Здоровый образ жизни является значимым для большинства студентов, имеет определённую жизненную ценность и, в целом, для современной студенческой молодёжи характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако эта ценность является недостаточно осознанной. Об этом свидетельствует тот факт, что многие студенты, считающие, что они ведут здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм. Практическая реализация принципов здорового образа жизни имеет место не более чем у одной трети студентов [1,2].
Несмотря на достаточно обширный материал исследований состояния здоровья с позиций социологии медицины, все еще недостаточно анализируется ценностное отношение студентов к здоровью, мало внимания уделяется мотивации, как определяющему фактору поведенческих паттернов относительно здорового образа жизни. У студентов недостаточно умений самоорганизации своего времени и знаний по тайм-менеджменту. Реально представление о здоровье как составляющей их профессионального статуса у студентов находится в стадии становления. Недостаточное внимание к собственному физическому и психологическому здоровью объективно заключает угрозу для осуществления жизненных планов студентов [3,4].
В современной социокультурной ситуации перед высшим образованием поставлена задача: подготовить творческого специалиста, способного к постоянному профессиональному саморазвитию. Одним из аспектов решения этой задачи является развитие личностных качеств будущего специалиста, его практических умений для самостоятельного эффективного выполнения профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо построить образовательный процесс в вузе таким образом, чтобы студент овладел профессиональными знаниями, а также умениями приобретать их в рационально-организованной самостоятельной деятельности, осуществляя целенаправленное профессиональное саморазвитие [1,5,6].
Цель исследования – изучение социального статуса и психологических особенностей студентов в процессе их профессионального становления в вузе.
Материалы и методы. Исследование проведено в процессе выполнения заданий «Паспорта здоровья студента» в рамках научно-исследовательской работы студентов. Всего было обследовано 342 студентов (92 юноши и 326 девушек) 17-20 лет 1-2 курса Арзамасского филиала ННГУ в течение 2013/14 уч.года.
Изучение социального статуса проводили путем анкетирования.
Для определения особенностей психического здоровья использовали тест на оптимизм (по Р.С.Немову). На основе подсчета баллов ответов делали выводы об уровне развития такого качества, как оптимизм или, соответственно, противоположного качества – пессимизм [7].
Результаты исследования
Особой заботы заслуживают студенты из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья, заключают, что имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Среди обследованных студентов определено 31,2% юношей и 26,9% девушек из неполных семей. В большинстве случаев – это семьи с одинокими матерями, выявленный факт усугубляет социальное становление и нервно-психическое развитие юношей и девушек [8].
Анализ изучения численности студентов из неполных семей в зависимости от места проживания показал, что среди городских студентов их на 13,3% больше, чем среди молодежи из сельской местности (рис.1).
Рис.1. Показатели численности студентов с учетом состава семьи и места проживания, %
По результатам ответов по тесту Р.С.Немова провели распределение студентов на пессимистов и оптимистов (табл.1).
Таблица 1. Результаты теста на оптимизм (по Р.С.Немову) студентов в зависимости от состава семьи, %
Состав семьи |
Пессимисты |
Оптимисты |
||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
|
Полная семья |
20,6 |
25,7 |
79,4 |
74,3 |
Неполная семья |
31,7 |
25,3 |
68,3 |
74,7 |
Оптимистов среди юношей из неполных семей на 11,1% меньше в отличие от юношей из полных семей. Четверть девушек (независимо от семейного положения) характеризуется пессимистичностью. Девушки из полных семей склонных к пессимизму больше на 5,1%, чем юношей. А в неполных семьях, наоборот, – на 6,4% больше юношей.
74,3% девушек и 79,4% юношей, имеющих двух родителей, с оптимизмом относятся к окружающему миру. Среди студентов, ограниченных одним родителем это соотношение составляет 74,7% и 68,3% соответственно.
Отношение студентов к ЗОЖ характеризуется положительным настроем, но среди молодежи из неполных семей этот показатель на 4,0% ниже (табл.2). Среди них также выявлено 2,4% студентов, считающих что соблюдение правил ЗОЖ – необязательно («напрасная трата времени и денег»).
Таблица 2. Отношение студентов к ЗОЖ, %
Состав семьи |
Отношение к ЗОЖ |
||
положительное |
безразличное |
отрицательное | |
Полная семья |
90,9 |
8,4 |
0,7 |
Неполная семья |
86,9 |
10,7 |
2,4 |
В настоящее время неотъемлемым качеством профессионала в любой динамично развивающейся области является умение эффективно организовать свою работу, рационально расходовать свое время, собранность, пунктуальность. В современном обществе человек не может быть успешен без сознательного отношения к своему времени. Для самостоятельной домашней работы необходимы навыки по ее организации, а также приемы и техники самоорганизации собственной деятельности. Тайм-менеджмент – это технология позволяющая использовать невосполнимое время жизни в соответствии с личными и учебными целями и ценностями [1,6].
Стремление студентов к овладению тайм-менеджментом является правильным. Студенты, владеющие умениями самоорганизации, имеют много разнообразных интересов, у них отмечается сознательная работа над выработкой своего мировоззрения, над волевыми чертами характера, они отличаются настойчивостью в достижении целей. Такие студенты в значительной мере владеют своими психическими процессами: умеют длительно сосредотачивать свое внимание в процессе учебы, используют рациональные приемы запоминания, проявляют мыслительную активность [2,6,9].
Важным аспектом профессионального становления и успешности овладения будущей специальностью является подготовка домашних заданий. По результатам анкетирования мы выяснили, что девушки более ответственно относятся к выполнению домашних заданий и соответственно тратят на это больше времени (табл.3).
Таблица 3. Показатели времени, затрачиваемого студентами на выполнение домашних заданий, %
Кол-во часов |
1 час |
2 часа |
3часа |
4часа |
5 часов |
6 часов |
Юноши |
18,2 |
22,7 |
45,5 |
19,6 |
1,5 |
1,5 |
Девушки |
9,9 |
22,8 |
37,6 |
16,7 |
8,0 |
4,9 |
Наибольшее количество времени (по 4-6 часов) на подготовку заданий тратят студенты филологического и естественно-географического факультетов, а студенты исторического и филологического факультетов, наоборот, отличились тем, что не уделяют должного объема времени на самостоятельную работу дома (табл.4). Более 60% студентов (60,7-64,5%) исторического, филологического, психолого-педагогического факультетов и факультета дошкольного и начального образования проводят по 4-6 часов вдень за компьютером и телевизором, включая приготовление домашних заданий и просмотр телепередач (табл.4).
Таблица 4. Показатели времени, затрачиваемые студентами различных факультетов на выполнение домашних заданий (1) и проводимого студентами в сутки за компьютером и телевизором (2), %
Кол-во часов |
Ист.фак |
Фил.фак |
Физ-мат.фак |
ФДиНО |
ЕГФ |
ППФ |
||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
1 час |
6,3 |
10,4 |
5,2 |
2,7 |
23,4 |
2,3 |
13,1 |
1,7 |
7,8 |
2,8 |
12,3 |
0 |
2 часа |
16,7 |
10,4 |
15,6 |
9,5 |
31,9 |
11,6 |
29,5 |
10,2 |
20,5 |
16,7 |
17,5 |
13,5 |
3 часа |
62,5 |
14,6 |
41,6 |
27,0 |
29,8 |
37,2 |
33,6 |
24,6 |
33,3 |
38,1 |
38,6 |
25,0 |
4 часа |
4,3 |
18,7 |
22,1 |
18,9 |
6,4 |
16,3 |
14,7 |
22,9 |
20,5 |
22,2 |
21,0 |
17,3 |
5 часов |
2,1 |
35,4 |
10,4 |
24,3 |
8,5 |
18,6 |
4,1 |
26,3 |
15,4 |
5,6 |
5,3 |
26,9 |
6 часов |
6,3 |
10,4 |
5,2 |
17,5 |
0 |
13,9 |
4,9 |
14,4 |
2,6 |
13,9 |
5,3 |
17,2 |
Наибольшее количество отличников (33,0%) выявлено на психолого-педагогическом факультете, при этом они не уделяют больше всех времени на подготовку домашних заданий. На втором месте по числу отличников определили филологический факультет (21,5%), а на третьем – факультет дошкольного и начального образования (12,6%). Далее идут исторический (11,8%), естественно-географический (11,0%) и физико-математический (9,9%) факультеты.
В ходе исследования определили, что в институте всего курят – 16,1% студентов (23,2% – юношей, 8,8% – девушек). Студенты из полных семей курят в три раза меньше (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%). Курильщиков 17-ти лет больше, чем среди 20-ти летних. Результаты ранее проведенных исследований динамики распространенности курения, показывают, что табакокурение среди студентов в период с 2005 г. по 2013 г. уменьшилось: у юношей – на 12,1%, у девушек – на 6,1% [10].
В ходе исследования с помощью анкетирования определи 3 группы студентов, отличающихся уровнем соблюдения принципов рациональности и сбалансированности питания. Выявлено, что среди студентов первых курсов в возрасте 17-18 лет больше молодежи (21,1-22,1%) соблюдает принципы питания, нежели среди студентов старших курсов в возрасте 19-20 лет (6,4-14,2%) (рис.2). С возрастом отношение студентов к правилам питания становится менее ответственным, что возможно объясняется изменением принципов и качества образа жизни (работа, семья и т.д.) [11].
Рис.2.Результаты исследования рациональности питания студентов, %
Учитывая различный социальный статус студентов (состав семьи, место проживания, профиль обучения) исследовали степень рациональности питания (табл.5). Студенты из полных семей имеют более сбалансированное питание (28,5%). Нарушение принципов рациональности в процентном соотношении у них наблюдается меньше (57,2%), чем у студентов из неполных семей (64,8%).
Таблица 5. Рацион питание студентов в зависимости от состава семьи, %
Социальный статус |
Рациональное и сбалансированное питание |
Питание с периодическим нарушением принципов рациональности и сбалансированности продуктов |
Нерациональное и несбалансированное питание |
Студенты из полной семьи |
28,5 |
57,2 |
14,3 |
Студенты из неполной семьи |
14,3 |
64,8 |
20,9 |
Студенты из города |
17,2 |
66,3 |
16,6 |
Студенты из сельской местности |
19,7 |
51,4 |
27,9 |
Студенты гуманитарных профилей (ИФФ, ППФ, ФДиНО) |
24,4 |
65,0 |
10,6 |
Студенты естественно-научных профилей (физмат, ЕГФ) |
15,8 |
62,1 |
22,1 |
На основе результатов этой таблицы мы можем наблюдать более сбалансированное питание у студентов из сельской местности (19,7%). У студентов из города возникают чаще проблемы с нарушением питания (63,3%), чем у студентов из сельской местности (51,4%). Это может быть обусловлено тем, в сельской местности условия и окружающая среда положительно влияют на здоровье студентов.
Среди студентов гуманитарных профилей возникает больше проблем с рациональностью питания (24,4%) нежели у студентов естественно-научных профилей (15,8%). Объясняться это может тем, что студенты, посвящают большее количество часов специализированным предметам, которые связаны с вопросами здоровья.
Таким образом, в ходе сравнительного анализа социальных и психологических характеристик студентов выявили:
У студентов из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания. К настоящему времени увеличивается численность студентов поступающих в вуз из неполных семей, особенно юношей.
На подготовку домашних заданий девушки тратят больше времени, чем юноши. Больше всех ответственных студентов (затрачивающих на домашние задания по 4-6 часов) выявлено на филологическом и естесвенно-географическом факультетах, а отличников больше всех на психолого-педагогическом факультете.
Студенты 1 курса более внимательно относятся к своему рациону питания, чем студенты старших курсов, а юноши и девушки естественно-научных профилей, благодаря наличию большего количества учебных дисциплин по медицине и здоровью, показали позитивное отношение к рациональной организации своего пищевого режима.
Студенты, осознавая динамичность действительности, показывают желание к овладению тайм-менеджментом, т.к. это позволяет управлять своими психическими процессами: длительно сосредотачивать свое внимание в процессе учебы, использовать рациональные приемы запоминания, повышать мыслительную активность.
Проведенные исследования, раскрывая объективную картину социально-психологического статуса современных студентов в процессе профессионального становления в вузе, свидетельствуют, что для современной студенческой молодежи характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Среди студентов высокая мотивация к реализации принципов здорового образа жизни, но с учетом современных экономических условий их применение на практике не всегда оказывается возможным.
Библиографический список
- Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов /Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. — 556 с.
- Медведев, A.B. Самоактуализация как фактор сохранения психического здоровья студентов вуза / A.B. Медведев, Л.Б. Кузнецова // Вестник Поморского университета. – 2010.- №1. -С. 117-124.
- Калюжный Е.А., Кузмичёв Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки // Научное мнение. 2012. № 4. С.133-137.
- Новак Е.С.Здоровье студенческой молодежи как социальная проблема // Вестник ВолГУ. – 2001. – Серия 7. Вып. 1. – С.125-132.
- Казин Э.М . Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Э.М. Казин, Н.Г. Блинова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
- Реунова М.А. Представления студентов университета о самоорганизации времени // Вестник ОГУ. – 2013. – № 2 (151). – С.209-213.
- «Паспорт здоровья студента» – метод формирования культуры здоровья / С.В.Михайлова, Е.А.Калюжный, Е.Норкина, Ю.Тремаскина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С.81.
- Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Особенности студентов из неполных семей // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 9 (13). С.13.
- Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
- Исследование распространенности табакокурения среди студенческой молодежи / С.В.Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, К.Глаголева // Исследования в области естественных наук. 2014. № 5 (29). С.5.
- Studying nutrition of students // S.V.Mikhailova, A.A.Shepelkov, O.I.Kachaeva, A.V.Lubae // Science Time. 2014.№ 11 (11). С.213-218.