Пассажирский транспорт является одной из наиболее важных отраслей экономики, оказывает существенное влияние на развитие и эффективность производства, способствует повышения уровня жизни населения.
Как показывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости располагается в такой последовательности: продовольственные товары – жильё-транспорт.
Автомобильный транспорт, по сравнению с другими видами транспорта, обладает высокой мобильностью, маневренностью, выполняет в основном перевозки пассажиров в городах, пригородах, внутри районов, а так же между городами.
Одной из основных проблем автомобильного транспорта является сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Как следствие износа подвижного состава – снижается уровень технической надежности и безопасности пассажирского транспорта, возрастает поток сходов с линии по техническим неисправностям. Кроме того, в значительной степени растут затраты на эксплуатацию подвижного состава и себестоимость перевозок пассажиров.
Услугами по перевозкам пассажиров в пределах какого-то региона призван обеспечивать городской автовокзал. Автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных сообщений, их строят на конечных пунктах автомобильных линий и крупных транспортных узлах.
«Пензенское объединение автовокзалов» обслуживает 266 автобусных маршрутов. Автобусное сообщение охватывает все районные центры Пензенской области, а также общероссийские маршруты на Балаково, Геленджик, Волгоград, Волжский, Воронеж, Казань, Липецк, Москву, Рузаевку, Рязань, Саранск, Саратов, Тамбов, Тольятти, Чебоксары, Ульяновск.
Основные клиенты автовокзала – лица, проживающие в Пензе и Пензенской области, основную часть занимают работающие (55%), студенты (35%), пенсионеры (20%).
В структуре перевозок пассажиров более половины от совокупного объема приходится на автобусный транспорт, который включает в себя как городское сообщение, так и междугороднее. Популярность автобусного транспорта у населения объясняется доступностью и ежедневным использованием у широкого круга потребителей. Весомая доля приходится на железнодорожный транспорт(35%). На авиационный транспорт приходится менее 5% от пассажирских перевозок (в первую очередь это связано с высокой ценой поездки и частотой отправления). Рынок автотранспорта является наиболее доступным по ценовым характеристикам.
В 2013 г. пассажирооборот пригородных автобусов в Пензе сократился на 5,6% и достиг 46515 пассажиро-км. По межгороду пассажирооборот сократился на 3,1% и достиг 105151 пассажиро-км.
Снижение пассажирооборота обусловлено повышением цены на билет, увеличением числа таксистов (которые буквально выкрикиваю название населённых пунктов и предлагают свои услуги), увеличением количества собственных автомобилей. В кассе постоянные очереди, недостаточно сидячих мест, неотрегулированный бессистемный пассажиропоток, поэтому пассажиры предпочитаю услуги нелегальных перевозчиков и из за этого сокращается объём пассажироперевозок.
В 2012 г. средняя цена поездки на автобусе выросла на 22-25%. Основной причиной роста цены поездки на автобусе стало подорожание топлива (стоимость бензина в Пензе разных марок за последние полгода выросла на 1–1,5 рубля за литр), автозапчастей и горюче-смазочных материалов. Дополнительной причиной роста стоимости поездки стало увеличение средней длины поездки.
Процент наполняемости автобусов за 2013 год на междугородные маршруты составляет 60,8%, на пригородные маршруты 37,1 %. Это связано с увеличением количества собственных автомобилей, увеличением цены на поездку, изношенностью подвижного состава, слабо налаженным сервисов (пассажирам порой приходится долгое время отстаивать очередь).
Особенно прибыльное для предприятия время это выходные и праздничные дни, тогда процент наполняемости достигает 100%, объём перевозок пассажиров увеличивается в два раза и на линию выпускаются дополнительные автобусы. В 2013 году на линию было выпущено 1339 автобусов, по сравнению с 2012 годом (2176 автобусов) произошло снижение на 38% (837 автобусов).
Для выявления проблем на предприятии бы проведён анализ основных показателей, представленный ниже в табл.1.
Таблица 1. Основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
||||||
2010 год |
2011 год |
отклонение |
2012 год |
отклонение |
||||
абс |
отн |
абс |
отн |
|||||
Основные средства | тыс. руб. | 9001 | 13306 | 4305 | 47,8 | 15641 | 2335 | 17,5 |
Собственный капитал | тыс. руб. | 21559 | 25790 | 4231 | 19,6 | 26449 | 659 | 2,6 |
Чистая прибыль | тыс. руб. | 1020 | 571 | -449 | -44,1 | 716 | 267 | 46,8 |
Выручка | тыс. руб. | 43912 | 57532 | 13620 | 31,1 | 63567 | 6035 | 10,5 |
Прибыль от продаж | тыс. руб. | 5221 | 5499 | 278 | 5,3 | 6080 | 581 | 10,6 |
Внеоборотные активы | тыс. руб. | 9003 | 13910 | 4907 | 54,5 | 16558 | 2648 | 19,1 |
Оборотные активы | тыс. руб. | 17391 | 18593 | 1202 | 6,9 | 21041 | 2448 | 13,2 |
Уставный капитал | тыс. руб. | 10423 | 14183 | 3760 | 36,1 | 14183 | 0 | 0 |
Валовая прибыль | тыс. руб. | 5221 | 5499 | 278 | 5,3 | 6080 | 581 | 10,6 |
По данным таблицы 1 видно, что за анализируемый период произошло некоторое увеличение доли основных средств предприятия. В 2011 году изменение составило 4305 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом, в 2012 году 2335 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом.
В 2010 году собственный капитал предприятия составил 21559 тыс. руб., в 2011 году 25790 тыс. руб., что превышает значение показателя предшествующего года на 4231 тыс. руб. В 2012 году также наблюдается увеличение доли собственного капитала по сравнению с предыдущим годом на 659 тыс. руб. на 2,6% по сравнению с 2011 годом.
Наблюдается сокращение чистой прибыли предприятия с 1020 тыс. руб. до 716тыс. руб., что свидетельствует о сокращении реализации оказываемых услуг.
Выручка предприятия за анализируемый период возросла с 43912 тыс. руб. до 63567 тыс. руб., изменение составило 44,8%.
Прибыль от продаж за анализируемый период возросла на 15,9%, что свидетельствует о наращивании производственных мощностей предприятия.
За анализируемый период произошло увеличение внеоборотных активов в 2011 году на 54,5% в 2012 году на 19,1% по сравнению с предыдущим годом.
Оборотные активы предприятия также возросли на 20,1%.
Произошло увеличение валовой прибыли с 5221 тыс. руб. в 2010 году до 6080 тыс. руб. в 2012 году.
Уставный капитал в 2010 году составил 10423 тыс. руб., в 2011 году сумма уставного капитала повысилась до 14183 тыс. руб. и в 2012 году осталась на этом же уровне.
На основе результатов анализа были выявлены проблемы предприятия ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»:
-снижение уровня платежеспособности предприятия;
-неэффективность использования оборотных средств;
- зависимость предприятия от заемных денежных средств.
Таким образом, предприятие ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» находится на стадии спада жизненного цикла. Анализ финансовой устойчивости предприятия позволил сделать вывод о том, что в целом предприятие ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» является стабильно устойчивым, так как все рассчитанные показатели являются положительными.
Для продолжения успешной деятельности предприятия ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» необходима реализация следующих рекомендаций.
Во-первых, необходимо улучшить использование оборотных средств предприятия путем увеличения скорости их обращения.
Во-вторых, необходимо ускорить реализацию услуг предприятия путем стимулирования сбыта. Для разработки программы стимулирования сбыта продукции необходимо определить не только объект стимулирования, но и цели. Конкретные цели стимулирования сбыта продукции предприятия могут быть различными в зависимости от типа целевого рынка. Цели стимулирования, обращенного к потребителю, сводятся к следующему:
- увеличение числа потребителей услуги;
- привлечение внимания к услуге и информирование о ней потребителей
- формирование лояльности;
- поддержка регулярного потребителя;
- повышения качества оказываемой услуги;
- ремонт основных зданий и сооружений.
Перспективами развития ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» являются:
- улучшения качества оказываемых услуг в сфере организации пассажирских автобусных перевозок;
- совершенствование технологического процесса работы автовокзалов с учетом реализации мероприятий, представленных выше.
Таким образом, проведение данных мероприятий по реализации продукции и улучшению использования оборотных средств позволит повысить эффективность предприятия, пассажиры будут пользоваться услугами автовокзала, объём перевозок увеличится, а тем самым увеличится прибыль автовокзала.
Библиографический список
- Артамонова, Ю.С. Формирование производственно-образовательного кластера в сфере транспорта в Липецкой области/ Артамонова Ю.С., Герасимова И.С.//Мир транспорта и технологических машин.– 2014. –№ 2 (45). – С. 103-111.
- Артамонова, Ю.С. К вопросу об управлении оборотными средствами автотранспортных предприятий/ Артамонова Ю.С., Белянская Н.М.//Автотранспортное предприятие.–2014.–№7.– С. 31-35.
- Мигачев, В.А. Критерии оценки эффективности подвижного состава автомобильного транспорта/ Мигачев В.А., Родионов Ю.В., Обшивалкин М.Ю.//Мир транспорта и технологических машин. – 2011. – № 2. – С. 17.
- Родионов, Ю.В. О влиянии уровня затрат на безотказность и долговечность грузовых коммерческих автомобилей/ Родионов Ю.В., Обшивалкин М.Ю., Паули Н.В.// Автотранспортное предприятие. –2012.– № 12.– С. 43-46.
- Родионов, Ю.В. Определение эффективности использования грузовых автомобилей в различных условиях эксплуатации / Родионов Ю.В., Обшивалкин М.Ю., Мигачев В.А.//Автотранспортное предприятие. – 2011. – № 1. –С. 45-50.
- Родионов, Ю.В. Оценка эффекта эксплуатации грузовых автомобилей/Родионов Ю.В., Обшивалкин М.Ю., Мигачев В.А.//Мир транспорта и технологических машин.- 2012.- № 3.- С. 113-123.
- Шальнова Н. С. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта [Текст] / Н. С. Шальнова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 61-64.