ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ПЛАГИАТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С НИМ

Тимофеева Татьяна Игоревна
Смоленский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается проблема заимствования научных текстов, виды незаконных заимствований и эффективность некоторых методов борьбы с ними.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, плагиат


THE PROBLEM OF SCIENTIFIC PLAGIARISM AND THE EFFECTIVENESS OF METHODS OF DEALING WITH IT

Timofeeva Tatiana Igorevna
Smolensk State University

Abstract
This article is about the problem of plagiarism in scientific texts, about types illegal borrowing and effectiveness of some methods of struggle with them.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева Т.И. Проблема научного плагиата и эффективность методов борьбы с ним // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/38341 (дата обращения: 12.10.2024).

Современное общество трудно представить без использования информационных технологий. Владение информационными технологиями является необходимостью для решения целого ряда актуальных социально-экономических проблем. Сегодня в обществе существует устойчивая социальная потребность в людях обладающих хорошими знаниями в области информатики. Она связана с постоянной модернизацией вычислительной техники и средств связи, появлением информатики и информационных технологий во всех сферах человеческой жизни и деятельности.

Одним из признаков информатизации общества является перевод информационных фондов в электронную форму. Это облегчает процесс получения, дает новые возможности для переработки и значительно увеличивает доступные объемы информации. Однако возможность использования больших объемов информации в электронном виде является не только положительным моментом информатизации общества, но и рождает некоторые новые проблемы. Одним из таких вопросов можно назвать проблему научного плагиата.

Плагиат – выдача чужого произведения за своё или незаконная опубликация чужого произведения под своим именем, присвоение авторства. [1]

Можно выделить несколько видов плагиата.

  1. Дословное заимствование. Это классический вид плагиата, когда незаконно публикуются текст или его фрагменты под чужим именем.

Достаточно эффективным средством борьбы в этом случае могут оказаться программы и сервисы «антиплагиат». Сейчас их существует большое количество, и они предоставляют, как платные, так и бесплатные услуги по проверке текстов на наличие заимствований. Главным предназначением данных систем и сервисов является выявление степени самостоятельности авторов при создании текстов. Такое исследование нужно обычно при проверке курсовых, квалификационных работ и рефератов учащихся, а также статей и научных работ более высокого класса для различных групп научных работников.

Для примера рассмотрим интернет-сервис «Антиплагиат», предоставляющий своим пользователям комплекс услуг, в совокупности предлагающий способ анализа текстовых документов на присутствие заимствований и степень оригинальности. [2]

В качестве примера текста выберем положения, выносимые на защиту кандидатской диссертации, представленные в автореферате Киселевой О.М. [3]

  1. «Разработанные подходы к организации элементов процесса обучения с использованием методов математического моделирования (алгоритмы исследования задачника на полноту, построения модели обучения по различным учебным пособиям, а также комплекс алгоритмов, связанных с построением траектории обучения группы) явились эффективными и реализуемыми в автоматизированных системах.
  2.  В процессе становления и развития применения методов математического моделирования в педагогике можно выделить следующие этапы в соответствии с потребностью автоматизации педагогического процесса появление в педагогике, разработка отдельных методов и направлений, взвешенного осмысления и обобщения возможностей математического моделирования в педагогической науке.
  3. Основными областями использования методов математического моделирования в обучении являются конкретные свойства и связи отдельных элементов образовательного процесса, которым неоднозначность педагогических процессов придает случайный характер, элементы образовательного процесса, которые обладают структурой, элементы образовательного процесса, в которых необходима формализация больших объемов информации, те случаи, когда можно однозначно количественно определить (оценить) результаты любого из выбранных решений, а также элементы образовательного процесса, в которых каждое выбранное действие может дать в разных случаях разные результаты с известной вероятностью
  4. Система обучения педагогов применению методов математического моделирования в образовательном процессе имеет покомпонентную структуру. Каждый из компонентов (содержательный, операционный, мотивационный) характеризуется определенным, присущим только ему содержанием.
  5.  Обучение педагогов применению методов математического моделирования в образовательном процессе реализуется через три этапа начальный (ретроспективно-диагностический, проектировочно-установочный периоды), основной (дискрептивно-диагностический период) и итоговый (контрольно-нормативный период) Выделенные этапы обучения педагогов применению методов математического моделирования в образовательном процессе соответствуют этапам педагогической деятельности и имеют конкретные цели, содержание, специфические формы, методы, средства работы»

После проверки выбранного текста на наличие заимствований в фрагменте отчета (рис. 1) видно, что оригинальность текста – 0.05%, заимствования – 99,95%. В качестве источников определены исходный автореферат, диссертация [4], в которой также присутствуют положения выносимые на защиту, и некоторые более поздние источники, цитировавшие фрагменты автореферата. Документ, в котором был заимствован текст примера, указан под номером 2, погрешность составляет 0.77 %, полный текст диссертации по данной теме определяется как источник под номером 1, погрешность составляет 0.05%. Из этого можно сделать вывод, что интернет-сервис «Антиплагиат» успешно справился с выявлением заимствований и их источников.

 Рис. 1. Фрагмент отчета проверки текста на наличие заимствований интернет-сервисом «Антиплагиат».

2. Присвоение авторских идей. Это более трудоемкий вид плагиата. Состоит он в присваивании чужой идеи, и выдаче за свою в измененной словесной форме. При этом внесение даже незначительных изменений в текст оригинала, например, замена часто встречаемых слов синонимами, увеличивает оригинальность текста при проверке программами и интернет-сервисами на заимствования.

В нашем примере заменим слово «применение» на «использование». В результате замены синонимом только одного слова получим увеличение оригинальности с 0.05% до 2.57% (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент отчета проверки текста на наличие заимствований интернет-сервисом «Антиплагиат» после замены одного слова.

Попробуем значительно повысить оригинальность текста, используя как можно больше синонимов, но сохраняя основные идеи. Измененные слова выделим курсивом.

  1. Представленные подходы к формализации фрагментов образовательного процесса с использованием математических моделей (алгоритмы проверки задачника на полноту, создания модели преподавания по разным учебникам, а также набор алгоритмов, основанных на создании траектории обучения группы) оказались результативными и представляемыми в автоматизированных системах.
  2. Во время появления и модернизации использования математических моделей в образовательном процессе выделим основные периоды в соответствии с необходимостью автоматизации процесса образования: возникновение в педагогическом процессе, появление частных методов и направлений, полного постижения и обобщения потенциалов математических моделей в педагогике.
  3. Важными областями использования математического моделирования в образовательном процессе являются конкретные свойства и связи некоторых фрагментов педагогического процесса, которым субъективность образовательных процессов придает случайный характер, фрагменты процесса образования, обладающие структурой, фрагменты процесса образования, для которых нужна формализация значительных объемов информации, тогда, когда возможно точно количественно характеризовать (оценить) результаты каждого выбранного решения, а также фрагменты процесса образования, в которых любое выполненное действие дает в разных случаях различные результаты с определенной вероятностью.
  4. Система обучения педагогических работников использованию математического моделирования в педагогическом процессе представляется уровневой структурой. Каждый из уровней (содержательный, операционный, мотивационный) можно охарактеризовать конкретным, специфическим для него содержанием.
  5. Обучение педагогических работников использованию математических моделей в процессе образования осуществляется по трем этапам базовый (ретроспективно-диагностический, проектировочно-установочный этапы), основной (дискрептивно-диагностический этап) и итоговый (контрольно-нормативный этап) Представленные этапы обучения педагогических работников использованию математических моделей в процессе образования можно сопоставить этапам педагогической деятельности и содержат определенные задачи, содержание, характерные формы, методы, средства работы.

Рис. 3. Фрагмент отчета проверки текста на наличие заимствований интернет-сервисом «Антиплагиат» после замены части слов синонимами.

Несмотря на то, что были сохранены все названия и основные понятия, а также идеи текста, результат проверки на заимствование интернет-сервисом «Антиплагиат», переработанного путем замены части слов синонимами, составил оригинальность текста 92.34%, а заимствования – 7.66% (рис. 3). Так в течение небольшого времени и несложных манипуляций, предложенный для примера, фрагмент текста автореферата стал нашим авторским текстом.

Рис. 4. Фрагмент отчета проверки данной статьи на наличие заимствований интернет-сервисом «Антиплагиат»

Проблема не распознавания заимствований при изменении формулировок является не единственной у подобных программ и интернет-сервисов, так многие сервисы не разделяют цитаты и плагиат и все рассматривается как заимствование. Например, представленная вашему вниманию статья оценивается как содержащая 80.66% оригинального текста и 19.34% заимствований (рис. 4), поскольку содержит значительный фрагмент текста примера. При этом точно определяется источник из которого взята соответствующая цитата.

Таким образом программы и интернет-сервисы по проверке текстов на уникальность могут быть полезны при определении дословных и частично видоизмененных заимствований. При этом придется в ручную разбираться является заимствование цитатой или плагиатом. Однако интернет-сервис «Антиплагиат» показал слабую результативность при анализе перефразированного текста.


Библиографический список
  1.  Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. Москва: «Русский язык». 1989.
  2. http://www.antiplagiat.ru/ – Интернет-сервис «Антиплагиат».
  3. Киселева О.М. Применение методов математического моделирования в обучении: автореф. дис…. канд. пед. наук. -Смоленск, 2007.
  4. Киселева О. М. Применение методов математического моделирования в обучении: дисс…. канд. пед. наук. -Смоленск, 2007. -181 с.

 

 



Все статьи автора «СмолГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: