К ВОПРОСАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Смолева Елена Олеговна
ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук»
научный сотрудник

Аннотация
Статья посвящена проблеме локуса контроля несовершеннолетних. Особое внимание в исследовании уделялось особенностям локуса контроля несовершеннолетних правонарушителей. Даны рекомендации по диагностике локуса контроля несовершеннолетних. Данные об уровне субъективного контроля в областях планирования или преодоления неудач позволяют понять характер перспективного локуса контроля. Дополнительно диагностируется вид экстернальности: обусловленная людьми или обстоятельствами. Определены направления психокоррекционной работы по формированию внутренней ответственности.

Ключевые слова: интернальный локус контроля, локус контроля, несовершеннолетние, правонарушители, экстернальный локус контроля


FOR THE DIAGNOSIS AND CORRECTION OF LOCUS OF CONTROL MINORS

Smoleva Elena
Institution of Russian Academy of Science Institute of Socio- Economic Development of Territories of RAS
research associate

Abstract
The article presents the study of locus of control juveniles. The author pays attention to the peculiarities of locus of control of juvenile offenders. The article provides guidelines for the diagnosis of locus of control juveniles. Data on the level of subjective control in the areas of planning and overcoming setbacks allow us to understand the nature of long-term locus of control. Important is to define the type external locus control: caused by people or caused by circumstances. The author defines the direction of psychocorrectional work on the formation of internal responsibility of minors.

Keywords: delinquents, external locus of control, internal locus of control, locus of control


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смолева Е.О. К вопросам диагностики и коррекции локуса контроля несовершеннолетних // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/38397 (дата обращения: 29.03.2024).

 Одной из основных характеристик личности является уровень ответственности за происходящие с человеком события. Склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям Дж. Роттер обозначил как локус контроля [1, р. 2-28].
Локус контроля является интегральной характеристикой личности, определенным личностным паттерном, отражающим взаимосвязь отношения личности к себе и к окружающему миру. Интернальный (внутренний) локус контроля является социально одобряемой ценностью. Он связан с самооценкой, социальной зрелостью и социальной адаптацией личности [2, с. 52-54]. Экстернальный локус контроля все чаще указывается среди характеристик делинквентной личности [3, с. 34-43].

Интерналы и экстерналы различаются по механизмам каузального объяснения жизненных ситуаций и по способам получения информации. Интерналы чаще прибегают к диспозиционным атрибуциям, а экстерналы предпочитают ситуационные объяснения поведения [4, р. 1192-1211]. Интерналы пытаются получить большую степень контроля над своей жизнью, повышая собственную информативность [5, с. 420-421].

Исследования локуса контроля несовершеннолетних выявили ряд тенденций:

1). Наличие небольших изменений в локусе контроля на протяжении одного года, при чем у девочек локус контроля смещался в сторону экстернальности, а у мальчиков – в сторону интернальности [6, с. 219-220].

2). В структуре локуса контроля несовершеннолетних выделены факторы: «Экстернальность в проблемных ситуациях», «Интернальность в области достижений», «Ответственность личности за инвариантное поведение в ситуациях жизненных изменений, преодоления неудач» и «Экстернальность в области экзистенциальной оценки» [7, с. 20]. Анализ факторной структуры локуса контроля несовершеннолетних свидетельствует о важности не только ситуационных областей достижений и неудач, как результатов деятельности, но и области преодоления неудач.

3). С ростом просоциальных диспозиций растет показатель интернальности несовершеннолетних. Для несовершеннолетних правонарушителей более характерен экстернальный локус контроля.

4). Несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях (ВК) и ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, демонстрируют тенденции к усилению экстернальности и социально-психологической дезадаптации.

5). Интернальный локус контроля связан с осознанием вины [8, с. 56-61], что является основой коррекционной работы с воспитанниками ВК по формированию ответственного поведения. К ситуациям, проблемным для воспитанников ВК с точки зрения внутренней ответственности относятся: межличностное общение, доминирование, будущая деятельность.

Все это актуализировало проведение научной работы по проблеме диагностики и коррекции уровня локуса контроля несовершеннолетних.

Существуют несколько отечественных модификаций опросников для определения уровня субъективного контроля: «Тест-опросник субъективной локализации контроля» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева [9, с. 131-134]; вариант шкалы IPC И.М. Кондакова, М.Н. Нилопец [10, с. 43-51]; методика «Уровень субъективного контроля (УСК)» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [11, с. 152-163]; методика «Локализация контроля – новая версия методики “Уровень субъективного контроля”» Е.Г. Ксенофонтовой [12, с. 103-114]. В качестве основной диагностической методики для несовершеннолетних выбирается опросник УСК, дихотомичный вариант методики. Во всех перечисленных выше методиках наряду с шкалой общей интернальности выделяется множество субшкал, диагностирующих УСК в различных типах ситуаций. При интерпретации результатов тестирования следует отталкиваться от положения о том, что локус контроля является интегральной характеристикой личности и целесообразно выделение только значимых или актуальных для несовершеннолетних ситуативных областей. При этом возникает несколько проблемных моментов.

Во-первых, эмпирически подтверждена значимость для несовершеннолетних трех основных субшкал в ситуативных областях: в области достижений, неудач и межличностных отношений. Дополнительно А.А. Реан предлагает диагностировать субъективную локализацию контроля по каузальным областям: ответственность за причины неудач и ответственность за преодоление неудач [13, с. 53-56]. В большинстве методик на этом внимание не акцентируется, хотя данные показатели являются существенными при разработке коррекционных программ вследствие своих разных временных характеристик. Область ответственности за причины неудач обращена в прошлое. А область ответственности за преодоление неудач – к настоящему и будущему. Именно данные об уровне субъективного контроля в областях планирования или преодоления неудач позволяют понять характер перспективного локуса контроля.

Во-вторых, для разработки более полных коррекционных программ дополнительно диагностируется вид экстернальности: обусловленная людьми или обстоятельствами.

Решить перечисленные выше проблемы возможно с помощью дополнительного анкетирования, уточняющего локализацию ответственности в значимых для несовершеннолетних областях, например, в области межличностных отношений и доминирования ответы на вопросы «Нравлюсь я окружающим или нет, зависит только от моего поведения» или «Если мне надо, я могу произвести хорошее впечатление на незнакомых людей», «Я подчиняюсь более сильному, так как для меня так проще», «Другим редко удается заставить меня сделать что-то, если я этого не хочу». В области экзистенциальной оценки: «Как сложится моя жизнь, зависит только от меня», «Сейчас моя жизнь главным образом зависит от других людей», «Большая часть моей жизни определяется случаем». В области  безопасности: «Обычно я сам могу защитить свои интересы», «Я не чувствую себя в безопасности, потому что жизнь часто преподносит неприятные сюрпризы», «Когда мне надо защитить свои интересы, я обращаюсь за помощью к другим людям».

Также дополнительно можно включить вопросы, характеризующие уровень личного контроля не только над текущей или завершенной деятельностью, но и над будущей деятельностью. В ситуации преодоления неудач оцениваются ответы на вопросы: «Если я  в чем-то провинился, бесполезно пытаться это как-то исправить», «Я всегда пытаюсь исправлять допущенные ошибки», «Когда я ищу выход из неприятной ситуации, я надеюсь на помощь других людей» (экстернальность, обусловленная людьми), «Достаточно какого-то случая, чтобы все в моей жизни изменилось к лучшему» (экстернальность, обусловленная обстоятельствами).

При проведении диагностики часть испытуемых показывает средние результаты, т.е. не может быть отнесена к явным интерналам или экстерналам. Этих испытуемых можно условно отнести к «неопределенному типу». Но при работе с «неопределенным типом» в тренинговых группах следует обязательно учитывать тенденции в локализации контроля. Для выявления тенденций можно воспользоваться предложенными дополнительными вопросами.

Одной из задач коррекционно-воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями является формирование интернального контроля. Эффективно проведение социально-психологического тренинга, имеющего следующие цели: помочь несовершеннолетним лучше узнать себя, достигнуть результатов и сформировать внутреннюю ответственность за свою жизнь, преодолеть неуверенное поведение.

Психокоррекционная программа по формированию внутренней ответственности носит комплексный характер и включает в себя следующие направления работы:

1)         освоение образцов социального поведения, основанных на внутренней ответственности личности (интернальном локусе контроля);

2)         формирование интернальности на уровне мировоззрения;

3)         формирование интернальности, носящий проспективный характер;

Одновременно с целью повышения социально-психологической адаптации желательно проводить психокоррекционную работу по следующим направлениям:

4)         содействие в изменении отношения к себе и другим;

5)         обучение уверенному поведению в психологически трудных ситуациях, изживание такого поведенческого паттерна как «уход от проблем».

6)         изменение образцов поведения «наученной беспомощности».

Подобранные для занятий упражнения должны быть направлены на осознание проблемных для участников тренинга ситуаций, развитие уверенности в себе и своих силах, формирование интернальности в следующих областях: достижений, преодоления неудач, планирования деятельности.

Анализ уровня преступности несовершеннолетних показывает, что превентивная практика нуждается в более эффективных программах, обеспечивающих формирование законопослушного поведения. С этой точки зрения, внутреннюю ответственность за совершаемые поступки (интернальный локус контроля) можно рассматривать в качестве противовеса интенциально делинквентному поведению.
Исследование особенностей локуса контроля несовершеннолетних правонарушителей позволяет выявить проблемные ситуационные области формирования и реализации ответственного поведения. Полученные результаты помогают определению основных направлений работы с различными категориями несовершеннолетних по коррекции и превенции противоправного поведения, профилактике рецидивной преступности. 


Библиографический список
  1. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. – Psychol. Monogr., 1966, V. 8, № 1: 1-28.
  2. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. С. 52-56.
  3. Быков  С.В.  Диагностика  локуса  контроля  личности  в  асоциальных  подростковых группах // Психологический журнал.  2004. Т.25. №3. С. 34-43.
  4. Strickland B.R. Internal-external expectancies and health-related behaviors. Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1978, № 46. Р. 1192-1211.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПБ.: Питер, 2004.
  6. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 219-220.
  7. Смолева Е.О. Многофакторность уровня субъективного контроля несовершеннолетних правонарушителей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 (31). URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6010 (дата обращения 22.09.2014).
  8. Смолева Е.О. Особенности локуса контроля несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2009. № 6 (20). С. 56-61.
  9. Пантелеев С.Р., Столин В.В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы I-E Дж. Роттера // Практикум по психодиагностике. М., 1988. С.131-134.
  10. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 43-51.
  11. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-163.
  12. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 2. С. 103-114.
  13. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. С.52-56.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Смолева Елена Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация