ОБ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ IT-СПЕЦИАЛИСТА И ПУТЯХ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Соколов Валерий Игоревич
ФГБНУ "Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования"
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Аннотация
В статье рассматривается феномен компетентности специалистов по информатике (системных администраторов, программистов) в области обучения сотрудников организаций информационным технологиям, предлагается модель развития этой компетентности при помощи сетевого взаимодействия заинтересованных специалистов.

Ключевые слова: андрагогика, обучение на рабочем месте, пользователи ПК, системный администратор


ON THE IT SPECIALIST'S ANDRAGOGICAL CONPETENCE AND WAYS TO DEVELOP IT

Sokolov Valery Igorevich
Institute of Pedagogical and Adult Education of Russian Academy of Education
Ph.D. in Pedagogy, Senior Researcher

Abstract
The paper discusses the phenomenon of IT-specialists' (sysadmins', programmers') competence in teaching infornation technology to the PC users in their organizations. A model of development of their competence is suggested basing on networking interaction of specialists.

Keywords: IT-специалист


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соколов В.И. Об андрагогической компетентности IT-специалиста и путях её развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/49996 (дата обращения: 18.04.2024).

Персональные компьютеры используются во всех отраслях народного хозяйства, на каждом большом и малом предприятии, во всех учреждениях, организациях. Как правило, между компьютерной техникой и сотрудниками – пользователями этой техники «стоит» особый специалист, должность которого может именоваться по-разному: IT-специалист, системный администратор, программист. В его функционал входит обеспечение бесперебойной и эффективной работы техники и программного обеспечения, но, поскольку непосредственно технику и ПО используют сотрудники организации, то в обязанности «специалиста по компьютерам» фактически входит и обеспечение оптимального взаимодействия техники и её пользователей, что невозможно без обучения пользователей. Таким образом, IT-специалист с необходимостью становится отчасти педагогом, или, вернее, андрагогом (так как сотрудники – взрослые люди) в таких ролях, как преподаватель, консультант, методист, эксперт, организатор, тьютор и т.п.

Андрагог – это «специалист высокой квалификации, обладающий комплексом специализированных андрагогических знаний, умений и навыков, обеспечивающих образовательную деятельность со взрослым населением с учетом специфики его образовательных потребностей и возрастных особенностей» [1]. Андрагогическая компетентность – это «владение специалистом знаниями, умениями, навыками, качествами и ценностными ориентациями, необходимыми для выполнения роли андрагога: побуждения обучающегося к образованию для более полной самореализации» [2].

IT-специалист как андрагог?

Отметим на первый взгляд, парадоксальное сходство между научными моделями андрагога и специалиста в области информатики: и тот и другой должны, например, воспринимать информацию, ставить цели и задачи деятельности, работать в группе, находить и применять материалы для работы, умение организовывать деятельность с учетом оптимизации задач и ресурсов; умения создавать связные тексты, строить сложные высказывания и т.д. [3; 4, с. 15–17]. Основанием сходства можно рассматривать тот факт, что и преподаватель, и специалист по информатике имеет дело с текстом в философском смысле термина. IT-специалист не является собственно специалистом в области техники, «чистым технарём», а занимается в большей степени знаковыми системами и занимает промежуточное положение между «технарём» и «гуманитарием». Поэтому можно ожидать, что спе­циа­ли­сты по ин­фор­ма­ти­ке успешно овладеют андрагогическими компетент­ностями.

Однако на практике дело чаще всего обстоит иначе. Казалось бы, задача обучения сотрудников – рядовых пользователей ПК – основам и нюансам работы на компьютере, жизненно необходимым им для выполнения своих должностных обязанностей, осознанно должна входить в структуру деятельности IT-специалиста.

Но вот типичные высказывания системных администраторов, взятые с одного их ведущих профессиональных форумов SysAdmins.ru (апрель 2013 года): «сотрудники, сколько их не учи, сколько приказов не издавай, все равно [делают всё неправильно]»; «а сотрудников не надо учить, их надо инструктировать».

Приведем также цитату, взятую с образовательного портала «Всеобуч» и разъясняющую недостатки профессии «сисадмина»: «… сложностью в работе системного администратора является необходимость постоянно общаться со всеми сотрудниками, работающими в офисе. И речь идет… о решении всех текущих проблем, появившихся во время эксплуатации компьютеров и локальных сетей. Большая половина неисправностей и некорректная работа техники объясняются элементарным неумением [сотрудников] пользоваться машинами и программами. И мало кто из людей соглашается признать свою некомпетентность и чему-то научиться – как правило, администратор часто вынужден решать одни и те же проблемы, вызванные нежеланием пользователей научиться правильно эксплуатировать машину и доступ к Интернету» [5].

Как видим, авторами приведенных цитат типично игнорируется андрагогический аспект деятельности системного администратора, а проблемы обучения переносятся в чисто административную плоскость («обучение приказами»). О своей образовательной миссии  профессиональное IT-сообщество как будто просто не задумывается, перенося всю «вину» в глухом перманентном «образовательном конфликте» между «айтишниками» и сотрудниками на последних. Между тем, правильно организованная андрагогическая функция IT-специалиста по обучению сотрудников профессионально необходимым основам работы с ИКТ как раз и смогла бы разрешить пресловутое противоречие и снять заявленную в процитированной статье «сложность».

Корень проблемы видится в том, что андрагогическая функция IT-специалиста, как правило, не осознается его работодателем. Много ли найдется компаний среднего и малого бизнеса, где в должностные обязанности системному администратору (программисту) вменено обучение пользователей? Эта функция отсутствует в типовой должностной инструкции системного администратора: вместо ожидаемого пункта «проводит обучение…» фигурирует «выявляет ошибки пользователей… и принимает меры по их устранению» [6]. Однако  «меры по их устранению» могут мыслиться по-разному, в том числе – в широком плане – и в плоскости обучения. Ведь информационная компетентность офисных сотрудников, номинально обозначенная в их должностных инструкциях, на практике редко достигает необходимого уровня. Нужно считаться и с быстрой сменой поколений программного обеспечения, которое рядовые сотрудники не успевают освоить по объективным причинам, хотя бы из-за занятости основной работой и/или недостаточной компетентности в области самообразования. С этими факторами следует считаться и руководству компаний, и их IT-специалистам. От фактического отсутствия андрагогических функций в структуре деятельности IT-специалиста страдают все: и производственный процесс, и сотрудники, и сам системный администратор, вынужденный по многу раз исправлять одни и те же ошибки пользователей и/или постоянно исполнять за них рутинную работу по обслуживанию техники (подключение к локальной сети, восстановление паролей доступа, устранение замятия бумаги, замена картриджей принтеров и т.д. и т.п.).

Отметим, что такой широкий класс специалистов, как системные администраторы, не включены в довольно обширный «перечень специалистов, занимающихся образованием взрослых на рабочем месте», приведенный в одной из наиболее разработанных на сегодняшний день программ подготовки андрагогов – модельной программе подготовки андрагогов в Республике Беларусь [7, с. 27–28].

Однако, как показывает практика, опытные и думающие на шаг вперёд  системные администраторы сами берут на себя функции андрагога. Приведем фрагмент обмена мнениями на другом профессиональном форуме  системных администраторов (2010 год). Молодой и, видимо, неопытный «сисадмин» (Б) жалуется на «бестолковых» сотрудников, в то время как его более старший (что видно по «аватарке») и опытный коллега (А) стоит на позициях андрагога:

А:   Самое основное – это понять, что работа делается не для того, чтобы «компьютеры работали», а для того, чтобы пользователи были счастливы… Все действия должны быть направлены на то, чтобы решить проблемы человека в первую очередь.

Б:   Если работать для того, «чтобы пользователи были счастливы» – они быстро сядут на шею, и вы будете бегать к каждому компьютеру в здании по жалобе «у меня дискета не вставляется!»

А:   То, о чем Вы говорите – непрофессионально. [Сотрудница] просит вставить дискету, не вопрос. Приходим, спрашиваем: «а покажите, как вы ее вставляете?» – как правило, дискета тут же вставляется. После этого говорим: «а давайте еще раз, чтобы вы точно запомнили и не тратили свое время на ожидание айтишника»… просто стойте рядом и руководите ее действиями. Вы … делали что-то за нее. Это и есть основная ошибка. Не делайте ее работу, научите ее делать это правильно [8].

В позиции специалиста А, даже на этом элементарном примере, мы видим следование андрагогическим принципам: приоритетности самостоятельного обучения, совместной деятельности обучающегося с преподавателем, использования имеющегося положительного опыта, индивидуального подхода к обучению, систематичности обучения, актуализации результатов обучения, развития обучающегося (принципы приведены в редакции В. А. Дресвянникова: [9]).

Андрагогическая компетентность спе­циа­ли­стов по ин­фор­ма­ти­ке часто складывается стихийно, исходя из их общей образованности, общепрофессиональных умений, культурного уровня и здравого смысла, и для решения простейших андрагогических задач, наподобие рассмотренной выше, такой компетентности бывает достаточно. Однако для более объемных и сложных образовательных задач может потребоваться уже специализированная андрагогическая подготовка.

Например, «недообученность» офисных работников стандартным офисным программам приводит к значимым потерям рабочего времени и снижению качества управленческой и аналитической работы. Казалось бы, творческий и ответственный работник должен сам заботиться о повышении своей квалификации: почитать самоучитель, записаться на специализированные курсы или пройти их сетевой вариант. Однако, как уже отмечалось, на практике такое происходит редко. И именно здесь видится поле андрагогической деятельности штатных IT-специалистов. Дообучение и переобучение сотрудников может стать и дополнительным заработком IT-специалиста. Например, актуальным сегодня остаётся переход значительной части компьютерного парка с операци­онной системы Windows на Linux и, соответственно, с офисных пакетов Microsoft на свободные (бесплатные) LibreOffice или OpenOffice. Однако, прежде чем «допускать» IT-специалиста до обучения работников, работодателю было бы неплохо убедиться в его преподавательской, т.е. андрагогической, компетентности и в случае необходимости создать или повысить таковую.

Необходимость ан­д­ра­го­ги­че­ской ком­пе­тент­но­сти спе­циа­ли­ста по ин­фор­ма­ти­ке, берущегося обучать своих коллег, очевидна. Автору этих строк приходилось наблюдать в инженерной аудитории внутрифирменный семинар по новому языку программирования. Ведущим семинара был приглашен высококвалифицированный программист, сотрудник той же лаборатории. На первых двух занятиях он академически излагал теорию программи­рования, намереваясь в конечном итоге перейти к искомому предмету. Третьего занятия уже не состоялось по инициативе слушателей. Налицо было нарушение всех 6-ти принципов андрагогики М. Ш. Ноулза [9, 10]. Требовалось доступными словами объяснить концепцию объектно-ориентированного программирования и на этой базе показать отличия нового языка от прежнего, известного слушателям.

Итак, теоретически имеется рыночный сегмент ультракраткосрочной андрагогической подготовки спе­циа­ли­стов в области ин­фор­ма­ти­ки на базе тех или иных образовательных институций. 6-10-часовой курсовой подготовки было бы достаточно, при этом технологиями занятий могли бы выступать лекции по основам андрагогики и метод проектов: составление андрагогических проектов по обучению своих сотрудников конкретному IT-содержанию, с «обкаткой» проекта на коллегах по курсам. Метод проектов в данном случае перспективен, так как он предусматривает движение от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса; реализуется в определенном социальном, пространственном и временном контексте; изменяет социальную среду, в которой реализуется; позволяет получать образование через деятельность; является результатом коллективной деятельности; содержит элемент оценки, устанавливающий взаимосвязь между замыслом, действием и результатом. Проект предполагает понимание индивидуальных целей деятельности; поиск возможных способов решения поставленных задач; реализацию выбран­ного способа решения; получение результата, презентацию и оценку результатов деятельности; рефлексию процесса решения [11, 7].

Однако в современных условиях уже трудно себе представить очные, даже очень краткие, курсы на аудиторной базе. Обучение интенсивно уходит в Интернет. [12 и др.]. Многие проблемы обучения сегодня более успешно решаются в дистан­ционной форме, где эффективно реализуются, в частности, дифференциация и индивидуализация обучения. Содержание обучение организуется в соответствии с основными принципами этих подходов, среди которых ведущим является проблемная направленность [13].

Модель web-сайта андрагогической поддержки и развития андраго­гической компетентности IT-спе­циа­ли­стов.

Можно представить гипотетический специализированный сайт, созданный специально для сетевого обучения основам андрагогической компетентности IT-специалистов (в первую очередь системных администраторов, но также и преподавателей-неандрагогов в системах образования взрослых и т.д.). Термин «портал», пожалуй, здесь неуместен из-за компактности ресурса. Сайт может содержательно наполняться сообществом IT-специалистов и поддержи­ваться одним-двумя опытными андрагогами. Проблемой существующих сегодня профессиональных форумов «технарей» является не только фактическое отсутствие репрезентации андрагогической тематики (что естественно), но и отсутствие модерации дискуссий в педагогическом / андрагогическом смысле.

«Сайт андрагогической поддержки» мог бы содержать следующие образовательные инструменты-формы:

а)  форум IT-специалистов, модерируемый андрагогами;

б)  несколько статей по основам андрагогической теории в доступном изложении, например, [9, 14, 15, 16, 17], выдержки из [10] на языке оригинала и/или в переводе, а также специально созданные материалы с ориентацией на практическую андрагогику. Поскольку IT-специалист, как правило, обладает высоким уровнем аналитической компетентности, в ряде случаев ему достаточно будет ознакомиться с теоретическими положениями, чтобы получить конструктивный «толчок» к решению своей проблемы;

в)  инструмент офф-лайн консультаций андрагогов;

г)  графические схемы (презентации) решения типовых андраго­гических проблем, с которыми сталкиваются IT-специалисты;

д)  репозитарий решенных проблем:

–  архив форума: темы (цепочки дискуссий), которые привели к конструктивному решению профессионально-андрагогичес­ких проблем;

–  текстовые, графические тематические планы и видеозаписи занятий IT-специалистов с  сотрудниками своих организаций.

Точкой начала обучения становится обращение IT-специалиста через форум к профессиональному сообществу по поводу конкретных социально-педагогических проблем, возникающих по ходу своей профессиональной деятельности: локальных («как научить вставлять дискету») и более глобальных (например, «как организовать обучение сотрудников новому программному обеспечению»).

Далее пользователи форума начинают совместно искать решение этой проблемы. Несомненно, первыми откликами будут обычные советы. Если проблема проста, советов может оказаться достаточно. Если проблема сложна, в дело вступают андрагоги-модераторы. Они направляют дискуссию специалистов в русло решения проблемы. Для этого предлагается функциональная модель критериального принятия решения в проблемном обучении, адаптированная для дистанционной формы по [18]:

выявление проблемной ситуации – оценка располагаемого времени и ресурсов – анализ проблемной ситуации и формирование гипотетических ситуаций – определение множества целей и критериев их достижения разработка шкалы измерения критериев – определение ограничений на действия по решению проблемной ситуации – формирование набора возможных решений – корректировка набора решений исходя из индивидуальных и групповых предпочтений субъектов проблемной ситуации – определение критерия выбора допустимых эффективных решений – формирование ранжированного ряда альтеративных решений либо единственного решения.

Пользователи форума коллективно при активном участии оригинатора проблемной ситуации последовательно проходят этапы принятия решения (не все этапы обязательны, это зависит от конкретики проблемной ситуации). Андрагог – модератор форума следит за андрагогической обоснованностью предлагаемых решений и может конструктивно вмешаться в дискуссию на любом ее этапе, оставаясь на позиции тьютора, но не ментора. В случае затруднений андрагог помогает сформировать необходимое решение и дает пояснения по его реализации.

Далее IT-специалист – оригинатор проблемы применяет на практике коллективно выработанное андрагогическое решение, а после получения результата обсуждает полученную эффективность и нюансы реализации решения на том же форуме.

После успешного решения проблема направляется в архив форума. Создается тематический каталог решенных проблем.

Под вопросом в рамках данного гипотетического сайта остается использование технологии проектов, так как ее реализация требует значительных организа­ционных усилий и высокой эмоциональной включенности обучающихся в учебный процесс.

Предполагается, что, получив опыт андрагогического взаимодействия, пользователь сайта сможет осознанно и эффективно решать возникающие в дальнейшем проблемы самостоятельно: андрагогика уступает место эвтагогике [19].

Администраторы сайта андрагогической поддержки должны позаботиться о его эффективной индексации поисковыми системами на первоначальном этапе эксплуатации: так, чтобы любой IT-специалист при Интернет-поиске решения своей проблемы, связанной с обучением им других лиц, получал ссылки на сайт в верхней пятерке результатов автоматического поиска.

Характеристическими особенностями гипотетического сайта андрагогической поддержки являются:

–  неимитационный характер обучения – на основе невыдуманных профессиональных ситуаций (актуальных кейсов);

–  недопущение на форум чисто технических проблем: для их решения успешно действует множество других ресурсов;

–  коллективный сетевой характер обучения, реализация в виртуаль­ном пространстве метода со-обучения;

–  проблемный характер обучения;

–  открытый характер обучения, в том числе относительно результата обучения: образ результата формируется по ходу работы;

–  стохастичность аудитории сайта: как ее состава, так и поведения. Пользователь сайта может в любой момент прекратить свое участие в совместном проекте, а через длительное время попытаться вернуться к его обсуждению. Меньшая часть пользователей может включаться в учебные проекты, большая часть будет пассивными наблюдателями, реципиентами информации, но это не значит, что они не получат своей образовательной выгоды. Оригинаторы сайта андрагогической поддержки, по-видимому, не смогут получать непосредственной, полной и достоверной информации об эффективности проекта. Сайт будет перманентно балансировать между образовательной и просвещенческой направленностью;

–  сайт андрагогической поддержки может функционировать на полностью волонтерской основе, либо на средства какого-либо гранта, либо при поддержке спонсоров или государственных учреждений, либо на основе комбинации этих условий. После «раскрутки» сайт может зарабатывать небольшие средства на показах рекламы. Стоит отметить, что Интернет постоянно продемонстрирует выдающиеся успехи и абсолютную полезность некоммерческих проектов научно- и культурно-образовательной направленности;

–  особое внимание должно быть обращено к проблеме андраго­гической мотивации пользователей сайта. Как можно было заключить из анализа содержания форумов, специалисты в области информатики слабо мотивированы к андрагогической деятельности. Поэтому перед создате­лями сайта и перед андагогами-модераторами будет стоять в качестве первоочередной задача андрагогической мотивации аудитории IT-специалистов, для чего придется применить нестандартные методы.

Андрагогическая мотивация IT-специалиста

Как уже отмечалось, вопрос мотивации IT-специалиста к изначально несвойственной ему андрагогической деятельности является ключевым.

Известно, что мотивационные факторы бывают внешними (получение лучшей работы, большей зарплаты, продвижение по службе и т.д.) и внутренними (удовлетворение от работы, самоуважение и др.). Более детальный анализ внутренних факторов привел психологов в рамках теории самодетерминации к выводу о значимости в структуре мотивации трех потребностей: в независимости, в связях и отношениях с другими людьми и в собственной компетентности, каковые могут осуществляться при соблюдении следующих условий: сложный контекст деятельности, положительные обратные связи, наличие ситуаций выбора, отсутствие внешнего контроля [20].

Если «сайт андрагогической поддержки» вряд ли может непосредственно эксплуатировать внешние мотивационные факторы IT-специалиста (так как связь между андрагогической деятельностью и профессиональным успехом в начале андрагогической пути IT-специалиста для него ещё не очевидна), то он (сайт) вполне может попытаться использовать факторы внутренние путем удовлетворения указанных потребностей и создания указанных условий.

Сайт андрагогической поддержки может попытаться внедрить в сознание  IT-специалиста, пусть даже случайно оказавшегося на его страницах в поисках решения своих профессиональных проблем, две ключевые идеи:

а) «Ваша андрагогическая деятельность важна» –для окружающих Вас коллег, для фирмы, для Вас самого (отметим, что в современном обществе коллективистские мотивы вновь имеют успех);

б) «Вы сможете стать андрагогом, у Вас всё получится при нашей поддержке».

Инструментация этих идей не проста и не очевидна. По-видимому, они могут реализовываться комплексно через:

–  текстовое наполнение сайта (содержание и структуру, последова­тель­ность подачи информации на страницах сайта);

–  графический дизайн;

–  содержание и стиль общения на форуме;

–  характер организации сетевой обучающей работы;

–  он- и офф-лайн общение андрагогов-модераторов с IT-специалистами – пользователями сайта.

Модель андрагогической компетентности IT-специалиста

Предлагаются контуры андрагогической компетентности IT-специалиста. Сюда входят:

–  знания: психолого-педагогические знания о взрослом; знания основ андрагогики; знания системы непрерывного и системы дополнительного профессионального образования, специфики деятельности преподавателя сферы образования взрослых; знания по применению активных методов и форм обучения взрослых (тренинги, деловые игры, дискуссии, анализ ситуаций, диспуты, конференции, мастерские и т.д.);

–  организационные умения: применять активные методы обучения, организовать самостоятельную работу взрослых обучаемых, выстраивать процесс обучения с учетом возрастных особенностей взрослых, а также использовать ИКТ в процессе обучения;

–  коммуникативные умения: устанавливать благоприятную психоло­гическую атмосферу; конструктивно разрешать конфликтные ситуации; излагать учебный материал в соответствии с требованиями культуры речевого общения; выстраивать процесс общения с учетом психофизиоло­гических особенностей взрослых учащихся.

В структуру компетентности включают также личностные качества: тактичность, педагогическая интуиция, эмпатия, толерантность, педагоги­ческая рефлексия, личностно-ориентированная направленность [21].

Предлагается включать в ан­д­ра­го­ги­че­скую ком­пе­тент­но­сть элементы «корпоративной компетентности» [22]:

–  мо­ти­вы и ус­та­нов­ки, пред­по­ла­гаю­щие от­но­ше­ние к про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти как к цен­но­сти;

–  по­треб­ность в совершенствовании сво­ей про­фес­сио­наль­ной карь­е­ры;

–  стрем­ле­ние к лич­но­ст­но­му ­со­вер­шен­ст­во­ва­нию;

–  стиль по­ве­де­ния, вы­бор спо­со­бов по­ве­де­ния и ре­ше­ния прак­ти­че­ских за­дач, со­от­вет­ст­вую­щие цен­но­ст­ным ос­но­ва­ни­ям ор­га­ни­за­ци­он­ной куль­ту­ры

–  эмо­цио­наль­но-во­ле­вая са­мо­ре­гу­ля­ции в си­туа­ции про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти с це­лью дос­ти­же­ния вы­со­ких ре­зуль­та­тов;

–  по­ло­жи­тель­ное ак­тив­ное эмо­цио­наль­но ок­ра­шен­ное от­но­ше­ние к лич­но­ст­но­му и про­фес­сио­наль­но­му са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­нию;

–  ос­мыс­ле­ние и са­мо­оцен­ка соб­ст­вен­но­го уров­ня про­фес­сио­наль­ной ком­пе­тент­но­сти, сти­ля по­ве­де­ния.


Библиографический список
  1. Капитанская А. К. Андрагог – это не просто! // Вопросы Интернет-образования : электрон. ж. – Т. 32 [Элек­трон­ный ре­сурс]. – URL: http://vio.uchim.info/Vio_32/cd_site/articles/art_2_5.htm
  2. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисци­пли­нар­ный словарь терминологии. – СПб. ; Воронеж, 1995. – 232 с.
  3. Нарацэцэг Р. Целевые компетенции студентов-программистов при изучении компьютерной терминологии // Вестник Якутского го­су­дар­ст­вен­но­го университета. – 2009. – Т. 6. – № 1. – С. 56–60.
  4. Бурькова Е. В. Формирование информационной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. – Оренбург, 2006. – 24 с.
  5. Недостатки работы системным администратором. – 18 февраля 2012 г. // Всеобуч : [портал] – URL: http://www.edu-all.ru/vse-ob-obrazovanii/nedostatki-raboty-sistemnym-administratorom.asp.
  6. Должностная инструкция системного администратора // IT работа : [сайт]. – URL: http://www.it-rabota.ru/sysad­in_1.phtml
  7. Модельная программа подготовки андрагогов : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Кошель [и др.] ; под ред. канд. пед. наук Н. Н. Кошель. – Минск : АПО, 2011. – 314 с.
  8. Начало карьеры системного администратора : [Интернет-форум]. – URL: http://habrahabr.ru/post/100711/
  9. Дресвянников В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [2007] // Элитариум : центр дистанц. обучения : [сайт]. – URL: http://www.elitari­m.ru/2007/02/09/andragogika.html
  10. Knowles, M. S., Holton, E. F., & Swanson, R. A. (2011). The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development (11th ed.) Routledge. Available at: http://books.google.ru/
  11. Зембатова Л. Т., Хортиева З. А. Использование активных и интерактивных методов обучения  в образовательном пространстве вуза : учебно-методическое пособие. – Владикавказ : Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки РСО–Алания, 2011. – 115 с.
  12. Попович К. Обучение через сети – вызовы для андрагогики //  Человек и образование. – 2014. – № 4. – С. 144–151.
  13. Лазутин С. Б. Проблемы организации системы дистанционного обучения и ее эффективности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2011. – № 1. – С. 204–206.
  14. Змеев С. И. Наука XXI века [Элек­трон­ный ре­сурс]. – URL: http://do2.gendocs.ru/docs/index-407058.html
  15. Кларин М. В. Андрагогика: наука обучения взрослых людей [2004] // Элитариум : центр дистанц. обучения : [Электронный ресурс]. – URL: http://www.elitarium.ru/2004/08/25/andrago­ika_nau­a_obu­henija_vzroslykh.html
  16. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Профессиональное становление педагога-андрагога системы информатизации образования взрослых // Человек и образование. – 2014. – № 3. – С. 75–81.
  17. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Концепция развития открытых систем образования взрослых // Человек и образование. – 2008. – № 1. – С. 75–82.
  18. Порховник Ю. М. Активные методы в дистанционном обучении // Дистанционное образование. – 1997. – № 1. – То же : [Элек­трон­ный ре­сурс]. – URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/1_97/st047.html
  19. Саргсян А. С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки // Человек и образование. – 2014. – № 3. – С. 111–116.
  20. Houde, Joseph. (2006). Andragogy and Motivation: An Examination of the Principles of Andragogy through Two Motivation Theories. Paper presented at the Academy of Human Resource Development International Conference (AHRD)(Columbus, OH, Feb 22-26, 2006). p. 90-97.
  21. Бирюкова Н. А. Профессионально-личностные характеристики преподавателя сферы образования взрослых // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2011. –№4. – С. 52–57.
  22. Киров С. Г. Андрагогические аспекты формирования корпоративной компетентности современного специалиста // Человек и образование. – 2010. – № 1. – С. 75–79.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Валерий Соколов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация