Термин «трудовой потенциал» возник и вошел в научный оборот в процессе изучения «человеческого капитала» в его движении от частного к общему и абстрактного к конкретному. По сложившемуся мнению «трудовой потенциал» характеризует нереализованные возможности человеческого фактора, которые проявляются в ходе развивающегося и непрерывного многостороннего процесса. Отсюда можно сделать вывод, что трудовой потенциал организации, имеет две стороны, одна из которых обеспечивает условия для развития потенциала работника, а другая выявляет новые качества, которые возникают при совместной и целенаправленной работе работников и групп [1].
Принятие правильных решений, когда регулярно и в короткие сроки происходит усложнение деятельности предприятий в связи с многочисленными факторами воздействий, как извне, так и изнутри, может значительно обезопасить предприятие от рисков и непредвиденных последствий.
В современном мире для сохранения стабильности и процветания организации требуется постоянная работа по ее совершенствованию и реорганизации, которые выведут ее на новый уровень. Различные виды анализа – моделирования, сценариев, исследований, социально-психологической подготовки, различных видов тренинга, консультирования, развития руководителей, организационного развития – относятся к методам и техникам, которые помогут повысить эффективность хозяйственной деятельности. Каждая организация имеет свою специфику, индивидуальную историю своего развития и множество других специфических особенностей, что требует индивидуального подхода при выборе игровых методик.
Основная цель игры – нахождение наилучшего варианта решения проблемы, которое впоследствии возможно будет реализовать. Отличительной чертой этих методов являются получение новых решений. На основе найденного решения разрабатываются проект и программа его внедрения. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны и обоснованы. Осуществление полученного решения производится через проектирование. Содержание проектов – это проработанная в деталях картина будущего состояния объекта, которая была получена в результате осуществления инновационного решения. Лучшие результаты достигаются, когда в игре разрабатывается два и более проекта. В проекте должны отражаться все возможные проблемы предприятия, которые помогут наиболее полно отразить намеченные для достижения цели. Когда будет разработан проект нововведения, необходимо задать программу, которая будет включать все этапы реорганизации, с обозначением ролей каждого участника и руководителей в процессе преобразований. Программа должна включать основные проблемы, цели, организационные мероприятия, результаты и последствия от реализации проекта, определены факторы, которые могут помешать или способствовать внедрению данного проекта.
Одним из основных задач является обучение участников способам ориентации в непредвиденных и сложных ситуациях, решение проблем, и достижение целей в игре. В ходе обучения организатор предлагает новые способы трудовой и управленческой деятельности для более эффективного решения вопросов и их практического освоения. На следующем этапе обучения необходимо создать обстановку для нахождения собственных решений, позиций. Поведение в новых обстоятельствах требует обновленных навыков и умений.
Тренировка должна помочь участникам в ориентации на новые методы достижения намеченных целей. В ходе тренировки группы и индивиды повышают свою квалификацию в этих вопросах, решая такие задачи как тренировка умения общаться в группе, взаимодействия между собой, инновационного поведения в целом, с помощью специальных упражнений, выполняемых индивидом или группой до 7 человек.
Наиболее важным моментом в практике деловых игр является ее развивающее воздействие на организацию. Необходимо отметить, что игры используются именно для развития трудового потенциала. В ходе игры образуются ситуационные структуры и группы, содержащие в себе элементы новых технологий деятельности и взаимодействия, которые в дальнейшем помогут организации перейти на другие фазы развития. Игра способствует возможностям участников выработать инновационные решения для конкретной организации. Игроки обучаются нестандартному мышлению, групповой работе, постановке проблем, аналитическим процедурам, критике и т. д., обучаются правильно ориентироваться в сложных ситуациях, овладевают новыми средствами и умением их использовать. Формы работы заставляют участников находить различные ноу-хау, способы работы, сообразительности, умения представить и анализировать ситуацию.
За счет тех участников игры, которые смогли найти наиболее правильные решения, приспособленные к быстроразвивающимся технологиям, когда происходит быстрое устаревание информации, организации смогут достичь лучших результатов в короткие сроки. Степень достигнутых результатов игры будет зависеть также от интеллектуальной составляющей трудового потенциала участников игры. [4].
В ходе игры участникам могут открыться «раковые опухоли» предприятия и они начинают осознавать необходимость удаления этих «опухолей», для обеспечения условии жизнедеятельности организации, что в дальнейшем может позволить не допускать возникновения новых проблем.
Таким образом, инновационная игра – это новый метод, за счет которого организация может выйти на другой, более современный уровень развития, а также способ выявить скрытые резервы трудового потенциала игроков. Игровые методики позволяют организации найти наиболее действенные методы и механизмы ее развития, которые позволят принять стратегические решения, и повысят эффективность трудовой и управленческой деятельности.
Библиографический список
- Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -192с.
- Аминева Р.Р. Многоцелевой характер деловой игры / А.А. Рабцевич, Р.Р. Аминева // Nauka- Rastudent.ru. – 2014. – №10. С.3.
- Бабкин В.Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении. – М.: Новое знание, 2003.
- Корнеева Л. Интерактивные методы обучения // Высшее образование в России. – 2004. – №12. С.105-108.
- Сорокина Н.Т. Программа инновационной игры. – Ярославль: ЯФ ИПК Нефтехим, 1982.
- Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2014. – №6. С.665-667.
Количество просмотров публикации: Please wait