В настоящее время под термином “педагогические технологии” понимают совокупность знаний, направленных на проведение учебно–воспитательного процесса. Специфика внедрения “педагогических технологии” в том, что конструируется и осуществляется такой процесс обучения (в тесном взаимодействии педагога и обучающихся), который нацелен на развитие компетенций обучающихся и прогнозируемый результат.
Рассмотрим опыт использования педагогические технологии в Изостудии “Радуга” МБОУ ДОД “Центр развития творчества детей и юношества” (ЦРТ) г. Н. Новгорода. Дополнительная образовательная программа “Палитра” (художественной направленности) сроком реализации три года, рассчитана на детей от семи до четырнадцати лет. Ее целью является удовлетворение интересов детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства; развитие у них художественных и творческих способностей. Программа “Палитра” базируется на использовании следующих педагогических технологий: развивающего, личностно-ориентированного обучения, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий и технологий индивидуального обучения. В процессе реализации программы “Палитра” комплексно решаются такие педагогические задачи, как обучение, воспитание и развитие.
Дети поступают в Изостудию “Радуга” с различным уровнем подготовки, потому внедрение личностно-ориентированного обучения [1] актуально. Цель педагога пробудить интерес, раскрыть творческие способности каждого воспитанника, организовать их творческую деятельность с учетом физического и психического здоровья ребенка. В зависимости от технических навыков при поступлении педагогу необходимо гибко приспосабливается к возможностям обучающихся, и развивать их способности, повышать качество обучения [2]. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, на то, чтобы раскрыть и использовать ресурс гармоничного личностного становления воспитанников Изостудии “Радуга” посредством изобразительной деятельности, для этого в курс обучения вводятся новые темы, которые не изучаются на уроках ИЗО в школе, такие как граттаж, витраж и др. Оценка навыков изодеятельности за курс обучения проводится с помощью мониторинга [3] следующих тема: натюрморт, пейзаж, изображение животных и птиц, фигура человека, тематическая композиция.
Мониторинг используется для выявления уровня освоения детьми учебной программы “Палитра”. На каждого ученика, прошедшего двух-трехлетний курс обучения составляется информационный лист, куда заносятся оценки (по пятибалльной системе: 1 – минимальная оценка, 5 – максимальная) – обучающимся и педагогом до и в процессе обучения. Пример заполненного информационного листа в таблице 1, данные оценки необходимы для корректировки степени сложности заданий для дальнейшего выполнения.
Таблица 1 – Информационный лист мониторинга навыков обучающегося по темам
Название темы: |
до обучения в Изостудии |
в настоящее время |
||
самооценка учащегося |
оценка руководителем |
самооценка учащегося |
оценка руководителем |
|
«Натюрморт» |
3 |
3 |
4 |
4 |
«Пейзаж» |
4 |
4 |
4 |
4 |
«Изображение животных и птиц» |
3 |
3 |
5 |
5 |
«Фигура человека» |
2 |
3 |
4 |
4 |
«Тематическая композиция» |
4 |
3 |
4 |
4 |
Сумма баллов |
16 |
16 |
21 |
21 |
По результатам мониторинга, проведенного в декабре 2014 года 21 учащегося Изостудии “Радуга” можно сделать следующие выводы:
1. Наблюдается положительная динамика по всем обучающимся, средний рост развития навыков составил 30%.
2. Объективность оценки руководителя подтверждается самооценкой учеников, нужно отметить, что самооценка учащихся в целом на 2% ниже, чем оценка руководителя и составляет 4,5 балла, это говорит о том, что обучающиеся в настоящее время справляются с заданием на “хорошо” и “отлично”.
3. Самооценка учеников по всем темам до обучения в Изостудии занижена на 12% относительно оценки руководителя и составляет 3,6 балла, т.е. обучающиеся и руководитель оценивают навыки между “удовлетворительно” и “хорошо”.
Так как при поступлении в Изостудию “Радуга” обучающиеся имеют разный уровень навыков в изодеятельности (по результатам самооценки ребята оценивали свои способности от 1 балла (не умею) до 5 баллов (отлично справляюсь с темой), индивидуальный рост развития навыков составлял от 10% до 85%, что является положительной динамикой. Результаты положительной динамики при мониторинге, также подтверждаются активным участием обучающихся Изостудии “Радуга” в выставках-конкурсах. Учащиеся регулярно занимают на них призовые места разного уровня. Таким образом, результаты мониторинга обучающихся Изостудии “Радуга” подтверждают рост навыков изодеятельности всех детей.
Коллективная творческая деятельность учащихся Изостудии “Радуга” проявляется в совместной работе педагога с учениками над выпуском стенгазет ЦРТ, проведении различных праздников, конкурсов и викторин (используются элементы игровых технологий и активного обучения), подготовке тематических выставок обучающихся (например, разработка обучающимися логотипов с изображением радуги), в посещении выставок и экспозиций Н. Новгорода.
Технология индивидуального обучения внедрена в практику Изостудии “Радуга” следующим образом: педагог адаптирует темы и темпы изодеятельности к способностям ребенка, так, если тема по изображению фигуры человека, является наиболее сложной для выполнения, ей уделяется больше внимания, разбираются этапы изображения человека на плакатах, подготовленных педагогом, используется раздаточный дидактический материал, в дальнейшем с развитием навыков по данной теме, каждому ребенку предлагается своя тематика (или несколько, в зависимости от темпов и качества выполнения работ) для закрепления пройденного материала, таким образом, происходит педагогическая коррекция через специальную организацию учебного материала. Работа педагога с обучающимися с высоким творческим потенциалом и способностями в изодеятельности индивидуальная, организуется обучение в форме “педагог” – “ученик”, когда учащийся рисует на свободную тему (впоследствии организуется его персональная выставка в ЦРТ) или выполняются работы по заданной тематике проводимых городских и районных выставок-конкурсов детского рисунка.
С целью оценки конкурентных преимуществ [4] Изостудии “Радуга” в марте 2015 года было проведено маркетинговое исследование – опрос обучающихся, выборка составила 33 человека [5, 6]. Результаты анкетирования следующие.
Занятия в Изостудии “Радуга” дают возможность обучающимся (отметили 91% ребят), получать знания по рисунку, живописи, композиции и декоративно-прикладному искусству, при этом 64% опрошенных отмечают интерес использования в работе различных материалов и техник. Детям важно, что они в процессе обучения научились рисовать человека (указали 88%), хотя данная тема является достаточно сложной. Ребята отметили, что научились новой для них технике граттографии и изображению витражей, на это указало 88% и 79% опрошенных соответственно. Обучающиеся научились в Изостудии “Радуга” выражать через рисунок свои эмоции, чувства, видение жизни, что отметили 76% респондентов. Больше половины учащихся отметили улучшение навыков в композиции (64%), изображении натюрмортов (61%), пейзажей (58%), животных и птиц (55%).
Детям нравится принимать участие в выставках-конкурсах (указали 73%), таким образом, они видят объективные результаты формирования своих навыков в изодеятельности. Во время занятий учащимся нравятся рассказы педагога об искусстве (отметили 58%) сопровождаемые наглядными материалами – репродукциями картин, иллюстрации, тематические презентации (67%).
Большинство ребят с удовольствием идут на занятия (указали 94% опрошенных), их посещение Изостудии одобряют 88% родителей. Менее 40% ребят в будущем планируют связать свою профессию с изодеятельностью, при этом 76% учащихся отметили, что им нравится рисовать, они видят развитие своих творческих способностей. Дети ценят хорошие отношения с педагогом, считают, что он понимает их (указали 91% обучающихся), они комфортно чувствуют себя на занятиях (отметили 76%), половине ребятам нравится слушать рассказы педагога о художниках и их картинах, 42% – любят принимать активное участие в тематических праздниках. Результаты опроса детей отразили высокую степень лояльности к Изостудии “Радуга”, что влияет на повышение конкурентных преимуществ рассматриваемого образовательного учреждения в будущем.
Таким образом, новые образовательные технологии позволяют перестроить процесс обучения в Изостудии “Радуга”, выбирать наиболее эффективные варианты мониторинга развития навыков обучающихся и приемы организации изодеятельности воспитанников, создавая комфортные условия для их творчества, общения, активности и саморазвития.
Библиографический список
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 280 с.
- Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 12. – С. 30-31.
- Булганина С.В. Маркетинговые исследования: Практикум / С.В. Булганина. – Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 162 с.
- Цверов В.В., Булганина С.В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта – 2007. – № 21. – С. 142-149.
- Булганина С.В. Основы маркетинга: Практикум / С.В. Булганина. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. – 200 с.
- Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования. Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2008. – 69 с.