Опыт крупных компаний показывает, что лидером в конкурентной борьбе становится тот, кто организует свою деятельность на основе инновационного подхода и ставит главной целью деятельности разработку новых товаров и услуг. Исходя из этого, предприятия должны уделять особое внимание активизации инновационной деятельности.
Для формирования и поддержания конкурентоспособности предприятия, сохранения и роста доли рынка предприятия большую роль играет инновационная активность.
Согласно подходу В.П. Баранчеева инновационная активность фирмы представляет собой комплексную характеристику инновационной деятельности фирмы, включающая восприимчивость к новациям, основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций [1].
На инновационную активность организации влияют как внутренние, так и внешние факторы.
К внешним фактором относятся неконтролируемые фирмой силы, которые непосредственно влияют на ее внутренние процессы. Такие как: спрос и предложение, возможность получения дополнительной прибыли от внедрения инноваций уровень конкуренции, инновационный климат на федеральном и региональном уровнях.
Внутренние факторы, влияющие на инновационную активность организации, можно разделить на две группы. К первой относят факторы, определяющие внутренние ресурсы организации, они испытываю на себе влияние внешних условий, такие как: трудовые ресурсы; финансовые показатели деятельности организации; научно-технический потенциал; технологии и инновационные ресурсы. Во второй группе находятся факторы, которые формируют систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. К ним относятся: форма собственности; организационная структура; отраслевая принадлежность, размер организации.
Для активизации инновационной деятельности возникает необходимость разработки и внедрения комплекса мер, которые смогут минимизировать влияние сдерживающих факторов [2]. Основной задачей государства при этом, является гармонизация отношений между государством, предпринимательской средой и наукой в целях развития новых технологий, а также создание механизмов которые в состоянии обеспечить высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики.
Государству необходимо обеспечить благоприятный инвестиционный климат для использования внутренних и иностранных инвестиций в целях проведения качественных изменений в инновационной деятельности, содействовать технологической модернизации производства, создать и использовать программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поддерживать развитие венчурных компаний, совершенствовать правовую базу. Только таким образом можно достичь быстрого и эффективного продвижения инноваций в производство, и очевидного роста его конкурентоспособности.
Рассмотрим современные методы государственного стимулирования инновационной активности. Принято выделять два основных блока методов государственного регулирования – прямые и косвенные методы.
Прямое регулирование происходит путем непосредственного участия регулирующих органов в рассматриваемом процессе. Косвенное регулирование предусматривает создание условий, которые помогут достичь желаемого результата.
К прямым методам стимулирования инновационной активности относятся:
‒ бюджетное финансирование;
‒ кредитование и субсидирование кредитных ставок;
‒ создание государственных фондов поддержки науки и инноваций;
‒ участие государства в качестве единственного или долевого учредителя научных и инновационных организаций;
‒ проведение конкурсов на исполнение государственных контрактов[3].
К группе косвенных методов регулирования инновационной сферы входят такие методы, как:
‒ разработка нормативно-правовой базы в сфере научной и инновационной деятельности;
‒ развитие инновационной инфраструктуры;
‒ разработка программ поддержки и развития научной и инновационной деятельности;
‒ налоговое стимулирование;
‒ предоставление льгот [3].
При поддержке государства и эффективном менеджменте отечественные предприятия способны достичь высоких результатов. Безусловно, без поддержки государства российские предприятия не смогут прогрессировать и инновационно развиваться, а если и будут, то данный процесс затянется на долгие годы. Значит, будущее России зависит от тех предприятий, которые несмотря на действие демотивационных факторов, повышают свою инновационную активность.
Библиографический список
- Баранчеев В.П. Управление инновациями : учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт , 2012. – 711 с
- Необходимость инноваций: проблемы и пути активизации инновационной деятельности [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http:// http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2009/Economics/45837.doc.htm
- Пути обеспечения инновационной активности предприятий [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://8cent-emails.com/