Проблема эмоционального развития ребенка с задержкой психического развития в последние время часто оказывается объектом исследовательского интереса психологов.
Актуальность выбранной темы в том, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению ребенка с задержкой психического развития к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Цель данного исследования – изучить особенности эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР и на основе результатов диагностического исследования разработать коррекционно-развивающую программу по развитию эмоциональной сферы младших школьников.
Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области “Алексинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья”, в нем принимали участие дети младшего школьного возраста, посещающие 3 «А» класс.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы были определены некоторые теоретические аспекты об особенностях эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР.
В общей психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. [1 с.56]
В младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать свою уникальность, он осознает себя как личность, стремящуюся к совершенству. Это отражается во всех сферах жизни ребенка и несомненно проявляется в проблемах установления контакта со своими одноклассниками и обществом в целом. Задержка психического развития характеризуется медленными темпами развития эмоциональной сферы и мыслительных операций. Последнее характеризуется тем, что мыслительные деятельность ребенка не соответствуют возрастным показателям. [4 с.134]
В ходе данного исследования была разработана диагностическая программа, направленная на изучение эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, используя методики «Определение эмоциональности» В.В. Суворовой, проективный тест личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, “Эмоциональная идентификация” Б.И. Изотовой, “Эмоциональная пиктограмма” Б.И. Изотовой, «Оценка поведения» для детей 5-8 лет. [2с.69, 3 с.48]
Выборку составили 7 детей младшего школьного возраста с ЗПР, из которых 3 девочки и 4 мальчика.
В ходе проведения диагностических методик было выявлено наличие отклонений в развитии эмоциональной сферы более чем у половины детей.
Результаты, полученные с помощью методики «Определение эмоциональности» В. В. Суворовой.
По результатам проведения данной методики видно, что у детей младшего школьного возраста преобладает средняя эмоциональность. Четверо детей показали результат средне выраженной чувствительности к реализации деятельности и средне выраженной реакцией на проявление эмоций. Один ребенок дал результат высокой эмоциональности, которой присуще частое беспокойство, тревога и переживание. Двое детей показали результат низкой эмоциональности.
Результаты, полученные с помощью методики «Домики».
По результатам проведения данной методики выявилось две группы детей. В первую группу вошли дети с частичной и недостаточной адаптацией (4 детей). Этим детям присуще чрезмерная тревожность, которая объясняется завышенными требованиями родителей, нарушение детско-родительских отношений, низкий уровень самооценки, проблемы со здоровьем и т.д.
Вторая группа с достаточной адаптацией была выявлена у троих детей с задержкой психического развития. Эти дети быстро вливаются в школьный коллектив, приобретают новых друзей в классе, у них чаще преобладает хорошее настроение, они доброжелательны, выполняют все требования учителя беспрекословно.
Результаты, полученные с помощью методики “Эмоциональная идентификация” Б.И. Изотовой.
После проведения данной методики было выявлено, что четверо детей показали низкий уровень идентификации эмоций. Дети не могли дать четкий ответ о изображенной эмоции на представленной им картинке. У двоих детей получилось правильно определить более половины изображённых на картинке эмоциональных выражений персонажей. И лишь один ребенок не смог определить практически все эмоциональные выражения персонажей.
Результаты, полученные с помощью методики “Эмоциональная пиктограмма” Б.И. Изотовой.
По результатам данной методики адекватное кодирование и вербализация менее 6 эмоциональных модальностей было выявлено у четверых детей. Небольшие трудности в некоторых эмоциях (гнев, презрение, удивление), а также адекватное кодирование и вербализация лишь 8 эмоциональных модальностей было выявлено у двоих детей. Адекватное кодирование и вербализация более 10 эмоциональных модальностей было выявлено у одного ребенка.
Результаты, полученные с помощью методики «Оценка поведения».
После интерпретации результатов данной методики, стало видно, что трое детей выполнили задание на среднем уровне (2-я группа). Эти дети имеют достаточно неустойчивые предпочтения при оценке поведения героев картинок.
Четверо детей выполнили задание на низком уровне (1-я группа). Они оценивали героев картинок исключительно на основе их внешнего вида, своих симпатий и антипатий.
Эти показатели свидетельствуют о необходимости использования коррекционно-развивающей программы.
Мною была составлена развивающая программа, включающая в себя 3 блока упражнений и игр посредством которых, эмоциональная сфера младших школьников с задержкой психического развития будет развиваться более успешно. Программа рассчитана на детей 7 – 12 лет и включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся в групповой форме продолжительностью 40 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10-15 человек. Групповое занятие имеет определенный ход занятия: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию, ритуал прощания. Занятие строится на знаниях, которые понятны и известны детям и связанны с реальными для них нарушениями. [2 с. 59, 5 с. 77]
Таким образом, в ходе исследования было выявлены нарушения в развитии эмоционального реагирования более чем у половины испытуемых. Этим отклонениям свойственно низкий уровень вербализации эмоций, неумение идентифицировать эмоции, отсутствие положительного эмоционального опыта, наличие факторов эмоциональной напряженности. Нарушения в эмоциональной сфере у детей сопровождались присутствием страхов, агрессии и тревожности.
Библиографический список
- Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 2006.
- Гаврилушкина О.П. Психологические аспекты новых коррекционных программ и технологий. В сб.: Инновации в российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. -М.: Изд-во МГУП, 2010.
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 2006.
- Изотова Е.И., Никифорова, Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. – М.: Академия, 2004.
- Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ) / Составитель К. С. Лебединская. – М., 2010.