Предоставление туристко-рекреационных услуг традиционно является важной отраслью, особенно важна эта отрасль для такого региона. как Астраханская область в связи с ее географическим положением и особенностями развития. Безусловно, потенциал развития бизнеса в данной отрасли весьма велик, что создаёт дополнительные возможности по формированию новых точек роста региона. Территориально относясь к Южному федеральному округу, Астраханская область располагается на границе Европы и Азии, а протекающая по области Волга даёт выход к 5 морям. В Астрахани работает международный аэропорт, развито железнодорожное сообщение, проложены автомобильные и водные пути. Главные судоходные реки региона — Волга, Ахтуба, Бахтемир, Болда, Бузан, Кизань, Царев. В самой Астрахани и в посёлке Оля находятся морские порты.
Несмотря на то, что доля туризма в валовом региональном продукте незначительна (1-1,5%), данная отрасль занимает особое место в местной экономике. Активный туристский сезон в Астраханской области приходится на период с мая по октябрь, когда идет рыболовный сезон (рисунок 1).
Рисунок 1 – Сезонность посещения туристами Астраханской области
Загруженность имеющегося гостевого фонда составляет в среднем 75-80%, что связанно с сезонной посещаемостью.
Основными потребителями услуг традиционно являются жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Пензенской и Тамбовской областей. Из других регионов России въездной поток незначителен. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва).
Деятельность туристического кластера Астраханской области финансируется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма (2013-2020 годы)».
Государственная программа «Развитие культуры и туризма (2013-2020 годы)» состоит из двух ФЦП:
федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»,
федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» .
Федеральной целевой программой, регулирующей и поддерживающей туристическую отрасль России и Астраханской области, является ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)».
В 2015 г. на реализацию проекта по созданию туристического кластера Астраханской области выделен 251 млн. руб., в т.ч. 70 млн. руб. из федерального бюджета, 21 млн. руб. – из регионального бюджета, 160 млн. – из внебюджетных источников.
Основными направлениями развития туристических кластеров являются следующие:
1. Создание сильных зонтичных брендов. Зонтичный бренд предназначен для экономии ресурсов направленных на продвижение отдельных самостоятельных брендов туристических продуктов. Дополнительным преимуществом является брендинг территории, что повышает узнаваемость продукции.
2. Разработка новых туристических маршрутов. Туристические маршруты позволяют сочетать несколько видов отдыха: спорт, осмотр достопримечательностей и культурно-развлекательную программу и т.д. Скорость движения, протяженность отдельных этапов и тему маршрута турист может выбирать сам. Чем выше ассортимент предлагаемых маршрутов, тем вероятнее полная удовлетворённость резидента.
3. Разработка персональных туров для высокодоходного сегмента ориентированных на рынки Китая и Западной Европы. Во времена смещения экономической активности в сторону Азии и политических трений между мировым сообществом наиболее интересен потребитель туристических услуг из Азии. Премиум сегмент индивидуальных туров для состоятельных посетителей требует дополнительного внимания.
4. Позиционирование бальнеологических курортов в рамках зонтичного бренда. Рекреационные ресурсы Астраханской области позволяют конкурировать, а в некоторых случаях и представлять уникальные предложения лечебного туризма. В частности, по некоторым показателям лечебные свойства бальнеологических курортов Астраханской области превосходят курорты Мертвого моря.
5. Разработка путеводителей на разных языках преимущественно в преддверии чемпионата мира в 2018 г. Ожидаемая высокая плотность посетителе ЧМ-2018 г. открывает дополнительные возможности для продвижения зонтичных брендов по всему миру с относительно невысокими затратами.
6. Ориентация на внутренний и Азиатский рынки инфраструктуры размещения и питания. Известно, что европейские и азиатские притязания значительно рознятся. При этом, большая часть рынка туристических услуг в России ориентирована на западных клиентов.
7. Развитие сети хостелов. Туристический поток характеризуется резидентами с разным достатком. Сегодня активно развивается сегмент мини-отелей с демократичными ценами, где минимум удобств и привилегий компенсируется низкой стоимостью.
8. Синхронизация действий туристического кластера с автокластером. Совместная реализация мероприятий по продвижению бренда территории и зонтичных брендов кластера позволит наиболее эффективно продемонстрировать все конкурентные преимущества Астраханской области.
9. Продвижение брендов исторических памятников на международном рынке. Исторические места и объекты Астраханской области позволяют привлечь любителей истории
10. Реконструкция исторических событий. Событийный туризм – прекрасный инструмент реализации исторических достопримечательностей для широкого круга людей и задействовать деятелей культуры, искусства и гуманитарных наук.
11. Организация подготовки кадров. Для устранения потребности в узкоспециализированных кадрах численностью недостаточной для организации учебного процесса в учебных заведениях Астраханской области предлагается организация учебных курсов на базе ресурсного центра Астраханской области в виде курсов повышения квалификации с привлечением сторонних специалистов.
12. Продвижение зонтичного бренда посредством участия в специализированных выставках по направлениям продукции. Участие в специализированных выставках и деловых форумах и семинарах зарекомендовало себя как эффективный способ в короткие сроки обеспечить узнаваемость зонтичного бренда. Предпочтения должны отдаваться выставкам национального и международного масштаба.
Рекомендуется для повышения привлекательности туристического кластера осуществить:
– Создание «паркового кольца» вокруг центра города.
– Благоустройство набережных.
– Создание туристско-информационных центров на автобусном и железнодорожных вокзалах.
– Издание информационного справочника по туристскому кластеру области на английском, латышском и эстонском языках.
– Строительство мини- гостиниц и гостевых домов на 80 мест.
– Строительство мотелей, кемпингов, гостиниц.
– Ориентация действующего авиасообщения под нужды туристского потока.
– Оптимизация стоимости железнодорожных перевозок, в частности, сообщение Астрахань-Москва. Развитие в Астрахани автотранспорта для перевозки туристов (создание автотранспортного предприятия).
– Создание условий для привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции действующих и строительства новых туристических объектов.
– Совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма, проведение активной рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов города на внутренний и внешний рынки.
Успешная реализация данных проектов позволит значительно увеличить эффективность участников кластера за счет синергии и будет являться стимулом к созданию новых рабочих мест и развитию туристической отрасли.
Библиографический список
- Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14407 (дата обращения: 26.01.2015)
- Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014)
- Артамонова, Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В., Оськина И.В.//Региональная архитектура и строительство. –2010.– № 2.– С. 156-162.
- Артамонова, Ю.С. Формирование инновационной стратегии развития региональных строительных комплексов/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В.//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.– 2011.–№ 24.–С. 168-170.
- Артамонова, Ю.С. Формирование производственно-образовательного кластера в сфере транспорта в Липецкой области/ Артамонова Ю.С., Герасимова И.С.//Мир транспорта и технологических машин.– 2014. –№ 2 (45). – С. 103-111.
- Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева – Пенза: ПГУАС, 2012. – 264 с.
- Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева – Пенза: ПГУАС, 2013. – 230 с.
- Макаров, И.Н. Национальные системы управления государственно-частным партнерством / Макаров И.Н., Колесников В.В // Российское предпринимательство. – 2013. – № 13 (235). – С. 38 – 44.
- Марков, Л.С. Экономические кластеры: эволюционная перспектива /Марков Л.С., Петухова М.В. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2013. – Т. 13, вып. 4. – С. 164-171
- Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19)[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747
- Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Особенности формирования территориально-отраслевых кластеров стройиндустрии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12969 (дата обращения: 05.05.2014)
- Хрусталев, Б.Б. Методика расчета инновационного потенциала предприятий регионального строительного комплекса/Хрусталев Б.Б., Пучков И.В., Артамонова Ю.С., Мищенко В.Я.//Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура.– 2008. – № 3.– С. 72-76.