Актуальность. Культура здоровья ‒ важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна лишь только в здоровом обществе и, как утверждают ученые, осуществляется в настоящее время, и будет проходить в рамках теории культурного освоения мира[1; 2, С. 24-25; 3; 4]. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данного исследования. Проведенный нами теоретический анализ позволяет констатировать, что одним из критериев эффективности деятельности педагогов и успешности учащихся должен стать уровень их культуры здоровья. Мы понимаем, что понятие культуры здоровья объемно и многофакторно, поэтому выделяем лишь некоторые позиции. По мнению многих ученых к названным позициям относятся: 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего организма; 5) развитие навыков психофизической регуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек [5].
Роль учителя в формировании культуры здоровья учащихся несомненно велика. Любой педагог, и в том числе учитель физической культуры, призван решать широкий круг задач по гармоническому развитию личности учащихся. Работа учителя физической культуры в данном направлении будет эффективной, если систематически и целенаправленно вырабатывать у детей и подростков стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни [2, 5]. Своевременное формирование культуры здоровья поможет сохранить его и выработать стойкую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни.
Материал и методы исследования. Нами было проведено исследование мнения учащихся по вопросам культуры здоровья. В анкетировании принимали участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов (96 человек) Пензенского колледжа управления и промышленных технологий имени Е.Д. Басулина. Исследование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления субъективного отношения учащихся к состоянию своего здоровья и отношению к занятиям физической культурой и спортом. Кроме анкетирования в своем исследовании мы попытались разработать содержание деятельности учителя по формированию культуры здоровья. Многолетние наблюдения за учащимися и личный опыт работы по физическому воспитанию и лечебной физической культуре показали необходимость проведения внеурочной работы по формированию специальных знаний в области культуры здоровья [6, С. 3-4; 7, С. 111‒117].
Результаты исследования. Анализ полученных данных показал, что подавляющее большинство опрошенных учащихся всех курсов субъективно оценивали состояние своего здоровья на хорошо (соответственно 70%, 61%, 76% и 72% студентов) и учащиеся 1 и 3 курсов ( соответственно 30% и 36% студентов) на удовлетворительно. На учебные занятия и самоподготовку у большинства учащихся всех курсов уходило 6‒7 часов в сутки (соответственно у 92%, 81%, 80% и 75% студентов). Небольшое количество учащихся 1, 2, 3 курсов занималось 8‒9 часов (соответственно 19%, 20% и 7% студентов) и только 20% учащихся 4 курса ‒ 10 и более часов. Следовательно, на учебные занятия и самоподготовку большинство учащихся тратило крайне мало времени, и бюджет свободного времени у студентов 1‒2 курсов составлял в среднем 7 и более часов (соответственно у 65% и у 52% студентов) и у студентов 3 и 4 курсов ‒ 3‒4 часа в сутки (соответственно 86% и 83% учащихся). Во внеурочное время значительное число учащихся 1 и 4 курсов занималось физической культурой и спортом регулярно (соответственно 60% и 71% студентов); учащиеся 2 и 3 курсов занимались физической культурой и спортом нерегулярно (соответственно 54% и 58% студентов), а 9% учащихся 2 курса и 13% учащихся 3 курса вообще не занимались физической культурой и спортом. Несмотря на это, большинство учащихся 1, 2, 3 и 4 курсов считали, что их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья (соответственно 93%, 62%, 83% и 92% студентов). Таким образом, было очевидно, что у студентов прослеживался недостаток знаний о своем здоровье и способах его укрепления.
Большинство учащихся 1, 3 и 4 курсов (соответственно 57%, 62% и 52% студентов) за последний год обучения пропускали занятия по болезни до трех дней. 40% студентов 2 курса пропускали занятия по болезни от четырех до десяти и более дней, и 31% учащихся 1 курса не пропускали занятия по болезни. Почти 100% учащихся всех курсов считали физическую культуру и спорт необходимым элементом общей культуры личности, однако, фактически, у большинства учащихся 1‒3 курсов затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом в течение недели составляли всего 2‒3 часа (соответственно у 64%, 47% и 61% студентов). Исключение составили учащиеся 4 курса (47%), у которых данный показатель составил 6‒7 часов в неделю.
Очень важным оказался результат последнего вопроса, из которого было очевидно, что все студенты (100%) осознают важность здорового образа жизни и вкладывают в понятие культуры здоровья всю полноту ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Все учащиеся считали, что необходимо постоянно расширять свои знания в данном вопросе.
Для выдвижения проблемы здоровья в число приоритетных задач по воспитанию гармонически развитой личности мы предложили свою форму внеурочных занятий в клубе «Я выбираю здоровье». Нами была разработана «программа‒ориентир», в которую вошли теоретический, практический разделы и ожидаемый результат (таблица №1). Занятия в клубе проходили по общепринятой методике и согласно плану по физическому воспитанию. В теоретический раздел были включены следующие темы: здоровый образ жизни; осознание базовых ресурсов своего организма; понятие о психофизической тренировке и саморегуляции; методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек; способы укрепления здоровья. В практический раздел вошли такие оздоровительные упражнения как прогулки на свежем воздухе (оздоровительная ходьба, лыжные и велосипедные прогулки); атлетическая, ритмическая и дыхательная гимнастика; упражнения «стреттчинг»; оздоровительное плавание, закаливание. В графе планируемый результат были сформулированы задачи для каждой темы и конечный результат. Большое место в работе клуба отводилось сотрудничеству семьи и учителя.
Таблица №1. Примерная «программа–ориентир» по формированию культуры здоровья
№ |
Наименование тем занятий |
Планируемый результат |
Теоретический раздел |
||
1 |
Здоровый образ жизни и его характеристика | Сформировать понятие здоровье и здоровом образе жизни людей |
2 |
Осознание базовых ресурсов своего организма | Сформировать представление о физическом, биологическом и социальном потенциале |
3 |
Понятие о психофизической тренировке и саморегуляции | Ознакомить с методикой психофизической тренировки и саморегуляции |
4 |
Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек | Выработать стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни |
5 |
Способы укрепления здоровья | Ознакомить с оздоровительными физическими упражнениями |
Практический раздел |
||
1 |
Прогулки на свежем воздухе (оздоровительная ходьба, лыжные и велосипедные прогулки) | Приобщить к самостоятельным занятиям |
2 |
Атлетическая гимнастика | Разработать индивидуальный комплекс упражнений |
3 |
Ритмическая гимнастика | Разработать индивидуальный комплекс упражнений |
4 |
Дыхательная гимнастика | Познакомить с авторскими комплексами дыхательной гимнастики. Разработать индивидуальный комплекс |
5 |
Упражнения “Стреттчинг” | Ознакомить с комплексом упражнений “стреттчинг”. Разработать индивидуальный комплекс упражнений |
6 |
Закаливание | Сформировать представление о способах закаливания организма |
7 |
Оздоровительное плавание | Приобщить к самостоятельным занятиям |
Практические занятия проходили по общепринятой методике согласно плану работы по физическому воспитанию. Тексты лекций и бесед по изучаемым вопросам были разработаны в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию.
Выводы. В качестве конкретных показателей культуры здоровья могут быть использованы различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья: уровень самочувствия, активности, настроения; степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни и заниматься спортивно-оздоровительными упражнениями. Наиболее важными факторами, обеспечивающими формирования культуры здоровья, являются самосознание, саморазвитие и самореализация; умение справляться со стрессовыми ситуациями; рациональная двигательная активность; оптимальные питание и сон; отсутствие вредных привычек; психо-сексуальная и половая культура; высокая медицинская активность. Проведенное нами исследование показало, что большинство учащихся соотносят понятие культуры здоровья и здорового образа жизни с занятиями физическими упражнениями и вкладывают в понятие культуры здоровья представление о здоровье и знания о способах укрепления здоровья. Разработанная тематика внеурочных занятий по формированию культуры здоровья и способах его укрепления эффективна в случае систематического и целенаправленного ее проведения. Высокий потенциал в процессе формирования культуры здоровья имеет учитель физической культуры.
Библиографический список
- Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. ‒ М.: «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2002. ‒ 590 с.
- Бальсевич Г.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. ‒ №1.
- Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учебник. ‒ Минск: Тесей, 2003. ‒ 528 с.
- Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: книга для педагога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. ‒ 624 с.
- Вайнер Э.Н. Валеология: учебник. – М.: Флинта: Наука, 2001.‒ 416 с.
- Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Основы методики занятий оздоровительным бегом // Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса: материалы I Всероссийской науч.-практич. конф. – Набережные Челны: НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2013. – Т.2.
- Макаренко В.К., Белоусова И.Б., Кочеткова Е.Ф. Двигательные режимы в системе оздоровительной физической культуры // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы V междунар. науч.-практич. конф. ‒: П.: 2012.