ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РЫНОЧНЫХ СИТУАЦИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Мусатова Татьяна Евгеньевна1, Невметулина Марьям Мухамеджановна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы оценки результативности инновационной деятельности предприятий. Представленная методика основывается на циклической теории и учитывает факторы рыночного спроса на продукцию. Cмена нововведений в различных рыночных ситуациях формирует предпосылки расширения рыночного пространства и служит возможностью достижения временных и финансовых эффектов для предприятия-инноватора.

Ключевые слова: жизненный цикл, инновация, конкурентоспособность, предприятие-инноватор, рынок, спрос, эффективность


FORMATION OF THE BASIC FUNCTIONING OF THE ENTERPRISE MARKET SITUATION BASED ON THE THEORY OF LIFE CYCLE

Musatova Tatiana Evgenyevna1, Nevmetulina Maryam Muhamedzhanovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, candidate of economics, associate professor of the Department «Economics, organization and management of production»
2Penza State University of Architecture and Construction, student

Abstract
The article deals with the evaluation of the impact of innovation in enterprises. The presented method is based on the theory of cyclical factors and takes into account the market demand for products. Shift innovations in different market situations creates prerequisites expanding market space and provides an opportunity to achieve time and financial effects for enterprise-innovator.

Keywords: competitiveness, efficiency, enterprise-innovator, innovation, life cycle, market demand


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мусатова Т.Е., Невметулина М.М. Формирование основных рыночных ситуаций функционирования предприятия на основе теории жизненного цикла // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/49863 (дата обращения: 17.03.2024).

Значимость специфических рыночных составляющих инвестиционно-инновационной деятельности, таких, как конкурентоспособность нововведений и инновационный риск, с точки зрения предприятия-инноватора и инвесторов, финансирующих инновационные проекты, различна. С позиции инвесторов более важны аспекты, связанные  с новизной продукции, сроками разработки продуктов нового поколения, долей инноваций в общем объёме продаж [5]. Предприятия-инноваторы значительнее заинтересованы в решении технологических задач – для них  приоритетными являются сроки выхода на рынок с основными продуктами и сроки разработки продукции нового поколения, а также аспекты новизны в сравнении с последними достижениями конкурентов.

Изучение последних публикаций по вопросам анализа и оценки эффективности инновационной деятельности предприятий показало, что в настоящее время недостаточно представлена информация об оценочных методах такой деятельности с учетом отраслевой специфики и циклического развития рыночного спроса на новую продукцию.

Жизненный цикл спроса на продукцию, характеризуемый объемом ее реализации, может быть представлен в виде нескольких стадий:

1. «Зарождение спроса» (е – emergence) – потребность в конкретном продукте стимулирует бурное развитие производства, имеется несколько конкурентов и значительное количество потенциальных потребителей; 2. «Ускоренный рост» (growth – s1) – имеют место опережающие темпы роста спроса, создаются условия для развития производства и интенсивной деятельности на рынке с целью получения высоких прибылей; 3. «Замедленный рост» (s2) – появляются признаки насыщения спроса, предложение начинает опережать спрос; 4. «Зрелость» (м – maturity) – на рынке достигнуто насыщение спроса, на предприятии могут иметь место избыточные мощности; 5. «Затухание, спад спроса» (d – die down) – уменьшение потребления продукта [3]

Очень важной для анализа спроса на новую продукцию является его дифференциация по формам образования, отражающая стадии жизненного цикла. При этом различают:

1.Потенциальный спрос (Е), возникающий на стадии I (исследование и разработка новой продукции). Его повышению способствует открытая коммуникация предприятия – производителя;

2.Формирующийся спрос (G1), складывающийся на стадии II (внедрение инновации на рынок);

3.Развивающийся спрос (G2) - на стадии III (утверждение новой продукции на рынке);

4.Сформировавшийся спрос (М)соответствующий стадии IV (зрелость инновационной продукции).

5.Неблагоприятным моментом для предприятия может стать появление взамен сформировавшегося спроса (М) затухания спроса (D), начавшееся ещё до момента перехода продукции со стадии IV на стадию V (спад).

Во избежание этого на практике при исследовании состояния рынка и разработке мероприятий в сфере инновационной деятельности необходимо рассматривать конкретное сочетание жизненных циклов спроса и продукции. Жизненный цикл инновации, как и всякой продукции, характеризует динамику поведения на рынке [9]. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякое нововведение имеет ограничения по периоду продолжительности жизни, в течение которой оно проходит свои этапы и стадии.

Продолжительность всего жизненного цикла и его отдельных стадий зависит от типа и вида продукции. Резервом удлинения циклов жизни может стать производство и реализации нескольких продуктов с заранее запланированным сдвигом стадий их циклов. Необходимость теории жизненных циклов проявляется не только при анализе отдельного инновационного продукта, но также при планировании оборота и прибыли от реализации всей продукции предприятия, что позволяет осуществлять сбалансированную производственно-сбытовую деятельность, обеспечивает стабильное получение прибыли и создаёт условия для маневренного использования инвестиций в инновационной деятельности.

Полный цикл жизни отдельной инновации охватывает три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Эти три цикла осуществляются друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во времени. Между указанными циклами имеется связь через временной инновационный лаг, равный определённому средневероятностному промежутку времени [6]. Это лаг между моментом появления технического решения (либо между моментом регистрации, оформления идеи, проекта) и моментом максимального объёма использования идеи (проекта) в производстве. Определив усреднённую величину инновационного лага, можно установить устойчивую величину цикла данного вида продукции , в том числе, и по стадиям.

Таким образом, на основе изучения циклического развития спроса на новую продукцию и определения стадий и этапов цикла самой продукции могут быть сформированы следующие основные ситуации рыночного поведения предприятия-инноватора:

Ситуация 1.

Предприятие функционирует на «застойном» (сокращающемся) рынке. Характерными чертами этого рынка являются: стабилизация (падение) спроса на продукцию (стадии Mи D), достижение высокой концентрации производства, рост агрессивности конкуренции, стабилизация цен. В условиях ситуации 1 можно выделить следующие направления деятельности предприятия-инноватора:

-определение растущего сегмента внутри застойного рынка и реализация на нём значительной части знакомой потребителю продукции. При этом достигаются: рост прибыли, снижение себестоимости продукции, неценовая конкуренция, минимизация риска, усиление рыночных позиций;

-своевременная замена продукта предыдущего поколения продуктом нового поколения и начало разработки совершенно нового продукта третьего поколения. [9].

Ситуация 2.

Предприятие функционирует на рынке «замедленного роста». Характерные черты рынка: насыщение продукцией, усиление конкурентной борьбы и появление межрегиональной конкуренции, эластичность спроса по цене (стадии G2M) и возможное снижение цен, падение рентабельности рынка, необходимость привлечения внешних источников инвестиций для инноваций [1]. В условиях ситуации 2 можно выделить следующие направления деятельности предприятия-инноватора:

-сокращение затрат на производство продукта первого поколения и его продажа прежним потребителям;

-разработка и реализация инновационных продуктов второго и третьего поколений, позволяющих оптимизировать затраты и минимизировать риск.

Ситуация 3.

Предприятие функционирует на «быстрорастущем» рынке, характеризующимся нестабильностью предпочтений потребителей и технологий, наличием потенциального спроса на инновационную продукцию, не имеющую аналогов (стадии ЕG1), высокими начальными инвестиционными затратами, отсутствием входного барьера для конкурентов 5]. В условиях ситуации 3 можно выделить следующие направления деятельности предприятия-инноватора:

-быстрое реагирование на новые технологии и сокращение числа конкурентов в связи с монопольными правами;

-возможность получения значительной прибыли за счёт своевременного внедрения инноваций различных поколений и их реализации по монопольно устанавливаемым ценам, а также использование резервов снижения себестоимости и минимизации риска [10].

Показатель интенсивности конкуренции (Ut) по динамике рынка (Tm), характеризующий возможности роста без столкновения с интересами конкурентов, для предприятия, находящегося в условиях той или иной рыночной ситуации, может быть определён следующим образом: в случае Тm>1,4, Ut=0; при 0,7<Тm<1,4, Ut=(1,4- Тm)/0,7;если Тm< 0,7, Ut=1. Значение Ut, приближающееся к 1, характеризует усиление конкуренции на рынке. При Ut=1 конкуренция является максимальной.  При осуществлении свей инновационной деятельности в условиях той или иной рыночной ситуации предприятия могут рационально использовать наиболее результативные стадии цикла спроса на продукцию, получать прирост прибыли, минимизировать инновационный риск и повышать свою конкурентоспособность [8].

Для определения динамики рынка может использоваться показатель темпа роста рынка Тm:

Тm=( V”m-Vm)/Vm*12/t+1

где:     V”m и Vm  - соответственно: объём рынка в конце анализируемого и базисного периодов;

t – длительность периода.

В случае Тm > 1,4 рынок находится в состоянии ускоренного роста; при 0,7 < Тm < 1,4 рынок проходит состояние замедленного роста, зрелости и сворачивания; если Тm < 0,7 – ожидается кризис рынка.

Расчёт рыночной доли (S) предприятия, находящегося на том или ином рынке, может осуществляться по данным о ресурсах предприятия и объёме рынка:

S=Vb/Vm*100%

где:     Vb – объём ресурсов предприятия на рынке.

Изменение рыночной доли предприятия-инноватора в анализируемом периоде по сравнению с базисным определяется по формуле:

ΔS=San-Sбаз

Непрерывная смена нововведений в основных рыночных ситуациях создаёт для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, не только прирост результативных характеристик этой деятельности, но также формирует предпосылки перспективного развития и расширения рыночного пространства.[5]. Динамика рынка предполагает постоянное изменение рыночной конъюнктуры, конкурентных соотношений, стратегий поведения хозяйствующих субъектов. Смена стадий жизненных циклов инновационной продукции, опосредованная составляющими конкретной рыночной ситуации, служит возможностью достижения временных и финансовых эффектов для предприятия-инноватора. Следовательно, переход из менее перспективной рыночной ситуации настоящего функционирования в более перспективную рыночную ситуацию будущего развития теоретически может создать для предприятия дополнительные эффекты при освоении новых рынков.


Библиографический список
  1. Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В. Формирование инновационной стратегии развития региональных строительных комплексов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Общественные науки. – 2011. – №24. – С. 168-170.
  2. Артамонова Ю.С., Ханьжов И.С., Байнишев С.М., Стрельцов Д.И. Инновационное развитие строительного комплекса Пензенской области на основе реализации кластерных инициатив // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17710 (дата обращения: 10.03.2015).
  3. Артамонова, Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В., Оськина И.В.//Региональная архитектура и строительство. –2010.– № 2.– С. 156-162.
  4. Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Оценка факторного пространства, влияющего на формирование инновационных кластеров стройиндустрии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47099 (дата обращения: 09.03.2015).
  5. Мусатова Т. Е. Формирование механизма эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса: дис…. канд. экон. наук. – Пенза. 2004. – С. 42-59.
  6. Мусатова Т. Е. Инновации как долгосрочная перспектива экономического развития // Вестник университета. – 2010. – № 10. – С. 136-140.
  7.  Мусатова Т. Е., Бухардинова А. Р. Основные закономерности и модели рыночного развития социально-экономических систем // Современные научные исследования и инновации – 2015. – № 2 [Электронный ресурс]URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47126 (дата обращения: 15.02.2015).
  8. Мусатова Т. Е. , Тихонова А. Н. Основные закономерности развития и функционирования сложных экономических систем // Вестник  университета. – 2012. № 10. С. 173-177.
  9. Мусатова Т. Е., Хмызов А. Е. Методический подход к оценке эффективности инновационной деятельности в строительстве // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6 [Электронный ресурс] URL:http://www.science-education.ru/120-15394 (дата обращения:16.11.2014).
  10. Мусатова Т. Е., Хмызов А. Е. Моделирование стратегических инновационных альтернатив // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1 [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/121-17563 (дата обращения: 2.03.2015)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Артамонова Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация