В феврале 2015 года Минтруд России опубликовал проект плана мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года на 2015-2018 годы. Данным проектом плана предусмотрено совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала и подготовка предложений по продлению программы материнского капитала после 2016 года.
Первоначально программа поддержки рождаемости Материнский капитал планировалась к завершению до конца 2016 года. В частности Министерство экономического развития в целях экономии бюджетных средств предлагало ее завершение.
Необходимость продления материнского капитала и определение направлений совершенствования данного института определило актуальность данной статьи.
Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Материснкий капитал в настоящее время является значимым элементом социальной политики.
Социальная политика – универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их[1]. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно – родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики[2].
Под материнским, или, как его еще называют семейным капиталом понимаются денежные средства, выделяемые государством в рамках закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» из федерального бюджета, для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих (планирующих) двух и более детей. Эти средства не приносят семье большой материальной выгоды, так как предоставляются в безналичном виде (сертификат), зачисленном на счета Пенсионного Фонда региона или города, в котором зарегистрированы родители и ребенок, подавшие документы. Это своего рода вознаграждение семьям, решившимся улучшить демографию в стране[3].
Соответствующий Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) вступил в силу 1 января 2007 года, в котором законодатель установил перечень допустимых направлений использования материнского (семейного) капитала, а именно[4]:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
В законе капитал называется материнским (семейным) — эти термины употребляются как синонимы, но это два самостоятельных социальных института. Фактически право на получение сертификата имеет не семья, а женщина — мать ребенка, и только в случае ее отсутствия — отец ребенка, усыновитель (или иной официальный представитель ребенка) и несовершеннолетний ребенок.
Основным органом регламентирующим получение материнского капитала является ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) и его территориальные органы. Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее — сертификат) необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке)[5].
Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 «О порядке вы дачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом № 256-ФЗ. При этом заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
В рамках института материнского капитала можно выделить и неформальные правила. Жесткие ограничения по расходованию средств материнского (семейного) капитала уже явились поводов для мошенничества. В некоторых российских городах мошенники, пользуясь безграмотностью граждан и малой осведомленностью в данном вопросе, за определенную плату предлагают помощь по переводу сертификата на материнский капитал в наличные деньги.
По данным Пенсионного фонда РФ, количество владельцев сертификатов, в отношении которых приостановлены действия по перечислению средств материнского капитала по обращениям правоохранительных органов, составляет 312 человека. Проще говоря, именно столько российских граждан уличены за время действия программы «Материнский капитал» в попытке нарушить ее условия.
Поскольку всего на сегодня по стране выдано 3,45 млн. «материнских» сертификатов, число правонарушений выглядит ничтожно малым. Но любой криминалист пояснит, что раскрываемость по любым видам преступлений никогда не бывает стопроцентной. А значит, кое-кому из недобросовестных получателей удалось остаться с деньгами.
Так, в поисковой системе “Google” на запрос «обналичить» подсказка «материнский капитал» всплывает первой, а сайтам, поясняющим как это сделать, нет числа. Значит, правонарушение пользуется повышенным спросом. Уточним, в законных рамках максимум, что можно получить наличными из средств материнского капитала, — это 12 тыс. руб.
Схемы предполагают определенные потери — до 25% за услуги посредников и приблизительно выглядят следующим образом. Первая — найти жилье, по метражу превышающее то, что имеет обладатель сертификата на материнский капитал. Купить это жилье с привлечением средств МСК, таким образом — «улучшить жилищные условия», а затем банально продать, оставаясь проживать в изначальной квартире. На первый взгляд кажется, что такая сделка не всем по карману, но никто не обязывает приобретателя ориентироваться на покупку в своем регионе. В стране достаточно городов, где суммы МСК будет почти хватать на приобретение оперативно ликвидной недвижимости. И, кстати, эта схема, в отличие от других, не нарушает законы.
Согласно второй схеме находится родственник (в идеале бабушка-дедушка) с собственным жильем и другой фамилией. После регистрации сделки сертификат погашается, а деньги перечисляются «продавцу», который, в свою очередь, возвращает эту сумму уже бывшему владельцу сертификата.
Третий вариант предполагает, по сговору между покупателем и продавцом, завышение цен на приобретение. Нарушитель приезжает в дальнюю деревню, выбирает крайнюю избу, цена которой — копейка, а «официально» расплачивается «по полной». Далее продавец, взяв реальную стоимость и процент за труды, преимущественную часть суммы возвращает.
Есть и четвертая, и другие схемы, и все строятся на сговоре. В договоре одна цена, по факту — другая.
Одни регионы менее активны в борьбе с обналичкой, другие буквально неистовствуют. Так, в октябре ушедшего года прокуратура Нижегородской области сообщала, что получила по такому поводу от ПФР 66 обращений. В результате проверок были возбуждены уголовные дела в отношении двух фирм-посредников и восемнадцати семей. А в Волгоградской области по иску прокуратуры в нынешнем январе запрещено размещение в местной газете рекламы коммерческой организации, предлагающей выдачу наличных денег под материнский капитал[6].
То есть по нарушениям возбуждаются как административные, так и уголовные дела. Другое дело, что пока никого за махинации с материнским капиталом в тюрьму не посадили. Реальная санкция — суд может обязать виновного возмещать государству сумму, использованную с сертификата незаконно.
Изначально выплаты составляли 250 тыс. руб., а к настоящему времени размер материнского капитала увеличился до 408 тыс. руб. За эти годы материнский капитал в представлении российских граждан стал одним из наиболее заметных примеров ответственного подхода государства к вопросам социальной политики. Тем не менее, заявленная цель состояла именно в повышении рождаемости, и здесь оценить ситуацию по существу могут только специалисты.
После катастрофического спада 1999 года, показатели рождаемости действительно росли, более того существенный сдвиг в этой сфере произошел именно в 2007 году. Тем не менее, рассуждая о специфике этих процессов, эксперты зачастую не фиксируют здесь жесткой связи именно с мерами государственной политики, либо находят эффект данных усилий несколько преувеличенным.
Ведущий сотрудник Центра по изучению народонаселения экономического факультета МГУ Владимир Архангельский говорит о том, что отрицать влияние материнского капитала на позитивные процессы в российской демографии просто безграмотно. Ученый полагает, что два основания позволяют связать повышение показателей рождаемости с действием материнского капитала: «Во-первых, совпадение по срокам – 2007 год (никаких других кардинальных изменений в нашей социально-экономической сфере в 2007 году не произошло, а резкий скачок был именно тогда), во-вторых, этот скачок был именно по вторым и третьим рождениям, а материнский капитал у нас выдается на второго и последующего ребенка».
Архангельский не дает однозначного ответа на вопрос о том, был ли скачок в рождаемости только «тайминговым» (то есть дети все равно бы родились, но только немного позже), либо же речь идет о реальных изменениях в структуре рождаемости за счет более полной реализации потребности в детях. По словам эксперта, выяснить это однозначно можно будет лишь тогда, когда возрастные когорты женщин, получивших материнский капитал, закончат свой позитивный период. Позиция Архангельского состоит в том, что, прекратив выплату материнского капитала после 2016 года, государство с одной стороны выставит себя не в лучшем свете перед гражданами страны, показав, что до этого они имели дело не с продуманной политикой, а очередной «кампанией», и с другой стороны усилит эффект от демографической ямы конца 1980-х-начала 1990-х – ведь женщины, родившиеся в этот период как раз сейчас входят в активный репродуктивный возраст, и их очень мало.
Директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова разделяет эффекты «материнского капитала» на три группы: экономические, социальные и политические. В отличие от Архангельского, Овчарова уверена, что демографические последствия введения материнского капитала были минимальными, причем даже этот потенциал уже исчерпан. Вместе с тем Овчарова очень высоко оценивает социальный «благосостоянческий» и политический эффекты этой меры. Такая форма государственной поддержки оказалась не только «эффективным», но и «эффектным» инструментом социальной политики. Эксперт отмечает, что программа изначально была введена как временная и не сможет существовать в неизменном виде после 2016 года. Именно поэтому концепция материнского капитала должна быть переосмыслена для того чтобы в дальнейшем программа реализовывалась уже на новых основаниях: «В существующей форме материнский капитал не может сохраняться, его нужно трансформировать в постоянно действующий инструмент поддержки семей с детьми, целью которого является именно повышение благосостояния и возможности роста благосостояния, а не стимулирование рождаемости».
С Овчаровой солидарен заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. Он также скептически относится к демографическим эффектам введения материнского капитала, но вместе с тем высоко оценивает его в качестве инструмента борьбы с бедностью. Эксперт говорит о том, что в случае прекращения действия программы, государство должно разработать альтернативные механизмы поддержки семей с детьми.
В свою очередь эксперты Центра политического анализа согласны с мнением коллег из Московского университета. Мы полагаем, что программа «материнского капитала» должна сохраниться и после 2016 года. Возможно, что эта программа требует уточнения, однако нужно учесть возможные социальные последствия отмены «материнского капитала», поскольку 77% граждан страны, по данным исследовательского центра Superjob.ru, считают, что программу необходимо сохранить.
Таким образом, институт материнского капитала оказывает хоть и незначительное, но положительное влияние на рождаемость населения, что говорит об эффективности проводимой государствами демографической политики, но все-таки ряд проблем остается неразрешенным. Поэтому проводимая государствами демографическая политика требует усовершенствования.
На наш взгляд, очень недостает еще одного направления использования МСК - лечение и медицинская помощь ребенку. На сегодняшний день в России очень низкие показатели здоровья детей, высокая младенческая смертность. И, несмотря на то что медицина у нас бесплатная, но не безграничная, такое направление расходования средств очень необходимо. С таким же успехом можно ответить, что и образование у нас бесплатное, но ведь такой пункт расходов заложен в законе.
В средствах массовой информации высказываются мнения относительно целевого использования средств материнского (семейного) капитала.
Предлагается использовать его как стартовый капитал для открытия своего малого бизнеса, что могло бы помочь в условиях высокой безработицы начать собственное дело; на лечение детей, включая детей-инвалидов; для погашения кредита на приобретение автомобиля и др.
В любом из вышеперечисленных случаев речь идет о расширении списка целей, на которые можно потратить средства материнского капитала. И понятно, что, учитывая сложности, с которыми приходится сталкиваться, вопрос об изменении Закона о материнском капитале стоит остро, хотя даже нельзя еще сказать о полноценном его применении.
Институт материнского капитала – конечно, не единственная мера, направленная на стимулирования рождаемости. Это лишь дополнительный стимул, цель которого заключается в ликвидации барьеров и повышении социальной безопасности у семей, которые хотят детей. Тем не менее ожидания, связанные с получением права на материнский (семейный) капитал, наряду с другими мерами поддержки материнства и детства, оправдываются.
Таким образом, значение закона о материнском капитале велико и неоднозначно. Несомненно, что он является одним из важнейших способов стимулирования рождаемости и решения демографической проблемы в Российской Федерации, а с другой стороны, может явиться поводом для мошеннических действий. Поэтому сложность реализации данной меры государственной поддержки семей заключается, главным образом в проблеме исключения или максимально предотвращения ситуации, при которых рождение ребенка становится лишь средством для получения денег.
Библиографический список
- Чернорук С. В. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины) // Молодой ученый. — 2013. — №4. — с. 315-320.
- Демография. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b13_00/ IssWWW.exe/Stg/dk10/8-0.htm
- Попова Т.В. Материнский капитал: проблемы правового регулирования // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – №1. – с. 24-29.
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149064/
- Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-октябре 2013 года: Доклад (официальное издание)/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области.- Пенза, ООП Пензастата, 2013 – 86 с.
- http://tass-analytics.com/stories/materinskiy-kapital-otmenyat-ili-net