ПРОБЛЕМА ПЕРВОСТЕПЕННОСТИ РОЛИ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Шмелева Анна Николаевна
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
д.э.н., профессор кафедры «Теории менеджмента и бизнес-технологий»

Аннотация
В статье рассматривается вопрос роли руководства предприятия в обеспечении результативности и эффективности СМК на основе анализа ряда научных публикаций по данной проблеме. Обосновывается тезис необходимости развития перечня процессов СМК «Ответственность руководства», критериев их результативности и механизмов управления ими.

Ключевые слова: менеджмент, ответственность руководства, система качества


PROBLEM OF PRIMACY OF A ROLE OF THE MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE IN ENSURING PRODUCTIVITY AND EFFICIENCY OF SYSTEMS OF QUALITY MANAGEMENT

Shmeleva Anna Nikolaevna
Plekhanov Russian University of Economics
Dr.Econ.Sci., professor of chair "Theories of Management and Business Technologies"

Abstract
In article the question of a role of the management of the enterprise in ensuring productivity and efficiency of systems of quality management on the basis of the analysis of a number of scientific publications on this problem is considered. The thesis of need of development of the list of processes of systems of quality management "Responsibility of the management", criteria of their productivity and mechanisms of management of them locates.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шмелева А.Н. Проблема первостепенности роли руководства предприятия в обеспечении результативности и эффективности систем менеджмента качества // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/48646 (дата обращения: 14.03.2024).

Проблема первостепенности роли руководства предприятия в обеспечении результативности и эффективности СМК обозначена в работах Джурана Д., Воронина Г.П., Жигуновой Н.М., Скрипко Л.Е., Механцевой К.Ф., Максакова А.Б., Ратникова Ю.А., Машкина В.И. [1-6], Тавера Е.И., Анастасиади Г.П., Парфеновой Е.Е., Сильникова М.В., Джхуняна В.Л., Михайловой А.Н., Никольской Т.Г. [7-9] и др.

Джуран Д. в качестве необходимого условия эффективного управления качеством на предприятиях называет «интенсивное персональное участие высшего уровня руководства в разработке общефирменного подхода и дальнейшей его реализации» [10].

Воронин Г.П. – президент Всероссийской организации качества, справедливо указывает, что при внедрении СМК по стандартам ИСО серии 9000, «руководящие должности должны занимать грамотные, умелые лидеры, осознающие необходимость решения проблемы качества, способные увлечь этой идеей и повести за собой коллег и партнеров» [11].

Тавер Е.И. указывает, что «управление является условием, необходимым для обеспечения качества… Именно управление связывает требования и процессы с персоналом, ресурсами и финансами, организуя деятельность по выпуску товара».

Рахлин К.М. в работе «О некоторых особенностях внутреннего обмена информацией» [12] полагает, что «именно от персонала любой организации во многом зависит реализация основных принципов СМК; именно «человеческий фактор» является определяющим в эффективном функционировании и постоянном совершенствовании СМК». Он же в работе «Тенденции развития систем менеджмента качества» [13] отмечает, что «не только в СМК, но и в формировании современного менеджмента организации нельзя лидерство высшего руководства перекладывать на плечи уполномоченного представителя про СМК, оставляя высшему руководству роль только наблюдателя. К сожалению, на практике такое положение встречается достаточно часто, что существенно влияет на результативность как СМК, так и общего менеджмента организации».

В соавторстве с Алексеевым Д.И., Рахлин К.М. в работе «Менеджмент качества и качество менеджмента – европейский опыт» [14] в очередной раз подтверждая свою позицию по данному вопросу, формулируют следующий тезис: «Лидерство руководства можно назвать одним из решающих факторов, способствующих достижению делового совершенства».

Анастасиади Г.П., Парфенова Е.Е., Сильников М.В. считают, что «справедливо утверждение, что качество начинается с руководителей… А неудовлетворительная работа руководителей влечет за собой несоответствующее качество продукции… Реализация элемента об ответственности руководства в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 является одним из ключевых моментов на стадии разработки, внедрения и сертификации современной системы управления качеством… Реализованные в рамках стандартов ИСО системы менеджмента качества современных предприятий без правильного понимания роли высшего руководства организации рискуют выродиться в очередную бюрократическую кампанию и принести предприятию дополнительные убытки и разочарование персонала и потребителей в самой идее соответствия международным стандартам качества. Переход на новую редакцию ИСО невозможен без вовлеченности и искренней заинтересованности руководителей в улучшении качества – от качества продукции до качества управления».

Джхунян В.Л., Михайлова А.Н., Никольская Т.Г. отмечают, что «для решения задач качества менеджмент предприятия должен обладать необходимой компетентностью и быть мотивирован адекватно личностным потребностям… Управление человеческим ресурсом … позволит целенаправленно повышать компетентность управленцев, адекватно мотивировать их деятельность».

Шестаков А.Л. в работе «Законы Системы качества» [15] высказывает мысль, что «управление качеством может быть если не интегрирующей идеей для системы управления предприятием, то хотя бы одним из тех видов управления, которые заслуживают внимания высших руководителей. В противном случае системы качества будут оставаться вне основных мероприятий и планов системы управления».

Скрипко Л.Е. разрабатывая классификацию процессов СМК как основу построения процессной модели, замечает, что «наиболее мобильными, постоянно адаптирующимися к изменяющимся условиям бизнеса являются процессы менеджмента, призванные обеспечивать постановку и реализацию целей и задач организации, а также взаимосвязь и оптимизацию всех ее процессов. Процессы менеджмента – это в некотором роде обеспечивающие процессы. Они не оказывают прямого влияния на стоимость продукции, но добавляют ценность организации» [16].

Некоторые специалисты в области управления [17], предлагают в силу важности данных процессов классифицировать их в отдельную группу и определить ее как процессы высшего уровня.

Механцева К.Ф. справедливо отмечает, что «менеджер нового поколения будет не контролировать и обеспечивать качество, а исследовать его и управлять им» [18].

Максаков А.Б. в работе «Качественная система менеджмента должна давать реальную отдачу бизнесу» утверждает, что «качественная система менеджмента, рассматриваемая, анализируемая и выстраиваемая с позиции полезности для бизнеса и эффективности такого сотрудничества – наиболее перспективный путь развития любой организации».

Машкин В.И. – автор подхода к оценке эффективности менеджмента предприятия «Позиционная диагностика систем управления» полагает, что «именно от управленцев зависит, насколько глубоко продуманы и доведены до каждого члена коллектива цели и стратегия деятельности, насколько последовательно выстроена система мотивации и применяется ли она регулярно в повседневном управлении, насколько полно учтены способности работников и потенциал коллектива, чтобы обеспечить возможность реализации принятой стратегии».

Однако, данные работы лишь обозначают проблему необходимости оценки и повышения ответственности и вовлеченности руководства предприятия – ключевого звена системы качества в вопросы развития и совершенствования СМК российских компаний, без определения перечня процессов СМК «Ответственность руководства», критериев результативности, методологии оценки результативности и эффективности данных процессов СМК.

Во многих случаях деятельность руководства ограничивается установлением целей по качеству и делегированием полномочий по их достижению своим подчиненным.

Как справедливо указывает Версан В.Г.: «Рациональное разделение и кооперация труда в сфере управления предприятием обеспечиваются функциональным подходом, сущность которого состоит в выделении совокупности функций управления как обособившихся видов управленческого труда. Функциональный подход имеет ряд существенных недостатков: сложность взаимодействия руководителей и специалистов подразделений в процессе подготовки и принятия решения; наличие межфункциональных барьеров; проблемы в организации информационных потоков и т.д.» [19]. Стоит отметить, что все перечисленные недостатки проецируются и на функциональное управление качеством на предприятии.

Таким образом, очевидной становится проблема интеграции традиционно применяемой на российских предприятиях функциональной структуры управления и процессного менеджмента, заложенного в основу реализации СМК по стандартам ИСО 9000, что инициирует решение вопроса по формированию перечня процессов СМК «Ответственность руководства», критериев их результативности и механизмов управления ими.


Библиографический список
  1. Жигунова Н.М. Методология улучшения деятельности организаций на основе процессного подхода // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Качество менеджмента и процессный подход». Москва: НТК «Трек». 2005;
  2. Скрипко Л.Е. Классификация процессов системы менеджмента качества как основа построения процессной модели // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Качество менеджмента и процессный подход». Москва: НТК «Трек». 2005;
  3. Механцева К.Ф. Процессный подход к оценке эффективности СМК // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Качество менеджмента и процессный подход». Москва: НТК «Трек». 2005;
  4. Максаков А.Б. Качественная система менеджмента должна давать реальную отдачу бизнесу;
  5. Ратников Ю.А. Внутренний «поставщик-потребитель». Находка для руководителя // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Качество менеджмента и процессный подход». Москва: НТК «Трек». 2005;
  6. Машкин В.И. Система 5П. Развивающее управление // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Качество менеджмента и процессный подход». Москва: НТК «Трек». 2005.
  7. Тавер Е.И. Роль управления в обеспечении качества продукции // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Системы менеджмента качества. Проблемы и тенденции развития». Москва: НТК «Трек». 2005;
  8. Анастасиади Г.П., Парфенова Е.Е., Сильников М.В. Руководство предприятия – ключевое звено системы менеджмента // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Системы менеджмента качества. Проблемы и тенденции развития». Москва: НТК «Трек». 2005;
  9. Джхунян В.Л., Михайлова А.Н., Никольская Т.Г. Модель диагностики управленческой деятельности в системе менеджмента качества // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Системы менеджмента качества. Проблемы и тенденции развития». Москва: НТК «Трек». 2005.
  10. Джуран Д. Высший уровень руководства и качество // Все о качестве. Зарубежный опыт. Научно-технический сборник. Москва: НТК «Трек». 2002.
  11. Воронин Г.П. О Всероссийской организации качества // Менеджмент качества. – 2009. – №3. – С.182-188.
  12. Рахлин К.М. О некоторых особенностях внутреннего обмена информацией // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Системы менеджмента качества. Проблемы и тенденции развития». Москва: НТК «Трек». 2005.
  13. Рахлин К.М. Тенденции развития систем менеджмента качества // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Системы менеджмента качества. Проблемы и тенденции развития». Москва: НТК «Трек». 2005.
  14. Алексеев Д.И., Рахлин К.М. Менеджмент качества и качество менеджмента – европейский опыт // Все о качестве. Зарубежный опыт. Научно-технический сборник «Искусство управлять». Москва: НТК «Трек». 2004.
  15. Шестаков А.Л. Законы Системы качества // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Системы менеджмента качества. Проблемы и тенденции развития». Москва: НТК «Трек». 2005.
  16. Скрипко Л.Е. Классификация процессов системы менеджмента качества как основа построения процессной модели // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Качество менеджмента и процессный подход». Москва: НТК «Трек». 2005.
  17. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / Под общей ред. Герасимовой Г.Е. – М.: ООО «НТК «Трек», 2005. – 168с.
  18. Механцева К.Ф. Процессный подход к оценке эффективности СМК // Все о качестве. Отечественные разработки. Научно-технический сборник «Качество менеджмента и процессный подход». Москва: НТК «Трек». 2005.
  19. Версан В.Г. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода // Стандарты и качество. 2009. – №3. – С.78-83.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шмелева Анна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация