С 1 января 2015 года вступили в силу поправки, предусматривающие ужесточение мер ответственности за нарушения трудового законодательства.
Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, которая с 01 января 2015 года получила новое название – «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Это самая главная норма, которая устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства. Имеются и другие, однако ст. 5.27 КоАП РФ охватывает наибольшее число нарушений трудового законодательства. Пожалуй, это одна из наиболее распространенных статей, по которым к административной ответственности могут быть привлечены юридическое лицо и индивидуальный предприниматель. Нарушения трудового законодательства есть почти во всех учреждениях. Теперь административная ответственность предусмотрена за отказ признать работодателем фактическое допущение к работе трудовыми отношениями и за уклонение от заключения трудового договора или заключение вместо него гражданско-правового договора для сокрытия факта трудовых отношений. За такие нарушения предусмотрены административные штрафы и дисквалификация должностного лица на срок до трех лет. При подмене трудовых отношений гражданско-правовыми штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей; за допуск к работе нового сотрудника без заключения трудового договора штраф сотрудника-нарушителя составит от 3000 до 5 000 рублей, директора - от 10 000 до 20 000 рублей.
Для того чтобы узнать имеются ли основания для привлечения юридического лица и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности статьи 5.27 КоАП РФ нужно оценить каким образом, в учреждении ведется кадровое делопроизводство, с точки зрения соблюдения норм Трудового кодекса РФ. Рассмотрим типовые нарушения трудового законодательства, за которые организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности согласно статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Выплата заработной платы 1 раз в месяц. Как правило, сотрудники учреждений по собственному желанию просят работодателя производить выплату заработной платы 1 раз в месяц, что в свою очередь не освобождает от ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Выплата заработной платы (в том числе отпускных) позднее установленных дней выдачи заработной платы. Часто в муниципальных учреждениях дни выплаты заработной платы в начале года установлены раньше даты открытия лицевых счетов, что также не освобождает от ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Невыдача документов, связанных с трудовой деятельностью работника.
- Невыдача трудовой книжки в день увольнения и не направление уведомления о необходимости явиться за ней или дать согласие на оправление по почте в день увольнения.
- Привлечение к сверхурочной работе с нарушением процедуры. В основном, привлекают к сверхурочной работе женщин, которые имеют детей в возрасте до трех лет, тем самым, не предоставляя им право отказаться от сверхурочной работы.
- Нарушение требований к содержанию и форме трудового договора.
- Необоснованное заключение срочного трудового договора. Во избежание принятия на работу сотрудников «бегунков», «не сработались» заключают срочные трудовые договора. В случае прохождения «испытательного срока в виде срочного трудового договора», составляется его пролонгация.
- Нарушение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.
Часть 5 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание за аналогичное административное правонарушение наложением административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Автор предполагает, что результаты надзорно-контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возбуждению дел об административных правонарушениях по статье 5.27 КоАП РФ значительно сократятся: во-первых, ужесточение мер ответственности сведет к минимуму искажение закона, а во-вторых, коррупция носит массовый характер. Участится откуп как в денежном эквиваленте, так и в натуральной форме (предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, выделение земельных участков на безвозмездной основе и т.д).
Библиографический список
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.