ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Бикметова Эльвина Маратовна
Башкирский государственный университет
Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена описанию основных этапов проведения деловых игр по развитию трудового потенциала предприятия. Кроме этого, рассматриваются назначение и структура деловых игр по развитию трудового потенциала.

Ключевые слова: игровые методики, развитие трудового потенциала.


GAME DEVELOPMENT METHODS LABOR POTENTIAL OF ENTERPRISE

Bikmetova Elvina Maratovna
Bashkir State University
Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
This article describes the main phases of business games on development of labor potential of the enterprise. In addition, it describes the purpose and structure of business games on the development of labor potential.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бикметова Э.М. Игровые методики развития трудового потенциала предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47595 (дата обращения: 26.03.2024).

Термин «трудовой потенциал» возник и вошел в научный оборот в процессе изучения «человеческого капитала» в его движении от частного к общему и абстрактного к конкретному. По сложившемуся мнению «трудовой потенциал» характеризует нереализованные возможности человеческого фактора, которые проявляются в ходе развивающегося и непрерывного многостороннего процесса. Отсюда можно сделать вывод, что трудовой потенциал организации, имеет две стороны, одна из которых обеспечивает условия для развития потенциала работника, а другая выявляет новые качества, которые возникают при совместной и целенаправленной работе работников и групп [1].

Принятие правильных решений, когда регулярно и в короткие сроки происходит усложнение деятельности предприятий в связи с многочисленными факторами воздействий, как извне, так и изнутри, может значительно обезопасить предприятие от рисков и непредвиденных последствий.

В современном мире для сохранения стабильности и процветания организации требуется постоянная работа по ее совершенствованию и реорганизации, которые выведут ее на новый уровень. Различные виды анализа – моделирования, сценариев, исследований, социально-психологической подготовки, различных видов тренинга, консультирования, развития руководителей, организационного развития – относятся к методам и техникам, которые помогут повысить эффективность хозяйственной деятельности. Каждая организация имеет свою специфику, индивидуальную историю своего развития и множество других специфических особенностей, что требует индивидуального подхода при выборе игровых методик.

Основная цель игры – нахождение наилучшего варианта решения проблемы, которое впоследствии возможно будет реализовать. Отличительной чертой этих методов являются получение новых решений. На основе найденного решения разрабатываются проект и программа его внедрения. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны и обоснованы. Осуществление полученного решения производится через проектирование. Содержание проектов – это проработанная в деталях картина будущего состояния объекта, которая была получена в результате осуществления инновационного решения. Лучшие результаты достигаются, когда в игре разрабатывается два и более проекта. В проекте должны отражаться все возможные проблемы предприятия, которые помогут наиболее полно отразить намеченные для достижения цели. Когда будет разработан проект нововведения, необходимо задать программу, которая будет включать все этапы реорганизации, с обозначением ролей каждого участника и руководителей в процессе преобразований. Программа должна включать основные проблемы, цели, организационные мероприятия, результаты и последствия от реализации проекта, определены факторы, которые могут помешать или способствовать внедрению данного проекта.

Одним из основных задач является обучение участников способам ориентации в непредвиденных и сложных ситуациях, решение проблем, и достижение целей в игре. В ходе обучения организатор предлагает новые способы трудовой и управленческой деятельности для более эффективного решения вопросов и их практического освоения. На следующем этапе обучения необходимо создать обстановку для нахождения собственных решений, позиций. Поведение в новых обстоятельствах требует обновленных навыков и умений.

Тренировка должна помочь участникам в ориентации на новые методы достижения намеченных целей. В ходе тренировки группы и индивиды повышают свою квалификацию в этих вопросах, решая такие задачи как тренировка умения общаться в группе, взаимодействия между собой, инновационного поведения в целом, с помощью специальных упражнений, выполняемых индивидом или группой до 7 человек.

Наиболее важным моментом в практике деловых игр является ее развивающее воздействие на организацию. Необходимо отметить, что игры используются именно для развития трудового потенциала. В ходе игры образуются ситуационные структуры и группы, содержащие в себе элементы новых технологий деятельности и взаимодействия, которые в дальнейшем помогут организации перейти на другие фазы развития. Игра способствует возможностям участников выработать инновационные решения для конкретной организации. Игроки обучаются нестандартному мышлению, групповой работе, постановке проблем, аналитическим процедурам, критике и т. д., обучаются правильно ориентироваться в сложных ситуациях, овладевают новыми средствами и умением их использовать. Формы работы заставляют участников находить различные ноу-хау, способы работы, сообразительности, умения представить и анализировать ситуацию.

За счет тех участников игры, которые смогли найти наиболее правильные решения, приспособленные к быстроразвивающимся технологиям, когда происходит быстрое устаревание информации, организации смогут достичь лучших результатов в короткие сроки. Степень достигнутых результатов игры будет зависеть также от интеллектуальной составляющей трудового потенциала участников игры. [4].

В ходе игры участникам могут открыться «раковые опухоли» предприятия и они начинают осознавать необходимость удаления этих «опухолей», для обеспечения условии жизнедеятельности организации, что в дальнейшем может позволить не допускать возникновения новых проблем.

Таким образом, инновационная игра – это новый метод, за счет которого организация может выйти на другой, более современный уровень развития, а также способ выявить скрытые резервы трудового потенциала игроков. Игровые методики позволяют организации найти наиболее действенные методы и механизмы ее развития, которые позволят принять стратегические решения, и повысят эффективность трудовой и управленческой деятельности.


Библиографический список
  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -192с.
  2. Аминева Р.Р. Многоцелевой характер деловой игры / А.А. Рабцевич, Р.Р. Аминева // Nauka- Rastudent.ru. – 2014. – №10. С.3.
  3. Бабкин В.Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении. – М.: Новое знание, 2003.
  4. Корнеева Л. Интерактивные методы обучения // Высшее образование в России. – 2004. – №12. С.105-108.
  5. Сорокина Н.Т. Программа инновационной игры. – Ярославль: ЯФ ИПК Нефтехим, 1982.
  6. Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2014. – №6. С.665-667.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Эльвина Бикметова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация