По состоянию на начало 2014 года российская нефтяная промышленность ищет подходы для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти из месторождений, разработка на большинстве из которых началась ещё во времена СССР, а также запасов находящихся в таких сложных геологических структурах как Баженовская свита. Для разработки таких запасов необходимы значительные объёмы бурильных работ, работ по капитальному ремонту скважин, что в настоящее время нефтегазодобывающие компании осуществляют с помощью представителей нефтегазосервисного бизнеса.
Становление нефтегазосервисного рынка в России можно разделить на несколько этапов. Во времена СССР предоставлением нефтесервисных услуг занимались специальные подразделения нефтегазодобывающих предприятий. При этом расцвет нефтегазовой отрасли приходится на 60-80-е годы XX века. В этот период происходит освоение месторождений Западной Сибири, формируется значительная производственно-техническая база, высокий уровень специализированного отраслевого образования персонала.
Период 1991-1999 годов отметился приватизации нефтяных компаний, в течение которого происходит небольшой рост добычи нефти и газа, небольшое оживление рынка нефтесервисных услуг. Нефтесервисные услуги по-прежнему оказываются специальными подразделениями нефтегазовых компаний (Лукойл-Бурение, Газпром-Бурение и т.д.). Инвестиции в нефтесервисную отрасль минимальны, что приводит к росту износа и устареванию материально-технической базы.
В период 1999-2002 годов, начинается постепенный вывод нефтесервисных компаний в отдельные предприятия, но фактически они оставались аффилированными предприятиями, которые обслуживали потребности материнской компании. На российском рынке начинают активно работать крупнейшие мировые нефтесервисные ТНК: Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, BJ Services и другие. Этот период можно считать началом формирования независимого национального нефтесервисного рынка, до этого услуги для нефтегазовой отрасли оказывались только двумя способами: иностранными компаниями, либо предоставлялись в рамках нефтегазовых компаний.
С 2002 года происходит активное формирование нефтесервисной отрасли, аффилированные нефтесервисные структуры продаются стратегическим инвесторам, интенсивно проходит процесс слияний и поглощений. В конце 2004 года сервисные подразделения компании ОАО «НК Лукойл» выходят из состава корпорации и появляется новый субъект российского нефтесервисного рынка: ООО «Буровая Компания Евразия». В мае 2009 года происходит завершение сделки по продаже нефтесервисных подразделений компании ТНК-BP американо-швейцарской Weatherford и т.д. В это же период проводятся значительные инвестиции в развитие материально-технологической базы компаний и развитие персонала.[1, c. 2]
В настоящее время на рынке нефтесервисных услуг преобладают иностранные компании (по некоторым оценкам 65% рынка), такие как Schlumberger и Halliburton и у этой ситуации есть объективные причины. Российские компании, как правило, работают только на внутреннем рынке. У мировых нефтесервисных гигантов, перед отечественными компаниями есть ряд преимуществ. У них очень дешевые кредиты, у них самые современные технологии. Их проекты, расположенные по всему миру, сбалансированы настолько, что они выходят на определенную среднюю рентабельность, позволяющую в определенных регионах зарабатывать больше, а где-то снизить цены и заработать меньше, сохранив стабильность компании. И, что очень важно, они могут прогнозировать на несколько лет вперед свое участие в российском бизнесе. Таким образом, у иностранных компаний есть возможность в условиях жесточайшей конкуренции не только победить, но и задавить весь российский нефтесервис.
Комитет Государственной думы по энергетике видит роль государства в поддержке отечественного нефтесеривиса в первую очередь, в создании условий для трансфера передовых технологий российским компаниям, в стимулировании развития отечественных сервисных компаний, в мониторинге ситуации на рынке нефтесервиса, в совершенствовании нормативно-правовой базы взаимодействия крупных компаний-потребителей услуг с поставщиками сервисных услуг.
Одним из способов поддержки российских нефтесервисных компаний на начальном этапе может стать совершенствование федерального законодательства в сфере закупок для юридических лиц, не менее пятидесяти процентов уставного капитала которых принадлежат Российской Федерации, т.е. для «государственных» нефтегазодобывающих компании (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром»). Такое совершенствование должно заключатся в наложении обязательств на такие компании по размещению тендеров, участниками которых могут быть только российские нефтесервисные компании, с обязательством оплаты выполненных работ не более чем в течение тридцати дней с даты приёмки. Россия уже использует похожую систему в государственных и муниципальных закупках для поддержки малого предпринимательства, государство, практически, обязуется размещать 15% от всех заказов только у субъектов малого предпринимательства.
Учитывая объёмы нефтесервисных закупок государственных компаний (ООО “РН-Юганскнефтегаз”, дочернее предприятие Роснефти, провела в 2013 году процедур закупок по бурению на сумму более 2-х миллиардов рублей) такие меры могли бы подтолкнуть российские нефтесервисные компании к развитию и созданию конкуренции для иностранных компаний.
Данное предложение нуждается в тщательной проработке, ведь иностранные компании используют самые современные, прогрессивные и передовые технологии, а значит, для отрасли в целом, выгодней привлекать именно иностранных нефтесервисников. Но существует риск, что российский нефтесервисный рынок, выручка которого оценивается в 25 млрд. рублей, целиком будет зависеть от зарубежных компаний и технологий, как это произошло со странами Латинской Америки – они целиком зависят от нефтесервисных компаний США.
Библиографический список
- Чуев Д.Э. Обзор российского рынка нефтесервисных услуг. URL: http://www.oil-gas.ru/userfiles/obzor_rinka_Chuev_D_E%281%29.pdf
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014) “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”
- Дмитрий Шульман: У нефтесервиса в России хорошие перспективы URL: http://uralpolit.ru/news/press_center/interview/u-nefteservisa-v-rossii-khoroshie-perspektivy
- Меры государственной поддержки отечественного нефтегазосервисного сектора обсудили в Государственной Думе. URL: http://eepr.ru/2013/12/30/6011/