ПРАКТИКА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ

Панов Александр Борисович
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
старший преподаватель б/с кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьеров», архитектурный факультет

Аннотация
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества подготовки студентов архитектурных факультетов ВУЗов страны. Не секрет, что с каждым годом качество подготовки абитуриентов на творческие специальности падает. На страницах предлагаемой статьи автор пытается поделиться опытом преподавания макетирования как предмета на архитектурном факультете ПГУАС, предлагает свое видение предмета и свою методику работы, способную заинтересовать студента, помочь ему в раскрытии творческого потенциала. Одной из целей обучения макетированию является овладение дополнительным выразительным средством проектной деятельности. Восприятие макета как объемной формы естественно для студентов младших курсов. Макет ближе к реальным аналогам, так как обладает большей наглядностью, чем плоскостное изображение, и поэтому в начальном обучении может быть более понятен. Макет во время учебного проектирования особенно по специальностям «Архитектура» и «Дизайн среды» на начальных этапах работы над проектом позволяет студенту в эскизной форме понятнее и быстрее прочувствовать и раскрыть объем, осмыслить положение его в пространстве, сопоставить масштабность и зависимость его от окружающих объектов.

Ключевые слова: архитектура, замысел, Макет, макетирование, макетная клаузура, объем, пространство, творчество


THE PRACTICE OF TEACHING METHODS OF PROTOTYPING

Panov Alexander Borisovich
Penza State University of architecture and construction
senior lecturer, at the Department of design and artistic interior design ", Architecture Department

Abstract
The relevance of the topic based on the need to improve the quality of training of students of architectural faculties of the universities of the country. It's no secret that with each passing year the quality of entrants on creative specialties falls. On the pages of the proposed article, the author attempts to share teaching experience prototyping as a subject at the Architectural Department of the PGUAS, offers his vision of the object and its methods of work, to motivate students, to help him in discovering creativity. One of the goals of the learning laboratory is to provide an expressive means of project activities. Perception of the layout as a volumetric forms naturally to undergraduate students. The layout is closer to the real ones, because is more visible than the flat image, and therefore in the starting teaching can be more clear. The layout during the school of design, especially in the field of architecture and design "on the initial stages of the project allows the student in sketch form easier and faster feel and reveal the amount, reflect on his position in space, map scale and dependency on it from surrounding objects.

Keywords: architecture, art, design, exhibition space, layout, semantic tags


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Панов А.Б. Практика методики преподавания макетирования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/49411 (дата обращения: 23.09.2024).

Роль макетирования в творческой деятельности архитектора-дизайнера имеет большое значение, оказывающее влияние на его профессиональные навыки, умение мыслить комплексно, правильно оценивать объем и форму. Макетирование– это творческий процесс, позволяющий визуально оценить объемно-пространственную композицию будущего архитектурного объема, его пропорции и конструктивные особенности. Макет - это инструмент, который обладает наглядностью и помогает развить объемно-пространственное представление, один из проверенных способов передачи информации, наиболее зримое средство выражение мысли, временное обобщенное представление в крупных массах и относительно отвлеченных формах, несущее в себе обобщенное функциональное и конструктивное содержание.
Макетом пользуются как в учебных целях, так и при профессиональном проектировании, причем при проектировании не только зданий и сооружений, но и технических средств. В макете воспроизводят декорации в театре, макетом пользуются археологи и реставраторы для воспроизведения утраченных памятников, а иногда и целых ансамблей или селений. Макеты, представленные в музеях, знакомят нас с архитектурой далеких стран и городов. Архитекторы пользуются макетом для наглядного изображения проектируемого сооружения или интерьера, разрабатывают ландшафт окружающей среды для уточнения пропорций, сомасштабности, согласованности, соподчинения частного общему решению объекта. В архитектурной практике и проектном творчестве изменилось отношение к макету: он стал таким же рабочим методом и средством выражения архитектурной мысли, профессиональным языком, как и графика. В целом это связано с новой эпохой в истории зодчества, начавшейся на рубеже XIX-XX вв., когда творчество архитектора стало рассматриваться как деятельность по организации материально-пространственной среды. В Московском архитектурном институте впервые макетный метод обучения начал применяться в 20-е годы, когда Ладовский Николай Александрович(1881—1941) с группой преподавателей института ввел на архитектурном факультете курс объемно-пространственной композиции. С его именем связана реформа архитектурно-художественного образования в Московском ВХУТЕМАСе и разработка градостроительной концепции. Н. А. Ладовский серьезно ставил вопрос о рациональных основах восприятия архитектурно-художественной формы. Он считал необходимым научно исследовать объективные психофизиологические закономерности восприятия человеком архитектурных форм, пространства и цвета. Процесс деятельности архитектора требует особого восприятия и понимания пространства: во время творческого процесса архитектор мысленно анализирует и отбирает образы будущего сооружения, комбинируя различные элементы и объемы, пока не достигнет желаемого. Дать толчок в развитии пространственных представлений и пространственного мышления, заложить основы понимания архитектурного пространства необходимо уже на первой стадии обучения.

Архитектурный макет – это изображение вновь проектируемого сооружения, комплекса сооружений или конкретного памятника исторического архитектурного наследия.

В учебном макете студентом, прежде всего, посредством объема производится организация пространство в трех измерениях.

Н. Ладовским и его единомышленниками В. Кринским и Н. Докучаевым поднимались и изучались проблемы пространства и психологии восприятия, взаимодействия формы и внутреннего пространства, велись поиски в художественных закономерностях формообразования. Большое внимание уделялось экспериментам с простыми геометрическими фигурами: шаром, цилиндром, конусом, пирамидой, параллелепипедом. Со студентами изучались основные понятия: форма, пространство, ритм, симметрия, асимметрия, масштаб, масштабность, масса, массивность, пропорция. Выявлялись качественные характеристики композиции: динамика, статичность, напряженность, равновесие, устойчивость. С возобновлением этого курса в начале 60-х годов макет снова завоевал прочные позиции.

Этот метод лег в основу дисциплины «Макетирование» на факультете «Архитектура» ПГУАС. Как показала практика преподавания, сейчас макет в сочетании с архитектурным проектированием, проектированием интерьера и пространства в тесном сочетании с графикой является средством обучения не только на двух курсах, где преподаются «Основы архитектурного проектирования», но и на старших, включая диплом. Макетный метод проектирования оказывает плодотворное влияние на учебное проектирование на старших курсах.

Восприятие макета как объемной формы естественно для студентов младших курсов. Макет ближе к реальным аналогам, так как обладает большей наглядностью, чем плоскостное изображение, и поэтому в начальном обучении может быть более доходчив. Макет во время учебного проектирования особенно по специальностям «Архитектура» и «Дизайн среды» на начальных этапах работы над проектом позволяет студенту в эскизной форме понятнее и быстрее прочувствовать и раскрыть объем, осмыслить положение его в пространстве, сопоставить масштабность и зависимость его от окружающих объектов. Экспресс-макет, выполненный без излишней деталировки, «разбитый» на элементарные составляющие объемы дает возможность множество раз комбинировать их в различной последовательности, что дает возможность оперативной разработки множества вариантов объемно-пространственных композиций. Цифровая фотокамера помогает зафиксировать эти варианты, сравнить их, и на следующих этапах проектирования выбрать и принять за основу наиболее удачное решение. Такие фотозаготовки можно использовать при работе над клаузурой. На сегодняшний день, когда ручная подача почти полностью сдала позиции, достаточно остро встал вопрос сохранения и выявления индивидуальности авторского языка. Компьютерный «эскиз» часто не обладает самостоятельной ценностью – он становится частью комплексного процесса моделирования. В этой связи в методическом плане особое значение приобретает метод клаузур (блиц-решений за фиксированное время), используемый в учебном процессе и как вариант -макетная клаузура. Это надежный способ развития творческого мышления, памяти, ручной подачи и графики. Кроме этого, клаузура и макетное эскизирование – оперативные способы общения мастера и ученика.


Панов А.Б.
Киоск «Печать». Фото с макета.

Известно, что в процессе реального проектирования архитекторы нередко обращаются к своеобразному «коллективному» эскизу, основанному на методе клаузур. Различные авторы презентуют индивидуальные решения, далее выбираются наиболее удачные предложения – на их основе синтезируется концепция будущего проекта.

Методика преподавания макетирования основывается на поэтапном движении от простых 3-D фигур к сложным объемным композициям. Начиная первые шаги в макетировании, студенты знакомятся с элементарными телами: куб, пирамида, шар. На этом этапе происходит и

Пирамида, призма, куб. Студенческие работы.

знакомство студента с элементарными навыками работы с материалом и инструментами. Осваиваются технологии склеивания деталей, различные приемы работы с плотной бумагой и картоном. Создавая простой макет необходимо в его простоте добиться качества и четкости исполнения, что является краеугольным камнем в создании любого макета. Ведь как бы ни была хороша идея, архитектурный замысел, грубо выполненный макет никогда не произведет должного впечатления и наоборот, казалось бы простой макет, но выполненный безукоризненно, поражает зрителя и привлекает его внимание, вызывая восторг и восхищение.

Последовательность изготовления купола. Студенческие работы.

Освоив простые объемы и технологии, студенты пробуют свои силы на таких трехмерных фигурах как макет церковного купола – довольно сложного в объеме и технологии. Здесь встает задача создания плоскостных элементов, из которых выклеивается объем. Это довольно сложная задача для начинающих и роль преподавателя, мастера здесь неоценима. Только преподаватель, полностью владеющий всеми тонкостями и секретами макетного искусства, за плечами которого опыт и большие работы, может доходчиво и лаконично объяснить студенту все «тонкости» предмета. Хороший результат студенческой работы приносит удовлетворение не только автору, но и преподавателю. Как правило, в группе студентов есть «лидеры», «середнячки» и откровенно «слабые». И особое удовольствие для преподавателя доставляют студенты, в работах которых с освоением каждого последующего этапа виден явный прогресс. Только любящий и знающий свое дело преподаватель, может стать авторитетом для студента. Поэтому преподавателем макетирования как предмета должен быть не случайный человек, получивший этот предмет как дополнительную нагрузку, а мастер своего дела. Если рассматривать архитектуру с точки зрения объемов, то можно сделать вывод, что большинство архитектурных сооружений состоят из простых геометрических форм – составных элементов языка архитектуры, они использовались и в глубокой древности, используются в настоящем и будут использоваться во все века — например, пирамиды в Египте и Мексике. Пирамида нового вестибюля Лувра в Париже и здание Мавзолея в Москве. Эмоциональное воздействие на зрителя достигается путем изменением размеров, пропорций, масштаба, массы, материала, фактуры, цвета.

Сооружения многих выдающихся мастеров архитекторы часто представляют собой комбинации простых геометрических объемов: жилые дома и виллы Ле Корбюзье, башня в Токио и башня «Херст Тауэр» архитектора Н. Фостера, Музей современного искусства Ф. Л. Райта. Создание этих произведений архитектуры, поражающих лаконизмом и выразительностью форм достигается решением множества непростых задач.

Курс основ архитектурного макетирования, предлагаемый для обучения на втором курсе специальностей «Архитектура» и «Дизайн среды» — первый этап решения этих задач. И в связи с этим макетированию должно придаваться более значительное место в творческом учебном процессе. Макет в совокупности с ортогональными и перспективными проекциями составляет те основные средства, которыми оперирует архитектор, открывает возможность более полного и правильного зрительного восприятия архитектурного замысла. Являясь объемно-пространственным выражением архитектурной идеи, макет в то же время как бы объединяет в себе отдельные особенности ортогональных проекций, позволяя полнее представить вертикальные проекции — фасады и разрезы; горизонтальные — планы. В макете происходит «лепка» объема, пространства, проверяются различные объемно-планировочные решения. Автор смотрит на объем как-бы со стороны. Эти свойства макета и позволяют использовать его не только на завершающем этапе проектирования, но и, главным образом, в процессе проектирования.

Работа с макетом активно развивает объемно-пространственное, художественное, конструктивное мышление. Методика макетирования на младших курсах значительно дополняет знакомство со средствами выражения творческих архитектурных фантазий, замыслов и идей. Дает толчок к развитию рациональной методики проектирования, наглядного представления своих замыслов, свободы владения объемом и пространством. Таким образом, освоение студентами курса «Макетирование» будет способствовать дальнейшему сознательному овладению таким интересным процессом,

Начальный этап: каркасы порталов как архитектурное творчество.

Макеты архитектурных порталов. Работы студентов.

Получив необходимые навыки на первых стадиях макетного искусства, обучающиеся уверенно могут пробовать свои силы в более сложных макетных композициях. Одним из таких заданий может стать изготовление архитектурной детали – портала исторического здания. Здесь авторов ждет уже более сложная задача: разработка технологической последовательности исполнения макета. На этом этапе у студентов, как правило, бывает большое количество вопросов и роль преподавателя состоит в том, чтобы доходчиво объяснить все этапы работы – от каркаса портала до конечного результата. По завершении работы над макетом портала студенты готовы перейти к следующему этапу макетного творчества, а именно к выполнению архитектурного макета индивидуального жилого здания. Студентам самим предоставляется выбрать привлекательный для каждого объект. Это должно быть интересное по архитектуре и пластике фасадов здание с применением в отделке фасадов различных материалов и фактур. Макет выполняется из картона, цветной фактурной бумаги (пастельной), имеющей достаточную плотность и толщину. Хорош в работе и картон для паспарту, имеющий достаточную толщину и различную цветовую гамму. Здесь очень важно при участии преподавателя подобрать правильную цветовую гамму и фактуру материала, чтобы в итоге макет выглядел гармонично и естественно. На помощь студенту здесь приходят знания и навыки, полученные на курсе колористики. Работа начинается с изготовления разверток фасадов (как правило, в масштабе 1:100, 1:50), где необходимо учесть толщину материала


Фото с макетов коттеджей. Студенческие работы.

стен, произвести разметку и вырезать все оконные и дверные проемы, учесть наличие различных выступающих и западающих элементов фасадов. При этом преподавателю необходимо внимательно следить за последовательностью технологических операций, вовремя дать необходимые советы и замечания, чтобы исключить переделку конструктивных элементов макета. Не излишне напомнить, что во время монтажа (склеивания) элементов каркаса архиважно соблюдать вертикальность и горизонтальность разметки и швов, в случае грубой ошибки и неаккуратности исправить будет очень сложно, а порой и невозможно. Весь каркас придется переделывать.

Макет железнодорожной конторы и мастерских. Пластик. Авторы: Панов А., Сачков А.

Каркас будущего макета готов, но здесь начинаются новые трудности и возникают новые вопросы. Дело в том, что наступает время деталировки, цветовой и фактурной отделки будущего архитектурного макета. Значение имеет все: и организация оконных проемов, изготовление переплетов, закрепление остекления, дверей, деталей декора фасадов, имитация различных материалов от цветной штукатурки до отделки цоколя и кирпичной кладки. Должное внимание на этом этапе, особенно для исторических макетов, необходимо уделить кровле и ее деталям: карнизам, слуховым окнам, трубам, фактуре материала кровли. Это может быть и имитация кровельной стали, металлочерепицы, дощатого настила и пр. В виду того, что кровля в визуальном восприятии макета занимает значительную площадь она, естественно, привлекает большое внимание, – и качество исполнения на данном этапе очень важно.

Панов А.Б. Макет центра высоких медицинских технологий в г. Пензе.

Завершающим моментом в работе над архитектурным макетом, если это необходимо, будет работа над рельефом и антуражем. Отдельно хочется сказать о планировочных макетах архитектурных комплексов. С такими работами студент может столкнуться и во время курсового проектирования, и дипломного. Здесь не требуется излишняя деталировка. Главное при работе над планировочным макетом – организация пространства, выявлении логических связей между различными по объему, площади и функциональному назначению зданиями и сооружениями. Учебные макеты нет смысла выполнять в материале (пластик, оргстекло и пр.). Традиционные материалы для студенческого творчества – это картон и плотная бумага. Работая с этими материалами можно добиться превосходного качества, достаточного для убедительной презентации архитектурного замысла как в объеме, так и в планировке территории.

Высшим «пилотажем» в макетировании, безусловно, является работа над комплексами исторических архитектурных объектов. Вряд ли студенты столкнуться с этим за учебным столом, но в студенческих коллективах под руководством опытного наставника выполняя хоздоговорные работы ВУЗа – вполне вероятно. И здесь открываются безграничные возможности в выборе материалов, технологических решений, качества и тщательности проработки архитектурных деталей, сложных ландшафтных решений. Макеты современных комплексных архитектурных композиций выполняются обычно в полистироле, оргстекле с применением цветных самоклеющихся пленок ПВХ, исторические макеты могут выполняться и в дереве. Такие макеты очень интересны для созерцания и используются они чаще всего в музейных экспозициях, представляя собой настоящие произведения прикладного искусства.


Макет города-крепости Пенза, общий вид, фрагменты. Автор макета арх. Панов А.Б.

Главная задача преподавателя на курсе «Макетирование» пробудить у студента интерес к ручному творчеству, воспитании его индивидуальности, умении ориентироваться в объеме и пространстве, получить навыки целостного восприятия среды, чтобы в профессиональной деятельности грамотно применять широкую палитру средств и методик проектирования.


Библиографический список
  1. Мастера Советской архитектуры об архитектуре, М, «Искусство», 1975 г., том 1, стр. 347-352, том 2, стр. 118-120.
  2. С. Михайлов, История дизайна, «Союз Дизайнеров России», М,2004 г. Том 1, стр.264-277.


Все статьи автора «Панов Александр Борисович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: