ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Кочегарова Юлия Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»
студентка 5 курса направления "Специальная психология с дополнительной специализацией логопедия"

Аннотация
В статье рассматривается специфика изучения особенностей эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, особенности диагностической и коррекционно-развивающей работы с ними.

Ключевые слова: диагностика, задержка психического развития, коррекция., особенноти эмоциональной сферы, эмоциональная сфера


STUDY OF SPECIALITY OF THE EMOTIONAL SPHERE OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AT PRIMARY SCHOOL

Kochegarova Yulia Sergeevna
Tula State Pedagogical University by Lev Tolstoy
5th year student of direction "Special psychology with a minor speech therapy"

Abstract
The article discusses the specifics of studying the characteristics of the emotional sphere of children with mental retardation at primary school, speciality of diagnostic, correction and developing work with them.

Keywords: correction, diagnosis, emotional sphere, mental retardation


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/49965 (дата обращения: 03.12.2024).

Проблема эмоционального развития ребенка с задержкой психического развития в последние время часто оказывается объектом исследовательского интереса психологов.

 Актуальность выбранной темы в том, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению ребенка с задержкой психического развития к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

 Цель данного исследования –  изучить особенности эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР и на основе результатов диагностического исследования разработать коррекционно-развивающую программу по развитию эмоциональной сферы младших школьников.

Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области “Алексинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья”, в нем принимали участие дети младшего школьного возраста, посещающие 3 «А» класс.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы были определены некоторые теоретические аспекты об особенностях эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР.

В общей психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. [1 с.56]

В младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать свою уникальность, он осознает себя как личность, стремящуюся к совершенству. Это отражается во всех сферах жизни ребенка и несомненно проявляется в проблемах установления контакта со своими одноклассниками и обществом в целом. Задержка психического развития характеризуется медленными темпами развития эмоциональной сферы и мыслительных операций. Последнее характеризуется тем, что мыслительные деятельность ребенка не соответствуют возрастным показателям. [4 с.134]

  В ходе данного исследования была разработана диагностическая программа, направленная на изучение эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, используя методики «Определение эмоциональности» В.В. Суворовой, проективный тест личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, “Эмоциональная идентификация” Б.И. Изотовой, “Эмоциональная пиктограмма” Б.И. Изотовой, «Оценка поведения» для детей 5-8 лет. [2с.69, 3 с.48]

  Выборку составили 7 детей младшего школьного возраста с ЗПР, из которых 3 девочки и 4 мальчика.

В ходе проведения диагностических методик было выявлено наличие отклонений в развитии эмоциональной сферы более чем у половины детей.

 Результаты, полученные с помощью методики «Определение эмоциональности» В. В. Суворовой.

 По результатам проведения данной методики видно, что у детей младшего школьного возраста преобладает средняя эмоциональность. Четверо детей показали результат средне выраженной чувствительности к реализации деятельности и средне выраженной реакцией на проявление эмоций. Один ребенок дал результат высокой эмоциональности, которой присуще частое беспокойство, тревога и переживание. Двое детей показали результат низкой эмоциональности.

 Результаты, полученные с помощью методики «Домики».

По результатам проведения данной методики выявилось две группы детей.  В первую группу вошли дети с частичной и недостаточной адаптацией (4 детей).  Этим детям присуще чрезмерная тревожность, которая объясняется завышенными требованиями родителей, нарушение детско-родительских отношений, низкий уровень самооценки, проблемы со здоровьем и т.д.

 Вторая группа с достаточной адаптацией была выявлена у троих детей с задержкой психического развития. Эти дети быстро вливаются в школьный коллектив, приобретают новых друзей в классе, у них чаще преобладает хорошее настроение, они доброжелательны, выполняют все требования учителя беспрекословно.

 Результаты, полученные с помощью методики “Эмоциональная идентификация” Б.И. Изотовой.

После проведения данной методики было выявлено, что четверо детей показали низкий уровень идентификации эмоций. Дети не могли дать четкий ответ о изображенной эмоции на представленной им картинке. У двоих детей получилось правильно определить более половины изображённых на картинке эмоциональных выражений персонажей. И лишь один ребенок не смог определить практически все эмоциональные выражения персонажей.

 Результаты, полученные с помощью методики “Эмоциональная пиктограмма” Б.И. Изотовой.

 По результатам данной методики адекватное кодирование и вербализация менее 6 эмоциональных модальностей было выявлено у четверых детей. Небольшие трудности в некоторых эмоциях (гнев, презрение, удивление), а также адекватное кодирование и вербализация лишь 8 эмоциональных модальностей было выявлено у двоих детей. Адекватное кодирование и вербализация более 10 эмоциональных модальностей было выявлено у одного ребенка.

 Результаты, полученные с помощью методики «Оценка поведения».

После интерпретации результатов данной методики, стало видно, что трое детей выполнили задание на среднем уровне (2-я группа).  Эти дети имеют достаточно неустойчивые предпочтения при оценке поведения героев картинок.

Четверо детей выполнили задание на низком уровне (1-я группа). Они оценивали героев картинок исключительно на основе их внешнего вида, своих симпатий и антипатий.

  Эти показатели свидетельствуют о необходимости использования коррекционно-развивающей программы.

Мною была составлена развивающая программа, включающая в себя 3 блока упражнений и игр посредством которых, эмоциональная сфера младших школьников с задержкой психического развития будет развиваться более успешно.   Программа рассчитана на детей 7 – 12 лет и включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся в групповой форме продолжительностью 40 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10-15 человек. Групповое занятие имеет определенный ход занятия: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию, ритуал прощания. Занятие строится на знаниях, которые понятны и известны детям и связанны с реальными для них нарушениями. [2 с. 59, 5 с. 77]

Таким образом, в ходе исследования было выявлены нарушения в развитии эмоционального реагирования более чем у половины испытуемых. Этим отклонениям свойственно низкий уровень вербализации эмоций, неумение идентифицировать эмоции, отсутствие положительного эмоционального опыта, наличие факторов эмоциональной напряженности. Нарушения в эмоциональной сфере у детей сопровождались присутствием страхов, агрессии и тревожности.


Библиографический список
  1. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 2006.
  2. Гаврилушкина О.П. Психологические аспекты новых коррекционных программ и технологий. В сб.: Инновации в российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. -М.: Изд-во МГУП, 2010.
  3. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 2006.
  4. Изотова Е.И., Никифорова, Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. – М.: Академия, 2004.
  5. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ) / Составитель К. С. Лебединская. – М., 2010.


Все статьи автора «Юлия Кочегарова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: