В свете внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода возникает необходимость соотношения терминов «знания, умения, навыки» и «компетенции».
Компетентность является характеристикой, даваемая человеку в результате оценки эффективности или результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного профессионального сообщества задач или проблем.
В этом определении усматривается два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека), другие – на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем [1].
Компетенции не противопоставляются знаниям, умениям, и навыкам, они шире этих понятий. Принципиальное отличие заключается в том, что знания, умения и навыки направлены на процесс, а компетенции – на результат. Компетенция ориентирована на оценку конкурентоспособности бакалавра, его готовности и умения успешно «встраиваться» в профессиональные структуры, быть эффективным и востребованным на рынке труда. То есть, можно констатировать, что знания, умения и навыки являются составляющими компетенций. А сформированность профессионально-значимых умений бакалавра является составляющей сформированности профессиональной компетентности. Существует точка зрения, что профессиональная компетентность может выражаться через профессионально-значимые умения [2].
Понятие «компетентность» включает в себя все то, что может быть мобилизовано для эффективного профессионального действия: когнитивные и некогнитивные компоненты: двигательные и умственные навыки, знания, мотивацию, ценностные и этические ориентации, установки и прочие социальные и поведенческие компоненты[3, С. 137].
Адольф В.А. рассматривает компетентность как сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса [4].
Строительство – одна из основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающая создание новых, расширение и реконструкцию действующих основных фондов. К основным профилирующим видам деятельности инженеров строительных специальностей, в которых их профессиональный образовательный потенциал может быть реализован наиболее полно, относятся производственно-технологическая и проектно-конструкторская деятельность. Оба вида деятельности связаны со сбором и анализом графической информации, разработкой документации к ней [5, С. 2].
Мы проанализировали распределение учебных часов по формам обучения для специалитета (2010-2011 учебный год) и бакалавриата (2013-2014 учебный год) направления «Строительство» (Промышленное и гражданское строительство). Учебная нагрузка, на примере инженерно-графических дисциплин представлена в таблице 1:
Таблица 1
Формы обучения |
2010-2011 уч. год |
2013-2014 уч. год |
|||
1 семестр |
2 семестр |
1 семестр |
2 семестр |
||
«НГ» |
«ИГ» |
«ИГ» |
«ИГ» |
«ИГ» |
|
Лекции |
18 |
- |
- |
16 |
16 |
Практические работы |
18 |
18 |
18 |
16 |
32 |
Самостоятельная работа |
58 |
36 |
36 |
32 |
48 |
Итого |
94 |
54 |
54 |
64 |
96 |
Снижение часов на инженерно-графическую подготовку особенно заметно в первом семестре. Это обусловлено тем, что инженерно-графическая подготовка в 2010-2011 учебном году включала дисциплины «Начертательная геометрия (НГ)» и «Инженерная графика (ИГ)». Графическая подготовка в 2013-2014 учебном году включает только дисциплину «Инженерная графика». Данные изменения можно наблюдать на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Распределение учебных часов по инженерно-графическим дисциплинам на 1 семестр 2010-2011 и 2013-2014 учебных годов
Во втором семестре значительно возросли часы практической работы (диаграмма 2). Но увеличение часов самостоятельной работы за оба семестра не компенсируется.
Диаграмма 2. Распределение учебных часов по инженерно-графическим дисциплинам на 2 семестр в 2010-2011 и 2013-2014 учебных годах
Таким образом, общее изменение часов на занятия по инженерно-графическим дисциплинам показывают уменьшение часов на 21%.
Такие изменения требуют оптимизации учебного процесса, то есть такой организации его, при которой сокращение сроков обучения не влекло бы за собой снижения качества графического образования в формировании профессионально-значимых умений.
Еще одним существенным фактором, снижающим качество графической подготовки студентов в условиях дефицита учебного времени, является трудоемкость дисциплины. Выполнение чертежей – это логический, графически аккуратный, скурпулезный труд. И только через выполнение большого количества чертежей можно постичь логику учебного предмета, развить как навыки построения проекционных изображений, так и их чтение [6, C.50].
Для формирования профессионально-значимых в процессе изучения инженерно-графических дисциплин особое внимание заслуживает использование профессионально-ориентированных заданий по всем разделам дисциплин. Данное требование позволяет наглядно убедить студентов в профессиональной важности дисциплин, их профессиональной ориентации, мотивирует студентов на внимательное отношение к заданиям. Профессионально-ориентированные задания позволяют студентам ощутить сопричастность к будущей профессиональной деятельности, и, как следствие, мотивируют их на получение профессиональных знаний и развитие в себе профессионально-значимых умений (таблица 2).
Таблица 2
Разделы инженерной графики | Графический источник информации (задание) | Формируемые в процессе изучения модуля профессионально-значимые умения | |
1 | Геометрическое черчение | - лекальные кривые, применяемые в архитектуре;
- сопряжения, используемые при проектировании архитектурных обломов. |
-Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;
- Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями; - Умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию в выбранной профессиональной области; - Умение концентрировать внимание - Умение владения профессиональной терминологией. - Умение осуществлять самооценку |
2 | Позиционные и метрические задачи | Проекции с числовыми отметками. Использование заданий с реальными топографическими поверхностями из заданий по геодезии (межпредметные связи), Проектирование строительной площадки и подъездных путей к ней. | Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;
- Инженерно-графические умения по выполнению технических расчетов; - Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями; - Умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию в выбранной профессиональной области; - Умение концентрировать внимание - Умение владения профессиональной терминологией. - Умение осуществлять самооценку |
3 | Аксонометрические проекции | Объемное моделирование строительных конструкций;
Аксонометрия узлов металлических и железобетонных конструкций из производственных строительных чертежей. |
- Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;
- Умение воспринимать оптимальное соотношение частей и целого на основе графических моделей, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов; - Умения создавать в воображении образы графических объектов действительности и оперировать ими; - Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями; - Умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию в выбранной профессиональной области; - Умение концентрировать внимание - Умение владения профессиональной терминологией. - Умение осуществлять самооценку |
4 | Проекционное черчение | Расположение видов на чертеже. Корректный выбор главного вида. | - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;
- Умения создавать в воображении образы графических объектов действительности и оперировать ими; - Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями; - Умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию в выбранной профессиональной области; - Умение концентрировать внимание - Умение владения профессиональной терминологией. - Умение осуществлять самооценку |
5 | Разъемные и неразъемные соединения | Чертежи металлических конструкций со сварными и клепаными соединениями. Чертежи железобетонных и деревянных конструкций с болтовыми, шпилечными и винтовыми соединениями. | - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;
- Умение воспринимать оптимальное соотношение частей и целого на основе графических моделей, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов; - Умение разделять графические объекты на составляющие элементы, формы, поверхности; - Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями; - Умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию в выбранной профессиональной области; - Умение концентрировать внимание - Умение владения профессиональной терминологией. - Умение осуществлять самооценку |
6 | Архитектурно-строительное черчение.
|
Архитектурно-планировочные решении реальных зданий и сооружений, представленные проектными организациями | - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;
- Умение и готовность выполнять и читать чертежи зданий, сооружений и строительных конструкций; - Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями; - Умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию в выбранной профессиональной области; - Умение концентрировать внимание - Умение владения профессиональной терминологией. - Умение осуществлять самооценку |
7 | Чертежи строительных конструкций | Чертежи реальных гражданских и промышленных зданий, чертежи мостов. | - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;
- Умение воспринимать оптимальное соотношение частей и целого на основе графических моделей, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов; - Умение разделять графические объекты на составляющие элементы, формы, поверхности; - Умения по составлению конструкторской и технической документации; - Умение и готовность выполнять и читать чертежи зданий, сооружений и строительных конструкций; - Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями; - Умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию в выбранной профессиональной области; - Умение концентрировать внимание - Умение владения профессиональной терминологией. - Умение осуществлять самооценку |
8 | создание проектно-конструкторской документации в электронной форме к моделям планов, фасадов, разрезов;
модификация архитектурно-строительного черчения средствами САПР. |
Архитектурно-планировочные решении реальных зданий и сооружений, представленные проектными организациями. Чертежи реальных гражданских и промышленных зданий, чертежи мостов. | - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;
- Умения по составлению конструкторской и технической документации; - Уметь моделировать элементы зданий, узлов и строительных конструкций средствами систем автоматического проектирования; - Умение владения профессиональной терминологией. - Умение осуществлять самооценку |
При изучении какого-либо нового раздела для первых примеров подбираем чертежи, на которых изображены предметы, не сложные по форме и хорошо знакомые студентам. В рамках индивидуальной образовательной траектории по мере усвоения студентами изученного материала и формирования графических навыков целесообразно переходить к индивидуальным заданиям.
При объяснении применения алгоритма преподавателем проводится подробный устный анализ задания с параллельным показом хода выполнения его этапов на плакатах и пособиях. Обращается внимание на то, что модель может быть симметрична это влияет на применение условностей при ее выполнении. При выполнении графического задания подобным образом со студентами отрабатывается и осознается на практике важность технологической последовательности выполнения работы.
Прослушав вступительные пояснения и указания преподавателя, студенты приступают к индивидуальной работе, выбирая уровень заданий и темп решения, соответствующие их познавательным потребностями степени развитости инженерно-графических умений. В случае затруднений студенты обращаются за помощью к преподавателю. По завершении самостоятельной работы студенты могут осуществить самоконтроль в форме компьютерного тестирования, чтобы в случае необходимости вернуться к соответствующему этапу или воспользоваться помощью преподавателя. Экономия учебного времени дает возможность успевающим студентам заняться углубленным изучением некоторых вопросов, решением нестандартных задач. Освоив навыки решения задач инженерной графики в компьютеризированной обучающей среде, студенты приступают к работе по реализации индивидуальных учебных проектов с профессиональной направленностью.
Работа такого вида является репродуктивной деятельностью и позволяет усваивать материал на этом уровне, вырабатывая основные приемы графической деятельности с целью превращения их при последующем многократном повторении в автоматизированный навык. При этом происходит запоминание этих способов деятельности и тем самым развивается память, а при наложении алгоритма на конкретно выполняемое задание формируется мышление за счет поэлементного наложения алгоритма на выполняемую работу.
Следующим этапом является демонстрация студентами в ходе выполнения контрольных работ своей инженерно-графической компетентности.
Для успешного формирования компетенций в области инженерно-конструкторского проектирования и освоения принципов работы с архитектурно-строительными чертежами на занятиях по инженерно-графическим дисциплинам студенту необходимо:
– изучить требования к оформлению графической документации для строительства;
– изучить условные графические обозначения, применяемые в строительных чертежах при обозначении строительных материалов;
– уметь выполнять архитектурно-строительные чертежи различного назначения и чертежи строительных конструкций;
– приобрести необходимые навыки в чтении схем и чертежей и осуществлении нормоконтроля.
Умения грамотного составления, оформления и чтения строительных чертежей являются необходимым условием для дальнейшего успешного освоения профессиональных дисциплин, выполнения выпускной квалификационной работы и профессиональной деятельности специалиста в области строительства.
На начальном этапе изучения темы «Архитектурно-строительные чертежи», можно применить следующую форму работы: группу студентов разбиваем на подгруппы по три человека, каждой из подгрупп раздаем множество отдельных элементов строительных чертежей: планы, фасады, разрезы, фрагменты планов, узлы. Участники каждой подгруппы должны объединить эти элементы, изучив их тщательным образом, чтобы получить полные строительные чертежи.
Этапы формирования профессионально-значимых умений бакалавров направления подготовки «строительство» при изучении дисциплины «Инженерная графика»
Таблица 3
№ |
Способ деятельности |
этап |
Характеристика этапа |
1. | мотивационный | мотивационный | - постановка обучающих, развивающих и воспитательных целей студентам перед выполнением графической задачи;
- формирование необходимой познавательной мотивации а рамках будущей профессиональной деятельности, побуждающей студента формировать профессионально-значимое умение. |
2. | репродуктивный | ознакомительный | - предварительное ознакомление студента с алгоритмом действий, необходимых для выполнения графического задания т. е. построение в его сознании ориентировочной траектории собственных действий для эффективного выполнения графического задания.; |
3. | репродуктивный | воспроизведение | - выполнение студентами инженерно-графических действий в соответствии с теоретическими знаниями;
- решение типовых задач, конструктивных задач. - задачи на воссоздание образа модели путем восприятия технического рисунка, чертежа и словесного описания ее особенностей. Сюда же относятся и «обратные» задачи, в которых необходимо на основе восприятия реального объекта (или по памяти) выполнить чертеж в трех проекциях; - задачи, основанные на выполнении логических операций и создании нового образа, отличного от исходного, изображенного на чертеже. К этому типу относятся задачи на доконструирование, восполнение недостающего элемента и прочие; - задачи, в которых требуется на основе восприятия и осмысления графических изображений установить причинно-следственные соотношения и зависимости, позволяющие сделать вывод о характере взаимодействия отдельных деталей какой-либо конструкции. |
4. | продуктивный
|
частично-умелая
деятельность |
- отсутствие необходимости обращений к инструкциям преподавателя или методическим указаниям после выполнения нескольких однотипных действий, опираясь на ранее полученный опыт;
- проговаривание и мысленное пояснение действия, операции, которую в данный момент студент осваивает; - появление творческих элементов инженерно-графической деятельности. |
6. | продуктивный | эвристический | - автоматическое выполнение студентами отрабатываемого действия, даже мысленно не контролируя себя, автоматические профессионально-значимые умения;
- решение нетиповых творческих задач; - овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности. |
7. | продуктивный | высокоразвитый | - решение проблемных задач, сложных конструктивно-технических задач с применением различных средств САПР и различными вариантами;
- овладение профессионально-значимыми умениями на уровне профессиональной деятельности; - творческое использование различных профессионально-значимых умений в соединении с профессиональной активностью. |
В качестве графических источников информации при составлении профессионально-ориентированного банка заданий нами использовались реальные производственные чертежи: лекальные кривые, применяемые в архитектуре; сопряжения, используемые при проектировании архитектурных обломов, чертежи реальных топографических поверхностей из заданий по геодезии, чертежи металлических конструкций со сварными и клепаными соединениями, чертежи железобетонных и деревянных конструкций с болтовыми, шпилечными и винтовыми соединениями; архитектурно-планировочные решения реальных зданий и сооружений, представленные проектными организациями; чертежи мостов.
Библиографический список
- Лифанова О.А., Зелёный П.В. Графическая подготовка специалистов с высшим техническим образованием. Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (21 марта 2014 г.). Брест, 2014. – С. 49-51.
- Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.
- Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск: ТГУ, 2007. – 368 с.
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук. М., 1998. – 48 с.
- Дикман Л.Г. Организация, планирование строительным производством. Учебник для строительных вузов и фак. М., «Высш. школа», 1976. – 424 с.
- Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение/ Отв. ред. Е.И.Игнатьев. Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина. 1963. -368 с.