потенциала, а также культурного и исторического наследия; - организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных и развлекательных мероприятий; - развитие края как центра деловой активности всего ДФО; - создание в Приморском крае пяти территорий опережающего развития; - предоставление Владивостоку статуса свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом. |
13 22 25 27 24 |
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры в регионе; - низкий уровень общего менеджмента и квалификации кадров на предприятиях туризма и гостеприимства; - несоответствие уровня цен коллективных средств размещения (КСР) [9], а также несоответствие услуг транспортных компаний качеству предоставляемых потребителям услуг; - несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма; - недостаточная реклама региона на международном уровне. Низкий уровень использования рекреационного и историко-культурного потенциала края в туристской деятельности. |
35 21 21 12 39 |
Итого |
111 |
Итого |
128 |
Угрозы |
Оценка |
Возможности |
Оценка |
- снижение рентабельности и конкурентоспособности региональных турпродуктов на национальном и международном туристских рынках, снижение туристской привлекательности Приморского края; - снижение эффективности развития внутреннего и въездного туризма; - спад в экономике; - неблагоприятные изменения в законодательстве; - природные катаклизмы в регионе или близлежащих регионах. |
29 31 23 15 22 |
- улучшение инфраструктуры туризма и его материально технической базы; - ускоренная интеграция Приморского края в азиатско-тихоокеанский туристский рынок; - подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства; - создание благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма; - стабильный рост рынка въездного туризма. |
28 27 19 26 19 |
Итого |
120 |
Итого |
119 |
На основании суммарных оценок, представленных в табл. 3, можно предположить, насколько существенны сильные и слабые стороны и важны угрозы и возможности международного туризма в регионе. Необходимо сравнить все эти количественные показатели между собой.
Опираясь на данные, представленные в табл. 3, очевидно, что слабые стороны все-таки превалируют над сильными, а угрозы практически уравновешиваются возможностями – это является обычной картиной для проблемных, но перспективных отраслей.
Третий этап анализа предполагает формирование проблем для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. В таблице 4 подробно рассмотрены проблемы развития международного туризма и пути их решения в каждой комбинации сильных и слабых сторон с рассмотренными выше угрозами и возможностями, так или иначе влияющими на данную отрасль в Приморском крае.
Таблица 4 – Формирование проблемного поля Приморского края как туристского региона в рамках SWOT-матрицы
Факторы |
Сильный стороны |
Слабые стороны |
|||||||||
благоприятное расположение региона |
организация крупных международных и региональных мероприятий |
развитие края как центра деловой активности всего ДФО |
создание в регионе ТОР |
предоставление Владивостоку статуса порто-франко |
недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры |
несоответствие уровня цены и качества туристических услуг |
несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма |
низкий уровень общего менеджмента и квалификации кадров |
недостаточная реклама региона на международном уровне |
||
Угрозы |
снижение рентабельности и конкурентоспособности региональных турпродуктов |
Привлечение в регион большего числа иностранных туристов путем предоставления более новых туристических продуктов |
Реконструкция старых, строительство новых коллективных мест размещения (КСР); развитие инженерных, транспортных коммуникаций |
Регулирование предприятий туристических услуг (на региональном уровне) путем проведения внеплановых проверок на соответствие цены и качества предоставляемых услуг |
Решение проблемы на государственном уровне путем модернизации нормативно правовой базы |
Стимулирование туристских работников, желающих повысить квалификацию, получить дополнительное профессиональное образование путем предоставления различных льгот по оплате обучения и т.д. |
Разработка мероприятий по продвижению регионального турпродукта на международном уровне и их равное финансирование из краевого и федерального бюджетов |
||||
снижение эффективности развития внутреннего и въездного туризма |
|||||||||||
спад в экономике |
Принятие мер по привлечению иностранных туристов в регион |
||||||||||
неблагоприятные изменения в законодательстве |
Проведение анализа изменений в законодательстве и поиск путей выхода из сложившейся ситуации |
||||||||||
природные катаклизмы в регионе или близлежащих регионах |
В силу географического положение региона угроза стихийных бедствий присутствует. Необходимо активное отслеживание сейсмической обстановки в крае |
||||||||||
Возможности |
улучшение инфраструктуры туризма и его МТБ |
Реконструкция старых, строительство новых коллективных мест размещения (КСР); развитие инженерных, транспортных коммуникаций |
Реконструкция старых, строительство новых коллективных мест размещения (КСР); развитие инженерных, транспортных коммуникаций |
||||||||
ускоренная интеграция края в азиатско-тихоокеанский туристский рынок |
Привлечение в регион большего числа иностранных туристов за счет увеличение комфортабельности КСР, развитие инфраструктуры региона |
||||||||||
стабильный рост рынка въездного туризма |
Привлечение в регион большего числа туристов других стран |
||||||||||
подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства |
Создание специализированных, практикоориенторованных ВУЗов по подготовке компетентных специалистов в области сервиса и туризма |
||||||||||
создание благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма |
Привлечение инвестиций в отрасль путем снижения налогового бремени |
||||||||||
Таким образом, на основании проведенного SWOT-анализа, можно заключить, что Приморский край обладает огромным потенциалом развития как внутреннего, так и въездного международного туризма, но имеется ряд трудностей инфраструктурного, кадрового, маркетингового и финансового характера. В регионе сформировался достаточно устойчивый рынок туристических услуг, имеющий тенденцию к расширению, однако дальнейшее развитие туризма, преимущественно международного въездного, тормозится рядом проблем, среди которых:
-нехватка квалифицированных кадров;
-недостаточная реклама (продвижение) регионального туристического продукта;
-необходимость улучшения туристического структуры и привлечения инвестиций;
-несоответствие цены и качества предоставляемых туристических услуг потребителю;
- несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма.
Библиографический список
- Волынчук А.Б. Природно-ресурсный потенциал Среднего Приамурья (геоэкологический и историко-географический аспекты освоения): дисс. … канд. географ. наук/Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2005. 170 с.
- Воскресенский В.Ю. – Учебное пособие. //«Международный туризм»// Изд.: Юнити-Дана, 2012г. – 256с.
- Рябова И.А., Забаев Ю.В., Драчева Е.Д. Экономика и организация туризма: международный туризм. – М. : КНОРУС, 2010. – 568 с.
- Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: (комплексный сборник) // [редкол.: В. Ф. Шаповалов (пред.) и др.] ; Федеральная служба государственной статистики по Приморскому краю. – Владивосток : Приморскстат, 2014. – 80 с.
- Николаевская Ю.В. Состояние Инфраструктуры Туризма в Приморском крае // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление - 2010.- №4. – С. 21-33.
- Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 годы. [электронный ресурс]/ Официальный сайт Администрации Приморского края. Режим доступа:http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/tourism/the-state-program-of-primorsky-krai-tourism-development-in-the-primorsky-territory-on-the-2013-2017-/
- Федеральная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» на 2011-2018 годы. [электронный ресурс]/ Гарант – информационный портал. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/
- Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-pokazateli-po-subektam-rf/(дата обращения 12.02.2015)
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения 15.01.2015).