Современные исследования в области психологии личности все чаще затрагивают гендерную проблематику. Связано это, во многом, с теми социально-психологическими изменениями, которые происходят в обществе, в первую очередь, с трансформацией образцов социального поведения, установок и стереотипов в сфере отношений мужчин и женщин.
Систематизированные научные представления об особенностях формирования гендерной идентичности личности имеют важное прикладное значение в социологии, психологии, педагогике, поскольку способствуют адекватному осознанию и пониманию процессов межгруппового и межличностного взаимодействия. В то же время, важно не просто зафиксировать происходящие в современном социуме изменения, обусловленные гендерными различиями, но и понять закономерности, лежащие в их основе, выявить, следствием каких факторов они являются. В этой связи, необходим анализ исследований, связанных с гендерной тематикой, в исторической ретроспективе.
Понятие «гендер» в значении социальный пол, определяющий поло-ролевое поведение человека, появилось сравнительно недавно (в 1975 г.), но в науке и до этого времени существовали идеи, исследования по данной проблеме.
В известной аналитической работе Т.В. Бендас представлена авторская периодизация истории зарубежной гендерной психологии: 1) от античных времен до конца 19 века (разработка соответствующих идей в русле философии); 2) конец 19 – начало 20 века (формирование предметной области и разделов гендерной психологии); 3) начало 20 века – 1930-е годы (влияние психоанализа на гендерные исследования); 4) 1950 – 1980-е годы (появление первых научных концепций и широкое экспериментальное изучение проблем гендера); 5) с 1990-х годов – по настоящее время (интенсивное развитие гендерной психологии как новой отрасли науки) [2].
Рассмотрим подробнее периоды со второго по пятый.
В общественной жизни стран Европы конец 19 – начало 20 века ознаменованы широким распространением движения за права женщин – феминизма (от лат. femina — женщина), связанного с идеей эмансипации (от лат. emancipatio—освобождение). Оно оказало существенное влияние не только на умонастроения людей, но и дало толчок психологическим исследованиям проблем взаимоотношений мужчин и женщин.
В 1902 году вышла в свет нашумевшая книга австрийского философа и психолога Отто Вейнингера «Пол и характер». Наряду с совершенно неприемлемыми, противоречащими научным фактам идеями, в ней содержались положения, продуктивные для дальнейшего развития гендерной психологии.
В частности, О. Вейнингер впервые указал на то, что человек бисексуален: «…нет ни мужчины, ни женщины, а есть только мужественное и женственное. Поэтому индивидуума А или В не следует просто обозначать именем «мужчина» или «женщина», а нужно указать, сколько частей того и другого содержит в себе каждый из них» [3, с. 12]. Этот тезис согласуется с дальнейшими открытиями в области биохимии и эндокринологии: в 20-30-х годах ХХ века были выявлены и химически идентифицированы мужские и женские половые гормоны, отвечающие за внешний облик и сексуальное поведение индивидов, и доказано, что в организме каждого человека есть мужские и женские гормоны в различных пропорциях.
Основываясь на идее бисексуальности, автор формулирует «закон полового притяжения», суть которого можно обозначить как «противоположности сходятся»: «…если индивидуум имеет определенную большую часть мужественности и, хотя бы малую (которой однако не следует пренебрегать) долю женственности, тогда нужно, чтобы другой индивидуум дополнил недостающую для всего целого долю мужественности. Также пополняется в одно время и его женская часть» [3, с. 24].
В работе О. Вейнингера раскрыты некоторые психологические различия между мужчинами и женщинами, обусловленные их полом. По мнению автора, мужчины познают мир логически, мышление и чувства отделены у них друг от друга. Женщины же воспринимают мир слитно, мышление и чувства у них связаны воедино. Кроме того, они обладают более тонким осязанием (это подтверждено современными исследованиями).
Книга О. Вейнингера привлекла внимание современников к проблемам взаимоотношений полов, вызвала бурные дискуссии в научных кругах, заложила основу дальнейших исследований гендерной психологии.
Следующая крупная работа в этой области была написана голландским психологом Герардусом Геймансом. В своей книге «Психология женщины», изданной в 1911 году, автор представил результаты масштабного анкетирования больших групп людей и предложил четкие критерии сравнения женской и мужской психологии.
В частности, Г. Гейманс установил, что женщины отличаются от мужчин эмоциональными проявлениями: им свойственно яркое воображение и живая фантазия, у них легче вызвать смех и слезы, они более склонны к тревоге.
Кроме того, женщины более наблюдательны, но только в том, что им интересно. В обучении они зачастую показывают лучшие результаты, за счет прилежания и старательности, а также более развитой способности к запоминанию. По мнению автора, существующие социальные условия – особенности воспитания девочек, общественные предубеждения против женщин-ученых, невозможность сделать карьеру и т.п., препятствуют достижению женщинами более высокого уровня развития [4].
Выявленные Г. Геймансом показатели были новыми для того времени, и впоследствии были подтверждены экспериментальными исследованиями.
Третий этап в развитии гендерной психологии связан с работами Зигмунда Фрейда (начало ХХ в. – 30-е годы ХХ в.). В 1915-1917 годах автором был прочитан курс лекций, впоследствии систематизированный в книге «Введение в психоанализ», и заложивший основы психоаналитического подхода к пониманию проблем формирования и развития личности, в том числе, проблеме психологических различий «мужского» и «женского», как двух полярных категорий.
По мнению З. Фрейда, «… мужское, как правило, предполагает «активное», а «женское» – пассивное» [7, с. 367]. «Активное», в его понимании – доминантное, агрессивное, сильное, нравственное; «пассивное» же – наоборот, зависимое, подчиненное, слабое, склонное к мазохизму, безнравственное. «Мы приписываем женственности более высокую степень нарциссизма, которая и влияет на ее выбор объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить» [там же, с. 368].
Женская сексуальность, согласно Фрейду, представляет собой разочаровавшуюся мужскую сексуальность, и связано это с завистью к мужскому половому строению: «то, что женщине мало свойственно чувство справедливости, связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни, потому что требование справедливости перерабатывает зависть, создавая условие, при котором от нее можно отказаться. Мы говорим о женщинах также, что их социальные интересы слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин» [там же, с. 371].
Научный авторитет З. Фрейда был столь велик, что во многом определил и закрепил ряд установок и убеждений в исследованиях взаимоотношений полов, в первую очередь, представление о женщине как о «неполноценном человеке».
Психоаналитическая теория подвергалась большой критике со стороны феминистов. Повторяющаяся время от времени в феминистской литературе критика содержит предположение, что результаты научных наблюдений Фрейда по поводу чувства неполноценности у женщин могли бы быть переосмыслены заново, а не отвергнуты совсем, даже если его идея о происхождении этого чувства не кажется реалистичной [8].
Несмотря на целый ряд весьма спорных идей относительно природы женской сексуальности, и женской психологии в целом, работы З. Фрейда дали толчок дальнейшим исследованиям в области гендерной психологии.
Следующий период (1950 – 1980-е годы) ознаменован многочисленными экспериментальными исследованиями проблем гендера.
В 1966 г. Элеонор Маккоби, совместно с Кэрол Жаклин, опубликовали самую известную и цитируемую книгу «Психология половых различий»; она упоминается во всех современных психологических работах, связанных с понятием «гендер» [10]. Авторы проанализировали большое количество работ по данной проблематике и пришли к выводу, что различий в особенностях поведения и психологических характеристиках мужчин и женщин не так много, как считалось ранее.
Как установили Э. Маккоби и К. Жаклин, наиболее значимые различия – в социальном поведении: мужчины более агрессивны и доминантны, для них более важными являются профессиональные роли; женщины же – более доброжелательны и общительны, для них важны семейные роли. Кроме того, у мужчин лучше развиты математические и пространственные способности, а у женщин – вербальные способности (Maccoby E., Jacklin K.; 1975). Эти данные получили подтверждение в дальнейших исследованиях.
В то же время, представляются недостаточно обоснованными выводы о том, что девочки более внушаемы, имеют более низкое самоуважение, лучше справляются с простыми задачами, у них слабо развита потребность в движении, в сравнении с мальчиками, которых «наделяют» более аналитичным умом, развитым зрительным восприятием, творческими способностями.
Большой резонанс в 60-х г. ХХ в. вызвали работы Мартины Хорнер, в которых небольшая успешность женщины в социальной сфере объяснялась недостаточностью мотивации. М. Хорнер обнаружила, что стремление добиться профессионального успеха у многих женщин блокируется беспокойством о возможных последствиях: потере женственности, ухудшении взаимоотношений с близкими, и др. (Horner M., 1969).
Выявленный феномен был назван мотивом избегания успеха. Он был обнаружен у многих женщин, особенно способных, которые считали, что не нужно соревноваться с мужчинами в профессиональных достижениях – хорошие отношения с ними важнее.
Данный феномен впоследствии активно изучался многими учеными (Friedman M., Dowling K., Clance P., Imes S., и др.).
Важное значение эта теория имела для урегулирования женских конфликтов, и большое количество известных на тот момент писательниц, актрис получили психологическую помощь, т.к. изначально они не могла радоваться своему «незаслуженному» успеху.
В 1974 году объектом дискуссии психологов стала концепция Сандры Бэм (S. Bem, 1974) о трех типах гендерной идентичности: 1) феминной (с преобладанием феминных характеристик), 2) маскулинной (с преобладанием маскулинных характеристик), 3) «андрогинной» (равновесное сочетание умеренных, средних показателей феминных и маскулинных характеристик).
Сандра Бэм сделала попытку изучить общественные представления о типичных «женских» и «мужских» качествах, предложив большой группе респондентов соотнести около 400 личностных характеристик с той или иной гендерной ролью. Выяснилось, что к феминным качествам большинство относит уступчивость, нежность, застенчивость, заботливость, сердечность, сострадательность, доверчивость, инфантильность, спокойствие, и т.п. К типично маскулинным качествам относят независимость, напористость, спортивность, склонность к лидерству и риску, властность, агрессивность, самодостаточность, амбициозность, и т.п.
По мнению автора, наилучшим вариантом в плане социальной адаптации является андрогинность, вбирающая в себя лучшее из каждой половой роли и предполагающая большую поведенческую гибкость [9].
На основе своих исследований Сандра Бэм разработала опросник для диагностики психологического пола и определения степени феминности, маскулинности и андрогинности личности, применяемый и в настоящее время [5].
Идеи С. Бэм вызвали не только поддержку, но и резкую критику гендерных психологов, под влиянием которой она переключилась на развитие нового подхода, воплощенного в теории гендерной схемы [1].
Автор основывалась на представлении о связи половых характеристик с социальными ожиданиями, существующими в конкретном обществе: ребенка, как будущего мужчину или женщину, не только обучают специфическим формам поведения, но и формируют у него определенную гендерную схему – представления о мире и личностные качества, типичные для своего пола. Гендерная идентификация, по мнению С. Бэм, основывается на половой (сексуальной) типизации – стремлении человека соответствовать социальным ожиданиям в отношении своего пола.
Сандра Бэм внесла большой вклад в понимание глубинных причин мужественности и женственности и по праву считается выдающимся ученым в области гендерной проблематики.
Таким образом, к началу 90-х годов ХХ в. были разработаны теоретико-методологические основы гендерной психологии как самостоятельной отрасли науки, накоплен большой массив эмпирических данных о психологических различиях мужских и женских социальных ролей. Вместе с тем, высветились проблемные зоны и неизученные области в гендерно-психологических исследованиях, конкретизировались вопросы, требующие дальнейшего научного осмысления и прикладного разрешения.
На современном этапе специфика пола интенсивно изучается, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, причем наметилась тенденция углубления исследований, в аспекте кросс-культурных различий гендерных ролей, а также выделения самостоятельных разделов гендерной психологии – психология женщин, психология мужчин, особенности гендерной социализации, психология гендерных отношений, и др. Кроме того, в современных науках (не только в психологии, но и в культурологии, социологии, истории, политологии, антропологии, и др.) получает все более широкое распространение гендерный подход к анализу различных социально-культурных явлений в обществе.
Библиографический список
- Аткинсон Р.Л. Введение в психологию / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общ. ред. В.П. Зинченко. 15-е межд. изд. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.
- Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Вейнингер О. Пол и характер. – М.: Латард, 1997.
- Гейманс Г. Психология женщины. – С. Петербург: издательство О. Богдановой, 1911. XII, 248 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2003 – 544 с. (Серия «Мастера психологии»).
- Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 186-190.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – СПб.: Питер, 2012. – 384 с.
- Элиот П., Мендел Н., Теории феминизма// Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. / Под ред. И. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 1998.
- Bem S. L. The Measurement of Psychological Androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42. P. 165– 172.
- Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Stanford, 1978.