Реалии сегодняшнего дня ставят даже передовые государства перед фактом необходимости совершенствования таможенного администрирования, и Российская Федерация – не исключение. Интеграция в систему мировых хозяйственных связей, вхождение во Всемирную торговую организацию, углубление межгосударственного взаимодействия в рамках формируемого Евразийского экономического союза – все эти явления неизбежно выдвигают на передний план необходимость развития таможенного администрирования и, соответственно, повышение качества таможенных услуг.
До сих пор весьма спорным является вопрос о том, как наиболее корректно интерпретировать понятие «таможенное администрирование». Прямой дефиниции в законодательстве Российской Федерации (в том числе с учётом ратифицированных международных договоров) нет, что весьма затрудняет формирование «легального» понятийного аппарата. Однако на основе тех признаков, что на нормативно-правовом уровне описывают данное явление, обоснованной является следующая формулировка. Таможенное администрирование – это специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля. [1, с. 70] И принципиальным здесь является разумное соотношение должного уровня контроля безопасности общества, с одной стороны, и облегчения функционирования торговой среды – с другой.
Таможенные службы наработали колоссальный опыт по развитию и совершенствованию таможенного администрирования, который теперь последовательно воплощается в новую реальность – активно идёт реформа в сфере администрирования операций и процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Причём реализуется она сразу по двум направлениям: в рамках основных подходов к совершенствованию таможенного администрирования в Таможенном союзе (Проект «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах», частично воплощённый в Таможенном кодексе Таможенного союза) и непосредственно внедрения новых принципов таможенного администрирования в Российской Федерации (План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования»). В качестве основных направлений работы по данным мероприятиям можно выделить:
– сокращение сроков и количества документов, необходимых таможенному органу для осуществления таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров;
– совершенствование и развитие существующих форм таможенного контроля;
– снижение стоимостных затрат на прохождение комплекса таможенных процедур, требуемых при осуществлении перемещения товара через таможенную границу;
– сокращение объёма теневого оборота товаров на рынке (так называемые «серая» и «чёрная» контрабанда).
На данный момент, принимая во внимание статистические данные и отчёты федеральных органов исполнительной власти, включая Федеральную таможенную службу, о проделанной работе, к числу реализованных мероприятий можно отнести:
– полный и окончательный переход на электронное декларирование, в том числе с использованием права удалённого выпуска товаров;
– сокращения временных затрат таможенных органов на осуществление таможенных операций за счёт введения системы предварительного информирования;
– создание правовых основ для реализации автоматической процедуры регистрации таможенной декларации;
– отказ от требования предоставлять отдельные категории документов, необходимых для таможенного оформления;
– продолжение совершенствования системы управления рисками – ввод отраслевого и автоматического категорирования с созданием профилей рисков, внедрение субъектно-ориентированного подхода;
– совершенствование процедуры взимания таможенных платежей за счёт сокращения сроков доведения сведений о зачислении денежных средств на счёт Федерального казначейства;
– развитие системы межведомственного электронного взаимодействия с около сорока заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Торгово-промышленной палатой РФ. [2]
Анализ недочётов, выявленных в ходе реализации вышеупомянутых мероприятий, корректировка поставленного в документах курса позволят создать сбалансированную законодательную основу в рамках проекта нового Таможенного кодекса для дальнейшей модернизации таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий. [3, с. 12] Такая модель, при разумном приведении в жизнь, может позволить не просто добиться ожидаемых от реформ результатов, но и сделать то с минимальными издержками и неудобствами для участников ВЭД.
В случае если задача, заключающаяся во внедрении норм, связанных с таможенным администрированием, в новый Таможенный кодекс, будет успешно решена, это станет исключительно положительным фактором для государств-членов Евразийского экономического союза, которые получат новое, модернизированное и соответствующее международным стандартам таможенное законодательство. [4]
Сопоставляя базовые положения вышеупомянутых программ, можно сделать вывод, что миссией на сегодняшний день является повышение эффективности таможенного контроля и реализации таможенных операций за счёт внедрения предусмотренных в указанных документах принципов. Упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу, создание простых и необременительных для бизнеса механизмов администрирования «таможенного процесса» с поощрением добросовестных юридических лиц – все эти положения воплощаются именно с ориентацией на участника ВЭД и его обоснованные интересы. [2, 6]
Несомненным является тот факт, что за счёт уже реализованных мероприятий в рамках «дорожной карты» Российской Федерации и комплекса обязательных для государств-участников мер, предусмотренных законодательством Таможенного союза и Решениями Евразийской экономической комиссии, появился механизм устойчивого диалога между таможенными органами и бизнес-сообществом. И данное высказывание не является голословным, а подтверждается фактическими данными: одной из важнейших «инстанций» оценки эффективности проводимых в сфере таможенного администрирования реформ является изучение объективного и независимого мнения участников ВЭД, которое проводится на основании анкетирования в соответствии методологией, применяемой Всемирным банком.
Обобщая сведения результатов опроса, приведённые в открытых источниках Федеральной таможенной службы, можно сделать вывод, что существенные положительные тенденции в области таможенного администрирования становятся очевидными для бизнес-сообщества даже по прошествии нескольких месяцев. Так, если в октябре 2013 года результаты опроса показали, что полностью удовлетворены качеством таможенного администрирования 54% принявших участие в анкетировании участников ВЭД, то в апреле 2014 года это значение уже превысило 60%. За три месяца 2013 года процент респондентов, признавших снижение количества фактов таможенного досмотра партий товаров выросло с 60% до 95%. Число опрошенных, отметивших снижение в результате реформ таможенного администрирования времени прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, за аналогичный период возросло, соответственно с 75% до 100%. Кроме того, результаты опроса показали, что заметным оказалось и снижение числа документов в перечне необходимых для совершения таможенных операций – 60% против 88%.
Однако положительно внушительные данные статистики опросов не значат, что все поставленные цели достигнуты. Например, до сих пор достаточно затратной по времени остаётся подготовка документов, связанных с осуществлением импорта и экспорта товаров через таможенную границу – 57,2% и 59,1% от всего времени соответственно. [1, 5] Впереди ещё, как минимум, два года реализации оставшихся мероприятий «дорожной карты» и воплощение требований, формируемых в рамках наднационального таможенного законодательства, так что подводить итоги было бы заблаговременно.
Следует помнить о том, что помимо «мгновенного» эффекта, наблюдаемого в результате приведения в жизнь этапов развития системы таможенного администрирования, реализованные и реализуемые мероприятия представляют собой принципиально важный «задел» для совершенствования в последующем работы таможенной системы не только в Российской Федерации, но и в Таможенном союзе. Кроме того, реформы в данной сфере оказывают, несомненно, положительное влияние на деловой бизнес-климат в России. Сокращение временных и финансовых издержек участников ВЭД, формирование более доступного порядка реализации таможенных формальностей и снижение административного давления со стороны государства в лице таможенных структур – все эти факторы способствуют повышению качества условий ведения бизнеса в стране, её места в международной торговли и привлекательности инвестиционного климата.
Библиографический список
- Макрусев, В. В. Управление таможенным делом: Учебное пособие/Черных В. А., Тимофеев В. Т., Андреев А. Ф., Бойкова М. В., Колобова И. Н., Дианова В. Ю., Барамзин С. В., Волков В. Ф.; Под общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – 448 с.: ил.
- Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19053&Itemid=2458, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.
- Грязев, И. О. Новый кодекс обещает всем выгоду // Таможенные новости. – 2014. – № 7-8 (188-189).
- Козак С., Чернякова А. «Дорожная карта» для таможни [Электронный ресурс] // Интернет-издание Торгово-промышленной палаты РФ «Торгово-промышленные ведомости». – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/4198.html, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.
- Семинар с участниками внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] // Информационно-консультационная система «Виртуальная таможня». – Режим доступа: http://www.custom-house.ru/news/10620.html, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.
- Проект «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах» [Электронный ресурс] // Архив сайта Евразийской экономической комиссии. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/news/Documents/P-01-10.pdf, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.