Долговечность, надежность и экономичность работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) во многом зависят от качества моторного масла. Основным назначением моторного масла является: снижение коэффициента трения и износа трущихся сопряжений, отвод тепла, вынос продуктов износа из зоны трения, повышение герметичности рабочих полостей двигателя, защита от коррозии и т.д.
Для обеспечения всех перечисленных функций моторное масло должно обладать определенными свойствами. Поэтому к моторному маслу предъявляется ряд эксплуатационных требований, степень удовлетворения которым зависит от физико-химических параметров (ФХП) моторного масла.
Моторное масло в ДВС работает в крайне жестких условиях, которые оказывают на него деструктивное воздействие. В результате этих воздействий физико-химические параметры моторного масла изменяются, в результате чего эксплуатационные свойства снижаются и при достижении определенных значений ФХП масло полежит замене.
Заводы-изготовители назначают периодичность замены моторных масел без учета их реального состояния. Так, для магистральных автомобилей КАМАЗ установлена следующая периодичность замены моторного масла: группы CF- 4 и выше через каждые 30000 км; в двигателе автомобиля Волжского автомобильного завода Лада – Калина следует заменять через 15 тыс. км пробега.
При этом часто заменяются масла, не потерявшие своего качества. В других случаях наоборот, техника работает на маслах, утративших свои физико-химические и эксплуатационные свойства. Недостатком такой системы является повышенный расход масла, достигающий 50% и выше расходов на эксплуатацию автотранспортных средств, а также снижение их технической надежности.
Многие отечественные и зарубежные специалисты считают необходимым пересмотреть сроки службы моторных масел. Но научно-обоснованных критериев, позволяющих нормировать эту продолжительность, пока нет. Поэтому в эксплуатации придерживаются норм, рекомендованных разработчиками машин и оборудования. То есть норм, которые не учитывают реальную работоспособность и фактическое состояние смазочных материалов.
В практике эксплуатации автомобильного парка на некоторых автотранспортных предприятиях для анализа качества работающего моторного масла применяются различные методы экспресс-анализа, у которых один общий недостаток: контроль качества осуществляется по отдельным, немногочисленным параметрам моторного масла. При этом отсутствует полная картина состояния и остаточного ресурса масла.
Поэтому разработка методики определения остаточного ресурса работающего моторного масла является актуальной задачей. В силу этого разработка математической модели процесса старения моторного масла представляет определенную научную и практическую значимость.
В рассматриваемой проблеме моделью является работающее моторное масло и его физико-химические параметры, а математической моделью – система математических соотношений, описывающих процесс старения моторного масла
Для разработки математической модели старения работающего моторного масла были использованы результаты исследования изменения физико-химических показателей моторного масла от величины пробега автомобиля. Исследования проводились в автохозяйстве предприятия «ХиммашТранспорт» г. Пензы. Парк автомобилей составляли седельные тягачи марки IVECO, исследованию подвергалось масло LiquMoli.
Физико-химические показатели моторного масла определялись по стандартным методикам. Графики зависимостей показателей качества моторного масла от пробега автомобиля представлены на рис. 1-6
Из анализа графиков рис. 1-6 следует, что между физико-химическими показателями моторного масла существует корреляционная связь. Наличие корреляционной связи между характеристиками моторного масла подтверждается и в ряде других работ [1].
Наличие корреляционной связи между ФХП моторного масла дает возможность, используя теорию подобия [2], по измеренным значениям одного параметра определять состояние моторного масла в зависимости от пробега автомобиля.
Согласно теории подобия, связь между определяемой переменной Yi и определяющей переменной Y определяется выражением:

где: КYi – коэффициент подобия.
Если известны переменные Yi и Y , то коэффициент подобия КYi определяется выражением:
.gif)
Из анализа графиков 1-6 видно, что законы изменения физико-химических параметров моторного масла от величины пробега автомобиля не являются линейными. Поэтому коэффициент подобия КYi удобно представлять в виде графика КYi= f(Д) как функцию от дальности пробега автомобиля.
Т.к. физико-химические параметры моторного масла имеют разную размерность, то и коэффициент подобия КYi не будет безразмерным. Размерный коэффициент КYi в теории подобия называется симплексом подобия.
В качестве определяющей величины для разработки математической модели примем диэлектрическую проницаемость моторного масла ?. Следует отметить, что диэлектрическая проницаемость есть величина безразмерная, поэтому симплексы подобия для определяемых физико-химических параметров моторного масла будут иметь соответствующую им размерность.
Расчетные значения симплексов подобия для физико-химических параметров моторного масла представлены в табл. 1 .
Таблица 1 Расчетные значения симплексов подобия ФХП моторного масла
Пробег автомобиля Д, 103 км |
0
|
5
|
10
|
15
|
20
|
25
|
Диэлектрическая проницаемость, ? |
2,05
|
2,065
|
2,074
|
2,085
|
2,09
|
2,092
|
![]() |
4,98
|
4
|
3,5
|
3,12
|
2,78
|
2,63
|
![]() |
430,73
|
426,25
|
423,72
|
421,34
|
420,1
|
419,55
|
![]() |
0,454
|
0,266
|
0,145
|
0,062
|
0,024
|
0,005
|
![]() |
112,2
|
105,08
|
100,77
|
98,8
|
97,13
|
96,08
|
![]() |
0
|
96,85
|
180,81
|
263,79
|
354,07
|
430,21
|
![]() |
6,24
|
5,71
|
5,26
|
4,8
|
4,55
|
4,37
|
По расчетным значениям симплексов подобия были построены соответствующие графики. Обработка расчетных значений производилась с применением пакета прикладных программ для решения задач и технических вычислений Exel.
Графики симплексов подобия в функции дальности пробега автомобиля приведены на рис. 7-12.
Уравнения кривых симплексов подобия имеют вид:
- для кинематической вязкости ММ: | ![]() |
- для температуры вспышки ММ: | ![]() |
- для загрязненности ММ: | ![]() |
- для щелочного числа ММ: | ![]() |
- для плотности ММ: | ![]() ![]() |
- для оптической плотности ММ: | ![]() |
Приведенные выше уравнения являются математической моделью процесса старения моторного масла в зависимости от пробега автомобиля, т.к. дают возможность определить текущее состояние моторного масла по определенным показателям его работоспособности в зависимости от пробега автомобиля. Физико-химические параметры моторного масла определяются как произведение соответствующего симплекса подобия Кyi на величину измеренного значения диэлектрической проницаемости ? для фиксированного значения пробега автомобиля на момент тестирования моторного масла.
Пример расчета кинематической вязкости моторного масла.
Определить кинематическую вязкость моторного масла, если:
- пробег автомобиля составляет 7500 км;
- измеренное значение диэлектрической проницаемости моторного масла ? = 2,07.

Рис. 13 Алгоритм расчета физико-химических параметров моторного масла
Решение.
1. По графику симплекса подобия кинематической вязкости моторного масла К? = f(L) определить значение К? для пробега 7500 км: К? =5,5;
2. Измеренное значение диэлектрической проницаемости моторного масла ? = 2,07 при пробеге автомобиля 7500 км;
3. Определить значение кинематической вязкости моторного масла при 100 оС по формуле:
ν = Кν · ? = 5,5 ·2,07 = 11,385 мм2/с;
4. Сделать соответствующий вывод о запасе ресурса моторного масла по вязкости и необходимости его замены.
Алгоритм расчета физико-химических параметров моторного масла по предлагаемой методике с применением пакета прикладных программ для решения задач и технических вычислений Matlab и Exel приведен на рис. 13.
В сравнении с методами ГОСТ применение разработанной математической модели позволит значительно снизить трудоемкость, сократить время и упростить определение показателей качества моторного масла. А значит можно организовать мониторинг качества моторного масла в процессе эксплуатации транспортных средств и производить замену моторного масла по фактическому состоянию.
Библиографический список
- Долгова, Л.А., Обеспечение рационального ресурса моторного масла в двигателях [Текст] / Л.А. Долгова, В.В. Салмин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2012. – № 2-1. –С. 46-56.
- Веников, В.А. Теория подобия и моделирования. Учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Веников. – 2-е изд., доп. и перераб., 1976. – 479 с.
- Исследование изнашивания прецизионных деталей дизельной топливной аппаратуры [Текст] / А.В. Новичков, Е.В.Новиков, Е.Г. Рылякин, А.В. Лахно, П.И. Аношкин // Международный научный журнал. – 2014. – № 3. – С. 108-111.