С учетом задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. на 2012-2014 гг. определены приоритетные цели регулирования социально-трудовой сферы [7].
Каковы же предварительные итоги реализации поставленных целей?
Первая цель – улучшение демографической ситуации.
В рамках данной цели предполагалось решать задачи содействия созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми.
По оценке органов государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 ноября 2014 г. составила 146,3 млн. человек, из них 2,4 млн. человек проживало в Крымском федеральном округе. По сравнению с началом года число жителей России возросло на 264,4 тыс. человек, или на 0,2% (на соответствующую дату предыдущего года – на 265,6 тыс. человек, или на 0,2%) [4].
В январе-октябре 2014 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 53 субъектах Российской Федерации) и уменьшение числа умерших (в 48 субъектах).
В целом по стране в январе-октябре 2014 г. число родившихся превысило число умерших на 37113 человек. При этом в 42 субъектах Российской Федерации наблюдается превышение числа умерших над числом родившихся, из них в 11 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-1,7 раза.
Итак, можно констатировать, что в целом демографическая ситуация в России имеет положительный тренд развития. Вместе с тем в некоторых субъектах наблюдается естественная убыль населения.
Вторая цель – разработка мер, направленных на повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, являются денежные доходы населения [1].
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), в 2013 г. по сравнению с 2012г. увеличились на 3,3%, в декабре 2013г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года – на 1,5%. Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в ноябре 2014 г., по оценке, составила 33088 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 9,6%, в январе-ноябре 2014 г. – на 9,7%. [9]
Реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Башкортостан в 2013 г. увеличились на 5,4% к уровню 2012 г. и cреднедушевой денежный доход сложился в сумме 23884,4 рубля в среднем за месяц [8].
Представленные данные свидетельствуют о повышении благосостояния населения страны и отдельных регионов.
Что касается неравенства населения по денежным доходам, то здесь также наблюдается положительная динамика. Так, коэффициент Джини снизился с 0,420 до 0,418, а децильный коэффициент 16,4 до 16,2 [9].
Третья цель – создание условий для повышения эффективности системы социальной защиты и доступности социального обслуживания населения, в первую очередь для пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целью государственной политики в области социальной защиты населения является повышение уровня материальной обеспеченности отдельных категорий населения, которые по объективным причинам нуждаются в государственной поддержке, это – семьи с детьми, инвалиды, граждане пожилого возраста, лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и другие.
Работа по достижению цели проводится по четырем направлениям:
- первое – социальные услуги доступны для всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
- второе – нуждающиеся граждане получают адресную социальную поддержку;
- третье – интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество станет реальностью;
- четвертое – объективное установление инвалидности.
Судить об эффективности системы социальной защиты можно как по цифрам официальной статистики, так и по мнению экспертов в области социальной защиты. Так, заместитель министра труда и социальной защиты населения А.Вовченко дает высокую оценку мерам государственной поддержки и социальной поддержки населения: «В 2013 году, государство начало выплачивать пособие на третьего и последующих детей, чего раньше никогда не было. В среднем оно составляет около 7 тысяч рублей и платится ежемесячно до достижения ребенком трехлетнего возраста. В том числе благодаря этой помощи мы видим очень хорошую статистику по рождаемости третьих детей».
Внимание уделяется и пожилым гражданам. Например, вводится совершенно новое понятие «социальное сопровождение». Его суть в том, что социальные работники отныне должны будут оказывать помощь и содействие пожилым людям в получении самых разных необходимых услуг: медицинских, правовых, образовательных и так далее. То есть теперь соцзащита должна будет отвечать за весь спектр соприкосновения пожилых людей с различными сферами жизни.
В регионах также проводится активная работа по совершенстованию социальной защиты населения. Согласно отчетам Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, все меры социальной поддержки населения, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, были предоставлены своевременно и в полном объеме. [5]
Четвертая цель – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
С января 2014 года по июнь 2014 года общая численность безработных граждан снизилась с 4 180 тыс. человек до 3 687 тыс. человек (на 493 тыс. человек или 11,7%). По сравнению с июнем 2013 года общая численность безработных граждан снизилась на 402,0 тыс. человек или на 9,8%. [6]
Уровень общей безработицы в июне 2014 года составил 4,9% от численности экономически активного населения, что ниже на 0,7 процентных пункта, чем в декабре 2013 года, и ниже на 0,5 процентных пункта, чем год назад.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе (3,1% от численности экономически активного населения), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (11,5%).
По субъектам Российской Федерации самый высокий уровень общей безработицы отмечается в Республике Ингушетия (36,1% от численности экономически активного населения), Чеченской Республике (22,4%), Республике Тыва (22,0%), Карачаево-Черкесской Республике (12,1%), республиках Алтай (10,7%), Калмыкия (10,6%), Забайкальском крае (10,2%), Республике Дагестан (10,1%). [3]
Уровень общей безработицы ниже среднероссийского отмечается в 36 субъектах Российской Федерации, в том числе наиболее низкий – в г. Санкт-Петербурге (1,2%), г. Москве (1,5%), Чукотском автономном округе (2,5%), Московской (2,6%), Самарской (3,1%), Новгородской (3,2%) областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Магаданской области (3,4%), Липецкой области (3,5%), Республике Татарстан (3,7%), Тульской, Курской, Рязанской областях (3,9%). [6]
Уровень регистрируемой безработицы на конец первого полугодия 2014 года составил 1,15% от численности экономически активного населения и снизился на 0,15 п.п. по сравнению с концом первого полугодия 2013 года.
Анализ показателей свидетельствует о том, что на рынке труда Российской Федерации все еще сохраняется дифференциация регионов по показателям занятости и безработицы. [2]
Итак, можно сделать вывод о том, что в основном целевые показатели регулирования социально-трудовой сферы, поставленные на 2012-2014 годы выполнены. Однако негативные тенденции развития экономики, ставят перед государством новые цели и задачи, а следовательно необходимо проводить мониторинг выполнения целевых показателей регулярно и оперативно.
Библиографический список
- Вишневская Н.Г. Индекс развития человеческого потенциала как показатель уровня жизни населения/Вишневская Н.Г., Ядгаров Р.Ф.//Молодой ученый, 2014.-№1.-С.351-352
- Вишневская Н.Г. Региональный рынок труда в системе социально-трудовых отношений//Вопросы структуризации экономики, 2010.-№2.-С.153-157
- Вишневская Н.Г. Региональный рынок труда молодежи: типология и механизм регулирования//Труд и социальные отношения.-№9.-2012.-С. 15-23
- Демография // Федеральная служба государственной статистики .– URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b14_00/IssWWW.exe/Stg/dk11/8-0.doc
- Информация Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан // Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.- URL:http://mintrudrb.ru/upload/docs/itogi_1polug_2013.pdf
- Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в первом полугодии 2014 года) // Министерство труда и социальной защиты РФ.- URL http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration
- Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2012 году и задачах на 2013 год // Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.– URL: http://mintrudrb.ru/upload/docs/minrtudrf_2012.pdf
- Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в январе-декабре 2013 года // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан URL:http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/17c92b004e618d1ab9edbf1a6c8927a0/публ+12_2013.pdf
- Уровень жизни населения // Федеральная служба государственной статистики.- URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B13_00/IssWWW.exe/Stg/dk12/6-0.htm