МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Прошкина Оксана Николаевна1, Корнева Мария Александровна1
1Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, магистрант

Аннотация
This article contains a comprehensive research of conditions for the development of small and medium-sized businesses in Russia. The paper reveals the basic features of small and medium-sized enterprises (SMEs). The author analyzes sociological surveys and statistics. Then they identify the main problems which inhibit development of SMEs and depress economic growth in the country. This article also suggests possible development prospects of business in difficult political and economic conditions.

Ключевые слова: административные барьеры, малый бизнес, МСП, предпринимательский климат, предпринимательство, смесь, средний бизнес


SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Proshkina Oksana Nikolaevna1, Korneva Mariia Aleksandrovna1
1Saint-Petersburg State University of Economics, master student

Abstract
Статья содержит комплексное исследование условий развития малого и среднего бизнеса в современных условиях. В работе раскрываются основные функции, субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). На основе проведённого анализа социологических опросов и статистических данных выявляются главные проблемы, тормозящие развитие МСП и, как следствие, препятствующие экономическому росту в стране. Также в статье рассматриваются возможные перспективы развития предпринимательского сектора в сложных политических и экономических условиях.

Keywords: administrative barrier, business climate, enterprise, medium business, small business


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прошкина О.Н., Корнева М.А. Малое и среднее предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47097 (дата обращения: 29.03.2024).

Законодательство Российской Федерации разделяет предпринимательскую деятельность на малую, среднюю и крупную.  Динамика экономического роста страны предполагает оптимальное соотношение субъектов предпринимательства различных уровней. В постоянно меняющихся рыночных условиях малое и среднее предпринимательство (МСП) выступает в качестве буфера и стабилизатора. Стабильность в социально-экономической сфере жизни общества достигается путём предоставления основной части рабочих мест, формирования среднего  класса, как показателя уровня жизни в государстве, повышения конкурентоспособности страны во всевозможных сферах жизни общества. Условно все функции МСП можно разделить в две группы: экономические функции и социальные.

К экономическим относятся такие функции, как:

  • предоставление рабочих мест;
  • производство товаров и услуг и приближение их к потребителю;
  • сравнительно быстрое освоение новых видов товаров и услуг;
  • развитие отраслей неинтересных крупным компаниям;
  • создание и интеграция инноваций;
  • пополнение федерального и местного бюджета путём налоговых платежей.

Социальными функциями малого предпринимательства являются:

  • предоставление людям возможности самореализации;
  • использование труда социально уязвимых слоёв общества (инвалидов, пенсионеров, молодых специалистов, учащихся и др.), которые не в состоянии работать в крупных организациях;
  • удовлетворение потребности людей в общении в сфере обслуживания.

Одна из самых важных функций МСП заключается в создании и интеграции научно-технических инноваций [1]. Формирование постиндустриального общества не может проходить без инновационного развития, поэтому субъекты малого и среднего бизнеса играют значительную роль в развитии ведущих экономик мира.

Вопреки тому, что содействие развитию малого предпринимательства в Российской Федерации входит в перечень приоритетных задач, развитие МСП происходит крайне неравномерно. К сожалению, во многих регионах до сих пор не создано условий, способствующих формированию благоприятного предпринимательского климата.

В соответствии со статистикой, предложенной МСП Банком, в РФ доля занятых на малых и средних предприятиях от общего числа занятых на предприятиях составляет всего 27% в 2013 г. [5]. Для сравнения, в других странах этот показатель на порядок больше: Китай – 80%; США – 50%; Франция – 64% [5]. Ещё одним наглядным показателем является доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны. В России данная цифра дотягивает только до 21% [5]. В других странах с развитой экономикой процент намного выше: США – 50%; Китай – 60%; Франция 56% [5].

Общее количество МСП составляет 5,6 миллионов субъектов. Показатель сократился на 7,5% в 2013 г. по сравнению с предыдущим [6]. В 2013 году увеличилось количество регионов с отрицательной динамикой показателей состояния малого и среднего предпринимательства. На основе данных, представленных в таблице 1, можно сказать, что на данный момент времени существуют серьёзные проблемы, препятствующие развитию сектора МСП.

Таблица 1 Динамика ключевых показателей СМП по регионам [6]

Показатель Количество регионов с положительной динамикой показателя

2012 год

2013 год

Количество МСП

44

0

Среднесписочная численность занятых в МСП

40

26

Оборот МСП

45

39

Инвестиции в основной капитал

40

37

Если в 2012 году в 44 регионах наблюдался рост количества малых и средних предприятий, то в 2013 году ни в одном регионе не наблюдалась положительная динамика данного показателя [6]. Также на региональном уровне значительно снизились: среднесписочная численность занятых в МСП; оборот МСП; инвестиции в основной капитал.

Создано большое количество федеральных, региональных или муниципальных программ развития и поддержки субъектов МСП, оказывается поддержка в финансовой, консультативной, имущественной и информационной сфере.

В соответствии с данными проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» лишь 18% опрошенных людей, не имеющих собственное дело, и 26% бизнесменов позитивно охарактеризовали условия для предпринимательской деятельности [4]. Стоит отметить, что наметилась тенденция снижения показателя и приближения его к кризисному 2009 году.

Согласно статистики, представленной в исследованиях «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ» около трети интервьюированных уверены в том, что невозможно приспособиться к существующим административным барьерам [3]. В исследовании также обозначена проблема набора квалифицированного персонала, с которой не столкнулись лишь 21% опрошенных.

По данным Transparency International 2014 года РФ заняла 136 место по индексу восприятия коррупции (ИВК), рядом с Нигерией, Камеруном, Кыргызстаном и Ираном [7]. Значение ИВК показывает на сколько население обеспокоено проблемой коррумпированности, которая влияет на МСП. Зачастую коррупция позволяет более  крупным игрокам вытеснить малых и средних предпринимателей рынка. Также коррупция чиновников способствует уходу МСП в теневой бизнес, что препятствует дальнейшему экономическому развитию страны.

Сложная экономико-политическая ситуация, связанная с Украиной также оказывает определённое влияние на развитие МСП. С одной стороны, санкции введённые США и рядом стран ЕС, мешают работе предприятий, ориентированных на тесное сотрудничество с западными компаниями. С другой стороны введённое со стороны России эмбарго даёт возможность отечественным производителям занять освободившуюся нишу. Поскольку на данный момент времени экономика РФ крайне нестабильна, государство должно оказать помощь в минимизации рисков и закреплении малых и средних предпринимателей на рынке, пока другие иностранные товары не хлынули на отечественные прилавки.

В результате мониторинга статистики и проведённых опросов можно сказать, что в России ещё не создано благоприятного предпринимательского климата. Эффективность разработанного государством комплекса мер по поддержке МСП снижается всевозможными административными барьерами и непостоянством нормативно-правовой базы. Поэтому государству необходимо не только разработать программы развития и поддержки МСП, но и сформировать конкретные меры по борьбе с административными барьерами и коррупцией.


Библиографический список
  1. Виленский А. В. Особенности российского малого предпринимательства //Экономический журнал ВШЭ. – 2004. – Т. 8. – №. 2. – С. 246-256.
  2. Виленский А. В. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса //Вопросы экономики. – 2011. – №. 6. – С. 146-155.
  3. Индекс «ОПОРЫ РОССИИ». [Электронный ресурс] – URL: http://new.opora.ru/projects/index (дата обращения 10.01.2015)
  4. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013». [Электронный ресурс] – URL: http://www.gsom.spbu.ru/research/eship/projects/gem/ (дата обращения 10.01.2015)
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта 2013. [Электронный ресурс] – URL: http://mspbank.ru/files/analytical_center/analytical_reports/researches/analiz-may-2013.pdf (дата обращения 10.01.2015)
  6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] – URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/14952.html (дата обращения 10.01.2015)
  7. Центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International [Электронный ресурс] – URL: http://www.transparency.org.ru/nashi-publikatcii/o-nas-transperensi-interneshnl-rossiia (дата обращения 10.01.2015)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Прошкина Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация