В настоящее время весьма актуальной и требующей дополнительного научного исследования представляется проблематика административной ответственности юридических лиц, поскольку нормы административного права систематически претерпевают ряд изменений. И это правильно, ведь изменения норм административного права должны складываться из анализа динамики правоотношений на современном этапе в силу того, что административное законодательство требует единого подхода для выработки четкой научной концепции, ее совершенствования.
Нельзя не согласиться с мнением С. М. Батуриной о том, что правовую доктрину государства могут составлять как формальные источники права, так и «выработанная юридической наукой устойчивая и целостная система взглядов на проблемы правового развития государства и общества, их институтов и т.д.» [1, с. 68].
Автор сам не раз был свидетелем наложения административной ответственности на юридических лиц за нарушение законодательства о труде. И хочется отметить, что действующие санкции не останавливают юридических лиц нарушать законодательство. Поэтому стоит ответственность ужесточить, а именно увеличить в разы административные штрафы, а не вводить в законодательство санкцию в виде предупреждения, которая предусмотрена ФЗ №421 в соответствии, с которой изменения вступят с 1 января 2015 года.
Административная ответственность предназначена для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты общественной нравственности, установленного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов
физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений [2, ст. 1.2]. На сегодняшний день административная ответственность является наиболее распространенным и востребованным видом юридической ответственности. Этот институт активно участвует в обеспечении стабильности общественной жизни и повышении гарантий защищенности прав граждан и тем самым приобретает значимость эффективного правового способа воздействия на общественные отношения. Но в силу введения изменения с 1 января 2015 года в КоАП РФ в части законодательства о труде, защищенность прав граждан, предположительно, будет сведена к минимуму, поскольку надзирающие органы в ряде случаев обойдутся лишь предупреждением к юридическим лицам.
Исходя из целей повышения эффективности законодательства об административной ответственности, автором разработаны предложения, рассчитанные на изменения в части КоАП РФ.
Целесообразно включить в КоАП РФ период (длительность) нарушения законодательства. Существенно будет также включить в КоАП РФ регрессию общей суммы штрафа по количеству сотрудников, в отношении которых нарушено законодательство о труде. И стоит пересмотреть санкцию в виде предупреждения, которая вступит в силу с 1 января 2015 года, поскольку задача перед законодателем стоит не как нарушить законодательство, а как предотвратить дальнейшее нарушение законодательства. Предупреждение должно быть до наступления нарушения законодательства, а не после его совершения.
Библиографический список
- Батурина С. В. Традиции российской правовой доктрины: дисс. … к.ю.н. Краснодар, 2008. 185 с.
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.