Законодательство Российской Федерации разделяет предпринимательскую деятельность на малую, среднюю и крупную. Динамика экономического роста страны предполагает оптимальное соотношение субъектов предпринимательства различных уровней. В постоянно меняющихся рыночных условиях малое и среднее предпринимательство (МСП) выступает в качестве буфера и стабилизатора. Стабильность в социально-экономической сфере жизни общества достигается путём предоставления основной части рабочих мест, формирования среднего класса, как показателя уровня жизни в государстве, повышения конкурентоспособности страны во всевозможных сферах жизни общества. Условно все функции МСП можно разделить в две группы: экономические функции и социальные.
К экономическим относятся такие функции, как:
- предоставление рабочих мест;
- производство товаров и услуг и приближение их к потребителю;
- сравнительно быстрое освоение новых видов товаров и услуг;
- развитие отраслей неинтересных крупным компаниям;
- создание и интеграция инноваций;
- пополнение федерального и местного бюджета путём налоговых платежей.
Социальными функциями малого предпринимательства являются:
- предоставление людям возможности самореализации;
- использование труда социально уязвимых слоёв общества (инвалидов, пенсионеров, молодых специалистов, учащихся и др.), которые не в состоянии работать в крупных организациях;
- удовлетворение потребности людей в общении в сфере обслуживания.
Одна из самых важных функций МСП заключается в создании и интеграции научно-технических инноваций [1]. Формирование постиндустриального общества не может проходить без инновационного развития, поэтому субъекты малого и среднего бизнеса играют значительную роль в развитии ведущих экономик мира.
Вопреки тому, что содействие развитию малого предпринимательства в Российской Федерации входит в перечень приоритетных задач, развитие МСП происходит крайне неравномерно. К сожалению, во многих регионах до сих пор не создано условий, способствующих формированию благоприятного предпринимательского климата.
В соответствии со статистикой, предложенной МСП Банком, в РФ доля занятых на малых и средних предприятиях от общего числа занятых на предприятиях составляет всего 27% в 2013 г. [5]. Для сравнения, в других странах этот показатель на порядок больше: Китай – 80%; США – 50%; Франция – 64% [5]. Ещё одним наглядным показателем является доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны. В России данная цифра дотягивает только до 21% [5]. В других странах с развитой экономикой процент намного выше: США – 50%; Китай – 60%; Франция 56% [5].
Общее количество МСП составляет 5,6 миллионов субъектов. Показатель сократился на 7,5% в 2013 г. по сравнению с предыдущим [6]. В 2013 году увеличилось количество регионов с отрицательной динамикой показателей состояния малого и среднего предпринимательства. На основе данных, представленных в таблице 1, можно сказать, что на данный момент времени существуют серьёзные проблемы, препятствующие развитию сектора МСП.
Таблица 1 Динамика ключевых показателей СМП по регионам [6]
Показатель | Количество регионов с положительной динамикой показателя | |
2012 год |
2013 год |
|
Количество МСП |
44 |
0 |
Среднесписочная численность занятых в МСП |
40 |
26 |
Оборот МСП |
45 |
39 |
Инвестиции в основной капитал |
40 |
37 |
Если в 2012 году в 44 регионах наблюдался рост количества малых и средних предприятий, то в 2013 году ни в одном регионе не наблюдалась положительная динамика данного показателя [6]. Также на региональном уровне значительно снизились: среднесписочная численность занятых в МСП; оборот МСП; инвестиции в основной капитал.
Создано большое количество федеральных, региональных или муниципальных программ развития и поддержки субъектов МСП, оказывается поддержка в финансовой, консультативной, имущественной и информационной сфере.
В соответствии с данными проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» лишь 18% опрошенных людей, не имеющих собственное дело, и 26% бизнесменов позитивно охарактеризовали условия для предпринимательской деятельности [4]. Стоит отметить, что наметилась тенденция снижения показателя и приближения его к кризисному 2009 году.
Согласно статистики, представленной в исследованиях «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ» около трети интервьюированных уверены в том, что невозможно приспособиться к существующим административным барьерам [3]. В исследовании также обозначена проблема набора квалифицированного персонала, с которой не столкнулись лишь 21% опрошенных.
По данным Transparency International 2014 года РФ заняла 136 место по индексу восприятия коррупции (ИВК), рядом с Нигерией, Камеруном, Кыргызстаном и Ираном [7]. Значение ИВК показывает на сколько население обеспокоено проблемой коррумпированности, которая влияет на МСП. Зачастую коррупция позволяет более крупным игрокам вытеснить малых и средних предпринимателей рынка. Также коррупция чиновников способствует уходу МСП в теневой бизнес, что препятствует дальнейшему экономическому развитию страны.
Сложная экономико-политическая ситуация, связанная с Украиной также оказывает определённое влияние на развитие МСП. С одной стороны, санкции введённые США и рядом стран ЕС, мешают работе предприятий, ориентированных на тесное сотрудничество с западными компаниями. С другой стороны введённое со стороны России эмбарго даёт возможность отечественным производителям занять освободившуюся нишу. Поскольку на данный момент времени экономика РФ крайне нестабильна, государство должно оказать помощь в минимизации рисков и закреплении малых и средних предпринимателей на рынке, пока другие иностранные товары не хлынули на отечественные прилавки.
В результате мониторинга статистики и проведённых опросов можно сказать, что в России ещё не создано благоприятного предпринимательского климата. Эффективность разработанного государством комплекса мер по поддержке МСП снижается всевозможными административными барьерами и непостоянством нормативно-правовой базы. Поэтому государству необходимо не только разработать программы развития и поддержки МСП, но и сформировать конкретные меры по борьбе с административными барьерами и коррупцией.
Библиографический список
- Виленский А. В. Особенности российского малого предпринимательства //Экономический журнал ВШЭ. – 2004. – Т. 8. – №. 2. – С. 246-256.
- Виленский А. В. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса //Вопросы экономики. – 2011. – №. 6. – С. 146-155.
- Индекс «ОПОРЫ РОССИИ». [Электронный ресурс] – URL: http://new.opora.ru/projects/index (дата обращения 10.01.2015)
- Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013». [Электронный ресурс] – URL: http://www.gsom.spbu.ru/research/eship/projects/gem/ (дата обращения 10.01.2015)
- Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта 2013. [Электронный ресурс] – URL: http://mspbank.ru/files/analytical_center/analytical_reports/researches/analiz-may-2013.pdf (дата обращения 10.01.2015)
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] – URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/14952.html (дата обращения 10.01.2015)
- Центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International [Электронный ресурс] – URL: http://www.transparency.org.ru/nashi-publikatcii/o-nas-transperensi-interneshnl-rossiia (дата обращения 10.01.2015)