ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КАЛОРИЙНОСТИ ПИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Михайлова Светлана Владимировна1, Коваль Анна Николаевна2, Малыгина Анастасия Николаевна3
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, преподаватель кафедры биологии, географии и химии
2Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, студентка 2 курса факультета дошкольного и начального образования
3Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, студентка 2 курса факультета дошкольного и начального образования

Аннотация
В статье показано влияние калорийности питания на здоровье студентов. Определено, что большинство студентов имеют массу тела, соответствующую возрастно-половым нормативам, при этом с избыточным весом молодежи больше, чем с недостаточным. Калорийность суточного пищевого рациона большинства студентов соответствует норме, высококалорийная диета встречается чаще, чем низкокалорийная. Для хорошего здоровья характерна пониженная калорийность питания.

Ключевые слова: адаптация, здоровье, калорийность суточного рациона, масса тела, питание, студенты


THE STUDY OF THE EFFECT OF CALORIC INTAKE ON THE HEALTH OF STUDENTS

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Koval Anna Nikolaevna2, Malygina Anastasia Nikolaevna3
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., Teacher department of biology, geography and chemistry
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2st year student of the Faculty of Preschool and Primary Education
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2st year student of the Faculty of Preschool and Primary Education

Abstract
This paper shows the effect of caloric intake on the health of students. Determined that most of the students have a lot of body, age-appropriate sexual norms, while overweight youth more than sufficient. Calorie daily diet of most students is correct, high-calorie diet is more common than low-calorie. For good health, characterized by a reduced calorie diet.

Keywords: adaptation, body weight, diet, dietary energy, health, students


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Коваль А.Н., Малыгина А.Н. Изучение влияния калорийности питания на здоровье студентов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/51077 (дата обращения: 01.12.2024).

На 50 % здоровье человека зависит от его образа жизни. Здоровый образ жизни – это качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей. Молодые люди ставят здоровье на первое место, но не предпринимают должных мер по его сохранению и укреплению. На здоровье студентов во время учебы влияет множество факторов, которые делятся на 2 группы: 1) объективные факторы, которые связанны с учебным процессом (продолжительность дня, расписание, перерывы между парами); 2) субъективные факторы (режим питания, двигательная активность, режим сна, отсутствие или присутствие вредных привычек). Вторая группа характеризует образ жизни студента, которая больше всего влияет на здоровье. Субъектами формирования здоровья является не только образовательное учреждение, семья, но и литература, искусство. Также здоровье студентов находится под пристальным вниманием здравоохранеия, так как в настоящее время в России на каждую тысячу обследованных студентов приходится восемьсот человек больных [1,2].

Студенты являются представителями одной из больших социальных групп нашей страны. В Российской Федерации насчитывается более 3 миллионов студентов и студенчество можно рассматривать как отдельную группу населения, которая имеет свою установку в поведении и свой образ жизни [3,4].

Основным фактором здорового образа жизни является питание. Правильное питание обеспечивает профилактику заболеваний и является важнейшим условием общественного и индивидуального здоровья. Рациональное питание включает сбалансированный рацион, покрывающий энергетические затраты и удовлетворяющий физиологические потребности организма в белках, жирах, углеводах, макро- и микроэлементах, витаминах и других полезных веществах. Оно предполагает регулярность и правильный режим приема пищи, безопасность и хорошее качество употребляемых продовольственных продуктов.

Образ жизни студента, характеризующийся негативными чертами, считается нездоровым. Оно способствует не только нарушению пищеварительной системы, но и появлению заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой систем, а также избыточного или недостаточного веса. Все это в совокупности ухудшает здоровье студента и его работоспособность [1,5].

В соответствии с требованиями ГУ НИИ питания РАМН энергетическая потребность должна составлять для студентов 2585,0 ккал, студенток – 2434,5 ккал. Студенту наиболее доступен контроль за весом тела, по которому он может судить о культуре своего питания. Поэтому, в центре внимания – проблема избыточного и пониженного веса как внешнего показателя здоровья [6].

Исследователями выявляется низкая культура питания, характеризующаяся следующими чертами: пренебрежение к режиму питания; некомпетентность в режиме питания; избыточное потребление лакомств и напитков, содержащих сахар; неумеренное потребление напитков, обладающих наркотическими свойствами: кофе, алкоголь; смутное и общее представление о значении питания для здоровья; недостаточное знание проблем возрастного питания; неумение организовать питание в зависимости от нагрузки; неумеренное и некомпетентное ограничение в питании в угоду молодежной моде под девизом «Худеть»! [1].

Цель исследования – изучить особенности питания современных студентов и его влияние на состояние здоровья молодежи.

Материалы и методы. Исследование проведено по результатам комплексного медицинского обследования 189 студентов (38 юношей и 159 девушек) 18-19 лет на базе Центра Здоровья г.Арзамас, включающего измерение антропометрических показателей (длина тела (ДТ), масса тела (МТ)). По полученным данным рассчитали ИК-2 (индекс Кетле-2) по формуле ИМТ=МТ/ДТ2 [7]. Для выявления особенностей пищевого рациона студентов было проведено анкетирование с применением «Вопросника анализа частоты потребления пищи» [6].

Для оценки степени адаптации применили метод скрининг-оценки адаптационного потенциала, разработанный P.M.Баевским и соавт. [8].

Используя предложенные В.П.Казначеевым [9] рекомендации рассматривать степени напряжения регуляторных систем (степени адаптации организма к окружающей среде по методу Р.М.Баевского) в качестве «уровней здоровья», соответственно их классифицировали:

- первый уровень здоровья (по В.П.Казначеву) –> состояние оптимальной, удовлетворительной адаптации (по Р.М.Баевскому);

- второй уровень здоровья –> напряженность адаптационных механизмов;

- третий уровень здоровья –> неудовлетворительное состояние адаптации, при котором происходит рассогласованность отдельных механизмов функционирования организма;

- четвертый уровень здоровья –> срыв адаптации, состояние предболезни или даже болезни. [8,9].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2007» и «Биостат». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий χ2) с доверительным интервалом р<0,05-0,001[10].

Результаты исследования. Индекс Кетле-2 – величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Широко используется для оценки массы тела в соответствии с качеством питания
[11,12].

По полученным результатам индекса всех студентов распределили на 5 групп (табл.1).

Таблица 1. Распределение студентов по показателям индекса Кетле-2, %

Показатели

индекса Кетле-2

Юноши

Девушки

Все

Низкая МТ

10,5

7,9

8,5

Нормальная МТ

65,8

70,8

69,8

Предожирение

15,8

10,7

11,6

Ожирение 1 степени

7,9

5,9

6,4

Ожирение 2 степени

0,0

4,7

3,7

Большинство студентов (69,8%) имеют нормальную массу тела, причем среди них девушек на 5,0% больше, чем юношей. С недостаточной массой тела определено 8,5% студентов. Юношей, имеющих недостаточный в соответствии с возрастом вес, на 2,6% больше, чем девушек. Избыточная масса тела среди студентов встречается чаще, чем недостаточная (24,7% юношей и 21,3% девушек). Ожирение 2 степени выявлено у 4,6% девушек.

Питание должно точно соответствовать потребностям организма в пластических веществах и энергии, минеральных солях, витаминах и воде, обеспечивать нормальную жизнедеятельность, хорошее самочувствие, высокую работоспособность, сопротивляемость инфекциям, рост и развитие организма. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма, которые определяются видом трудовой деятельности [1,6].

Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15-16 час в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание [13].

Чаще всего студенты питаются крайне нерегулярно, перекусывая на ходу, всухомятку, 1-2 раза в день, многие не пользуются услугами столовой. В рационе питания студентов преобладают углеводы, т.к. за счет них легче восполнить энергетические затраты [14].

По результатам анкетирования определи калорийность суточного рациона студентов, среднее значение которой составило 2367,67 ккал (min 845,9 ккал – max 5294,3 ккал). Определили, что у юношей среднее значение этого показателя выше, чем у девушек (соответственно 2622,44 ккал и 2303,56 ккал).

Распределение студентов по калорийности питания показало, что у большинства студентов она соответствует норме (рис.1).

Рис.1. Численность студентов с различным уровнем калорийности суточного рациона, %

Крайние варианты калорийности питания (ниже и выше нормы), чаще встречаются среди юношей, чем среди девушек. Среди последних на 2,8% меньше девушек, имеющих недостаточное количество калорий в своем питании, также среди них на 3,5% меньше человек, имеющих суточный рацион чрезмерной калорийности.

Высокие показатели калорийности питания среди многих обследованных юношей объясняются их занятиями в спортивных секциях и увлечением накачивания мышечной массы, которая требует введения в рацион дополнительных высококалорийных белковых питательных продуктов. Для девушек, стремящихся следовать современным тенденциям моды и иметь стройную грацильную фигуру, характерна более низкая калорийность суточного пищевого рациона.

Для выявления влияния калорийности питания на здоровье студентов мы использовали показатели адаптационного потенциала, полученные в заключении осмотра каждого студента. Степень адаптации оценивали соответственно уровню здоровья по методу, предложенному В.П.Казначеевым. Затем распредели всех студентов на 4 группы по уровню здоровья и степени адаптации (табл.2).

Таблица 2. Характеристика состояния здоровья студентов и калорийности питания

Уровень

здоровья

Степень

адаптации

Калорийность питания, ккал

(М, min-max)

юноши

девушки

первый
уровень
здоровья

состояние

оптимальной,

удовлетворительной адаптации

2265,83

(917,4-4281,1)

2093,5

(845,9-3826,5)

второй
уровень
здоровья

напряженность

адаптационных

механизмов

2433,69

(939,3-3468,3)

2360,91

(997,9-3914,2)

третий
уровень
здоровья

неудовлетворительное состояние

адаптации

2907,26

(1162,4-3680,8)

2380,3

(1165,7-5294,3)

четвертый
уровень
здоровья

срыв адаптации,

состояние предболезни или даже болезни

2929,94

(1058,4-4785,4)

2206,06

(1106,7-4774,9)

Средние значения калорийности питания у студентов, как юношей, так и девушек, с оптимальной адаптацией и некоторым напряжением адаптационных механизмов, (т.е. первый и второй уровни здоровья) ниже, чем у студентов, имеющих третий и четвертый уровни здоровья. Также студенты, у которых выявлены низкие значения калорийности пищевого рациона, относятся к первой и второй группе здоровья. Девушки с максимальными показателями калорийности питания имеют третий и четвертый уровень здоровья. Среди юношей первого уровня здоровья также имеются представители высококалорийной диеты.

Таким образом, в ходе исследования мы сделали следующие выводы:

- большинство студентов имеют массу тела, соответствующую возрастно-половым нормативам, при этом с избыточным весом молодежи больше, чем с недостаточным;

- калорийность суточного пищевого рациона большинства студентов соответствует норме, высококалорийная диета встречается чаще, чем низкокалорийная;

- для первого и второго уровня здоровья характерна пониженная калорийность питания.

Питание – важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Правильное полноценное питание обеспечивает нормальный рост и развитие молодого организма, способствует профилактике распространенных заболеваний, повышению работоспособности и продлению активной жизни, создает условия для укрепления иммунной системы, адекватной адаптации к окружающей среде. Основа здоровья и долголетия человека – разнообразное, умеренное и сбалансированное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми веществами.


Библиографический список
  1. Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с. Раевский Р.Т.
  2. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов /Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. — 556 с.
  3. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2011. – № 2(10). – С.46-57.
  4. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. – М., 2002. – 340 с.
  5. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. – 2007. – № 4. – С.197-202.
  6. Мартинчик, А.Н. Питание человека (Основы нутрициологии) / А.Н.Мартинчик, И.В.Маев, А.Б.Петухов. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576 с.
  7. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
  8. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М.Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 197 с.
  9. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П.Казначеев. – Новосибирск: Наука, Сибир.отд-ние, 1980. – 191 с.
  10. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 459 с.
  11. Характеристика адаптационных возможностей студенческой молодежи / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Д.Борзенко, К.Глаголева, Е.Норкина, К.Розина, Ю.Тремаскина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4(36). С.97.
  12. Оценка функциональных возможностей студентов / С.В.Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, К.Глаголева // Исследования в области естественных наук. 2014. № 4 (28). С.4.
  13. Моделирование здоровьесбережения в педагогической деятельности / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, М.В.Титова, И.Садретдинова, Я.Федосеева, М.Маслова // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.130-138.
  14. Studying nutrition of students // S.V.Mikhailova, A.A.Shepelkov, O.I.Kachaeva, A.V.Lubae // Science Time. 2014. № 11 (11). С.213-218.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: