Роль макетирования в творческой деятельности архитектора-дизайнера имеет большое значение, оказывающее влияние на его профессиональные навыки, умение мыслить комплексно, правильно оценивать объем и форму. Макетирование– это творческий процесс, позволяющий визуально оценить объемно-пространственную композицию будущего архитектурного объема, его пропорции и конструктивные особенности. Макет - это инструмент, который обладает наглядностью и помогает развить объемно-пространственное представление, один из проверенных способов передачи информации, наиболее зримое средство выражение мысли, временное обобщенное представление в крупных массах и относительно отвлеченных формах, несущее в себе обобщенное функциональное и конструктивное содержание.
Макетом пользуются как в учебных целях, так и при профессиональном проектировании, причем при проектировании не только зданий и сооружений, но и технических средств. В макете воспроизводят декорации в театре, макетом пользуются археологи и реставраторы для воспроизведения утраченных памятников, а иногда и целых ансамблей или селений. Макеты, представленные в музеях, знакомят нас с архитектурой далеких стран и городов. Архитекторы пользуются макетом для наглядного изображения проектируемого сооружения или интерьера, разрабатывают ландшафт окружающей среды для уточнения пропорций, сомасштабности, согласованности, соподчинения частного общему решению объекта. В архитектурной практике и проектном творчестве изменилось отношение к макету: он стал таким же рабочим методом и средством выражения архитектурной мысли, профессиональным языком, как и графика. В целом это связано с новой эпохой в истории зодчества, начавшейся на рубеже XIX-XX вв., когда творчество архитектора стало рассматриваться как деятельность по организации материально-пространственной среды. В Московском архитектурном институте впервые макетный метод обучения начал применяться в 20-е годы, когда Ладовский Николай Александрович(1881—1941) с группой преподавателей института ввел на архитектурном факультете курс объемно-пространственной композиции. С его именем связана реформа архитектурно-художественного образования в Московском ВХУТЕМАСе и разработка градостроительной концепции. Н. А. Ладовский серьезно ставил вопрос о рациональных основах восприятия архитектурно-художественной формы. Он считал необходимым научно исследовать объективные психофизиологические закономерности восприятия человеком архитектурных форм, пространства и цвета. Процесс деятельности архитектора требует особого восприятия и понимания пространства: во время творческого процесса архитектор мысленно анализирует и отбирает образы будущего сооружения, комбинируя различные элементы и объемы, пока не достигнет желаемого. Дать толчок в развитии пространственных представлений и пространственного мышления, заложить основы понимания архитектурного пространства необходимо уже на первой стадии обучения.
Архитектурный макет – это изображение вновь проектируемого сооружения, комплекса сооружений или конкретного памятника исторического архитектурного наследия.
В учебном макете студентом, прежде всего, посредством объема производится организация пространство в трех измерениях.
Н. Ладовским и его единомышленниками В. Кринским и Н. Докучаевым поднимались и изучались проблемы пространства и психологии восприятия, взаимодействия формы и внутреннего пространства, велись поиски в художественных закономерностях формообразования. Большое внимание уделялось экспериментам с простыми геометрическими фигурами: шаром, цилиндром, конусом, пирамидой, параллелепипедом. Со студентами изучались основные понятия: форма, пространство, ритм, симметрия, асимметрия, масштаб, масштабность, масса, массивность, пропорция. Выявлялись качественные характеристики композиции: динамика, статичность, напряженность, равновесие, устойчивость. С возобновлением этого курса в начале 60-х годов макет снова завоевал прочные позиции.
Этот метод лег в основу дисциплины «Макетирование» на факультете «Архитектура» ПГУАС. Как показала практика преподавания, сейчас макет в сочетании с архитектурным проектированием, проектированием интерьера и пространства в тесном сочетании с графикой является средством обучения не только на двух курсах, где преподаются «Основы архитектурного проектирования», но и на старших, включая диплом. Макетный метод проектирования оказывает плодотворное влияние на учебное проектирование на старших курсах.
Восприятие макета как объемной формы естественно для студентов младших курсов. Макет ближе к реальным аналогам, так как обладает большей наглядностью, чем плоскостное изображение, и поэтому в начальном обучении может быть более доходчив. Макет во время учебного проектирования особенно по специальностям «Архитектура» и «Дизайн среды» на начальных этапах работы над проектом позволяет студенту в эскизной форме понятнее и быстрее прочувствовать и раскрыть объем, осмыслить положение его в пространстве, сопоставить масштабность и зависимость его от окружающих объектов. Экспресс-макет, выполненный без излишней деталировки, «разбитый» на элементарные составляющие объемы дает возможность множество раз комбинировать их в различной последовательности, что дает возможность оперативной разработки множества вариантов объемно-пространственных композиций. Цифровая фотокамера помогает зафиксировать эти варианты, сравнить их, и на следующих этапах проектирования выбрать и принять за основу наиболее удачное решение. Такие фотозаготовки можно использовать при работе над клаузурой. На сегодняшний день, когда ручная подача почти полностью сдала позиции, достаточно остро встал вопрос сохранения и выявления индивидуальности авторского языка. Компьютерный «эскиз» часто не обладает самостоятельной ценностью – он становится частью комплексного процесса моделирования. В этой связи в методическом плане особое значение приобретает метод клаузур (блиц-решений за фиксированное время), используемый в учебном процессе и как вариант -макетная клаузура. Это надежный способ развития творческого мышления, памяти, ручной подачи и графики. Кроме этого, клаузура и макетное эскизирование – оперативные способы общения мастера и ученика.
Панов А.Б.
Киоск «Печать». Фото с макета.
Известно, что в процессе реального проектирования архитекторы нередко обращаются к своеобразному «коллективному» эскизу, основанному на методе клаузур. Различные авторы презентуют индивидуальные решения, далее выбираются наиболее удачные предложения – на их основе синтезируется концепция будущего проекта.
Методика преподавания макетирования основывается на поэтапном движении от простых 3-D фигур к сложным объемным композициям. Начиная первые шаги в макетировании, студенты знакомятся с элементарными телами: куб, пирамида, шар. На этом этапе происходит и
Пирамида, призма, куб. Студенческие работы.
знакомство студента с элементарными навыками работы с материалом и инструментами. Осваиваются технологии склеивания деталей, различные приемы работы с плотной бумагой и картоном. Создавая простой макет необходимо в его простоте добиться качества и четкости исполнения, что является краеугольным камнем в создании любого макета. Ведь как бы ни была хороша идея, архитектурный замысел, грубо выполненный макет никогда не произведет должного впечатления и наоборот, казалось бы простой макет, но выполненный безукоризненно, поражает зрителя и привлекает его внимание, вызывая восторг и восхищение.
Последовательность изготовления купола. Студенческие работы.
Освоив простые объемы и технологии, студенты пробуют свои силы на таких трехмерных фигурах как макет церковного купола – довольно сложного в объеме и технологии. Здесь встает задача создания плоскостных элементов, из которых выклеивается объем. Это довольно сложная задача для начинающих и роль преподавателя, мастера здесь неоценима. Только преподаватель, полностью владеющий всеми тонкостями и секретами макетного искусства, за плечами которого опыт и большие работы, может доходчиво и лаконично объяснить студенту все «тонкости» предмета. Хороший результат студенческой работы приносит удовлетворение не только автору, но и преподавателю. Как правило, в группе студентов есть «лидеры», «середнячки» и откровенно «слабые». И особое удовольствие для преподавателя доставляют студенты, в работах которых с освоением каждого последующего этапа виден явный прогресс. Только любящий и знающий свое дело преподаватель, может стать авторитетом для студента. Поэтому преподавателем макетирования как предмета должен быть не случайный человек, получивший этот предмет как дополнительную нагрузку, а мастер своего дела. Если рассматривать архитектуру с точки зрения объемов, то можно сделать вывод, что большинство архитектурных сооружений состоят из простых геометрических форм – составных элементов языка архитектуры, они использовались и в глубокой древности, используются в настоящем и будут использоваться во все века — например, пирамиды в Египте и Мексике. Пирамида нового вестибюля Лувра в Париже и здание Мавзолея в Москве. Эмоциональное воздействие на зрителя достигается путем изменением размеров, пропорций, масштаба, массы, материала, фактуры, цвета.
Сооружения многих выдающихся мастеров архитекторы часто представляют собой комбинации простых геометрических объемов: жилые дома и виллы Ле Корбюзье, башня в Токио и башня «Херст Тауэр» архитектора Н. Фостера, Музей современного искусства Ф. Л. Райта. Создание этих произведений архитектуры, поражающих лаконизмом и выразительностью форм достигается решением множества непростых задач.
Курс основ архитектурного макетирования, предлагаемый для обучения на втором курсе специальностей «Архитектура» и «Дизайн среды» — первый этап решения этих задач. И в связи с этим макетированию должно придаваться более значительное место в творческом учебном процессе. Макет в совокупности с ортогональными и перспективными проекциями составляет те основные средства, которыми оперирует архитектор, открывает возможность более полного и правильного зрительного восприятия архитектурного замысла. Являясь объемно-пространственным выражением архитектурной идеи, макет в то же время как бы объединяет в себе отдельные особенности ортогональных проекций, позволяя полнее представить вертикальные проекции — фасады и разрезы; горизонтальные — планы. В макете происходит «лепка» объема, пространства, проверяются различные объемно-планировочные решения. Автор смотрит на объем как-бы со стороны. Эти свойства макета и позволяют использовать его не только на завершающем этапе проектирования, но и, главным образом, в процессе проектирования.
Работа с макетом активно развивает объемно-пространственное, художественное, конструктивное мышление. Методика макетирования на младших курсах значительно дополняет знакомство со средствами выражения творческих архитектурных фантазий, замыслов и идей. Дает толчок к развитию рациональной методики проектирования, наглядного представления своих замыслов, свободы владения объемом и пространством. Таким образом, освоение студентами курса «Макетирование» будет способствовать дальнейшему сознательному овладению таким интересным процессом,
Начальный этап: каркасы порталов как архитектурное творчество.
Макеты архитектурных порталов. Работы студентов.
Получив необходимые навыки на первых стадиях макетного искусства, обучающиеся уверенно могут пробовать свои силы в более сложных макетных композициях. Одним из таких заданий может стать изготовление архитектурной детали – портала исторического здания. Здесь авторов ждет уже более сложная задача: разработка технологической последовательности исполнения макета. На этом этапе у студентов, как правило, бывает большое количество вопросов и роль преподавателя состоит в том, чтобы доходчиво объяснить все этапы работы – от каркаса портала до конечного результата. По завершении работы над макетом портала студенты готовы перейти к следующему этапу макетного творчества, а именно к выполнению архитектурного макета индивидуального жилого здания. Студентам самим предоставляется выбрать привлекательный для каждого объект. Это должно быть интересное по архитектуре и пластике фасадов здание с применением в отделке фасадов различных материалов и фактур. Макет выполняется из картона, цветной фактурной бумаги (пастельной), имеющей достаточную плотность и толщину. Хорош в работе и картон для паспарту, имеющий достаточную толщину и различную цветовую гамму. Здесь очень важно при участии преподавателя подобрать правильную цветовую гамму и фактуру материала, чтобы в итоге макет выглядел гармонично и естественно. На помощь студенту здесь приходят знания и навыки, полученные на курсе колористики. Работа начинается с изготовления разверток фасадов (как правило, в масштабе 1:100, 1:50), где необходимо учесть толщину материала
Фото с макетов коттеджей. Студенческие работы.
стен, произвести разметку и вырезать все оконные и дверные проемы, учесть наличие различных выступающих и западающих элементов фасадов. При этом преподавателю необходимо внимательно следить за последовательностью технологических операций, вовремя дать необходимые советы и замечания, чтобы исключить переделку конструктивных элементов макета. Не излишне напомнить, что во время монтажа (склеивания) элементов каркаса архиважно соблюдать вертикальность и горизонтальность разметки и швов, в случае грубой ошибки и неаккуратности исправить будет очень сложно, а порой и невозможно. Весь каркас придется переделывать.
Макет железнодорожной конторы и мастерских. Пластик. Авторы: Панов А., Сачков А.
Каркас будущего макета готов, но здесь начинаются новые трудности и возникают новые вопросы. Дело в том, что наступает время деталировки, цветовой и фактурной отделки будущего архитектурного макета. Значение имеет все: и организация оконных проемов, изготовление переплетов, закрепление остекления, дверей, деталей декора фасадов, имитация различных материалов от цветной штукатурки до отделки цоколя и кирпичной кладки. Должное внимание на этом этапе, особенно для исторических макетов, необходимо уделить кровле и ее деталям: карнизам, слуховым окнам, трубам, фактуре материала кровли. Это может быть и имитация кровельной стали, металлочерепицы, дощатого настила и пр. В виду того, что кровля в визуальном восприятии макета занимает значительную площадь она, естественно, привлекает большое внимание, – и качество исполнения на данном этапе очень важно.
Панов А.Б. Макет центра высоких медицинских технологий в г. Пензе.
Завершающим моментом в работе над архитектурным макетом, если это необходимо, будет работа над рельефом и антуражем. Отдельно хочется сказать о планировочных макетах архитектурных комплексов. С такими работами студент может столкнуться и во время курсового проектирования, и дипломного. Здесь не требуется излишняя деталировка. Главное при работе над планировочным макетом – организация пространства, выявлении логических связей между различными по объему, площади и функциональному назначению зданиями и сооружениями. Учебные макеты нет смысла выполнять в материале (пластик, оргстекло и пр.). Традиционные материалы для студенческого творчества – это картон и плотная бумага. Работая с этими материалами можно добиться превосходного качества, достаточного для убедительной презентации архитектурного замысла как в объеме, так и в планировке территории.
Высшим «пилотажем» в макетировании, безусловно, является работа над комплексами исторических архитектурных объектов. Вряд ли студенты столкнуться с этим за учебным столом, но в студенческих коллективах под руководством опытного наставника выполняя хоздоговорные работы ВУЗа – вполне вероятно. И здесь открываются безграничные возможности в выборе материалов, технологических решений, качества и тщательности проработки архитектурных деталей, сложных ландшафтных решений. Макеты современных комплексных архитектурных композиций выполняются обычно в полистироле, оргстекле с применением цветных самоклеющихся пленок ПВХ, исторические макеты могут выполняться и в дереве. Такие макеты очень интересны для созерцания и используются они чаще всего в музейных экспозициях, представляя собой настоящие произведения прикладного искусства.
Макет города-крепости Пенза, общий вид, фрагменты. Автор макета арх. Панов А.Б.
Главная задача преподавателя на курсе «Макетирование» пробудить у студента интерес к ручному творчеству, воспитании его индивидуальности, умении ориентироваться в объеме и пространстве, получить навыки целостного восприятия среды, чтобы в профессиональной деятельности грамотно применять широкую палитру средств и методик проектирования.
Библиографический список
- Мастера Советской архитектуры об архитектуре, М, «Искусство», 1975 г., том 1, стр. 347-352, том 2, стр. 118-120.
- С. Михайлов, История дизайна, «Союз Дизайнеров России», М,2004 г. Том 1, стр.264-277.