ЗНАЧИМОСТЬ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Столярова Анна Викторовна
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Аннотация
Представленная статья направлена на освещение проблемы оценки компетенций преподавателей в высших учебных заведениях, которая набирает свою значимость в условиях современного стремительно-развивающегося общества. Для предупреждения разрыва между компетенциями, требуемыми на рынке труда и формируемыми в процессе обучения необходимо построение информационной среды по оценки и развитию компетенций преподавателей. Система оценки компетенций преподавателей должна быть построена по принципу сообщества практиков, для взаимообмена опытом и знаниями.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, информационная система, компетенции, конкурентоспособность, научно-педагогические сотрудники, непрерывное обучение, развитие, сообщества практиков


IMPORTANCE OF AN ASSESSMENT OF COMPETENCES OF UNIVERSITIESPROFESSORS

Stolyarova Anna Viktorovna
Financial university under the Government of the Russian Federation

Abstract
This article is directed to identify the problem of assessing competences of universities professors.Thisproblembecomesimportant in the modern fast-paced world. To bridge the gap between competences, required in the labor market and competences, formed during the learning process is necessary to build the system of an assessment and development of competences of universities professors. The system should be based on the principle community of practice for the interchange of experiences and knowledge.

Keywords: communities of practice, competence, competitiveness, development, high school, information system, lifelong learning, universities professors


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Столярова А.В. Значимость оценки компетенций преподавателей в высших учебных заведениях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/50901 (дата обращения: 19.04.2024).

Информационные технологии глубоко проникли во все сферы деятельности современного общества: образование, науку, производство и управление, что ведет к формированию информационно-насыщенной социально-культурной среды.Ускорение темпов развития технологий, накопление новой информации в самых различных сферах профессиональной деятельности являются причиной непрерывного обновления знаний. Прирост знаний и устаревание информации в первую очередь влияют на профессиональную деятельность, и, как следствие, на профессиональное образование. Непрерывное накопление знаний ведет к уменьшению периода обновлений технологий во всех сферах деятельности, что приводит к сокращению жизненного цикла профессий. В связи с чем, от образовательных учреждений требуется непрерывная актуализация образовательных программ, для соответствия требованиям современного рынка труда.

Поэтому, как специалисты, так и научно-педагогические работники должны находиться в состоянии непрерывногоразвития и обучения, предполагающего отслеживание и знакомство с современными тенденциями/технологиями сектора рынка, соответствующего специальности.

В вопросах совершенствования образования необходимо понимать, что своя программа развития необходима для всех участников и компонентов образовательного процесса: преподавателей, студентов и образовательной программы.

В связи с присоединением России к болонскому процессув 2008 году, на территории страны был введен федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), фиксирующий требования к результатам обучения (определяет компетенции, которыми должны обладать выпускники) и структуру образовательной программы. При этом стандартов, регламентирующих компетенции российских преподавателей на сегодняшний день не существует.

Обращаясь к западному опыту, хотелось бы обратить внимание, что лицом европейских вузов являются их преподаватели. Если рассматривать отношения вуза с внешним миром с позиции рыночных отношений, то западные образовательные учреждения предлагают будущим студентам не абстрактные программы обучения, а преподавателей, с которыми они будут взаимодействовать. Российским вузам необходимо понять, что в современных условиях, конкурентное преимущество образовательных учреждений будут формировать его научно – педагогические сотрудники.

Это объясняется тем, что компетенции студентов формируются в процессе обучения, говоря буквально, студент «наследует» компетенции преподавателей на базовом уровне. В связи с чем, можно утверждать, что оценка компетенций преподавателей является важным процессом, потому что невозможно управлять тем, что нельзя измерить.

На сегодняшний день, изучение систем управления компетенциями сейчас представляет собой достаточно широкое научное направление, в рамках которого изучаются возможности повышения компетентности человека на различных уровнях – от стратегических до организационных и индивидуальных компетенций.

В первую очередь для развития и оценки компетенций необходимо построениесоответствующейинформационной среды. Современный рынок предлагает различные программные решения как от узкопрофильных, так и мировыхвендоров, таких как IBM,SAP, Oracle.

Предлагаемые программные средства строятся на общей концепции, которая сводится к тому, что для каждого сотрудника заводится свой профиль, содержащий перечень компетенций, оценку которых регулярно, в результате проведения аттестационных встреч, заполняет руководитель. Уровень владения выражается в процентах относительно существующего максимума, от чего зависит продвижение по карьерной лестнице и вопрос материальных компенсаций. По направлению развития компетенций производители предлагают виртуальные центры обучения, позволяющие проводить тестирование по различным направлениям, а также базы знаний, представляющие собой электронную библиотеку компании. Приведенная характеристика является неполной (производители предлагаю уникальные отраслевые решения, расширения для HR, огромное количество отчетов и прочие особенности), и представлена для того, чтобы указать на единую идею, лежащую в основе современных информационных систем по управлению компетенциями.

Процесс оценки компетенций преподавателей имеет свою особенность, заключающуюся в том, что результаты своих знаний научные работники выражают в форме научных работ, а справедливую оценку работы может дать только эксперт соответствующей профессиональной области.

Поэтому, система оценки компетенций преподавателей должна быть построенапо принципу сообщества практиков, представляющегособой добровольное собрание людей, объединенных предметной областью[1]. Идея сообщества практиков состоит в создании социальной среды для обучения и накопления знаний.

Сообщество не должно быть ограничено рамками вуза: участниками могут быть преподаватели других вузов и представители бизнеса. Среди участников сообщества (пользователей системы) определяются эксперты, за которыми закрепляется право оценки компетенций других участников сообщества. Укрупненная схема процесса оценки компетенций преподавателей представлена на рисунке 1.

Помимо среды для оценки компетенций преподавателей, накопленная в системе информация может быть использована в других направлениях, например как современная внутренняя научная библиотека.

Рисунок 1. Схема процесса оценки компетенций преподавателей

Положительные результаты от внедрения системы оценки компетенций преподавателей можно предвидеть для всех участников образовательного процесса: преподавателей, руководства, студентов. Преподавателям реализация данного процесса позволила бы наметить путь развития, понять узкие места; руководству – строить на основании данных, накапливаемых в системе различные отчеты, например: для понимания активности (количество опубликованных работ) и результатов сотрудника за определенный период, поиска кандидата на участие в конференциях/научно-исследовательских работах, понимания тенденций рынка на основании публикуемых работ и связанных с ними компетенций и пр.; студентам – доступ к библиотеке научных работ для повышения собственных компетенций.

Таким образом, внедрение системы оценки компетенций преподавателей повысит управляемость образовательным процессом, так как ключевым участником процесса является преподаватель, от знаний которого зависит уровень знаний студентов. Для преподавателей повысит уровень доверия и мотивации к развитию, а для вуза, в целом, обеспечит конкурентоспособность в условиях непрерывного развития технологий.


Библиографический список
  1. Etienne Wenger-Trayner, «Communities of practice: a brief introduction» [Электронныйресурс] – Режимдоступа: http://wenger-trayner.com/theory/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Столярова Анна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация