ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ

Соболева Елена Владимировна
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет»
преподаватель

Аннотация
В данной статье раскрывается проблема личностного становления психолога в разные периоды развития высшего образования в стране. Уделяется внимание основным законам образования и инновациям, которые направлены на развитие личности будущего специалиста. Раскрывается роль развития профессионально-важных качеств в личностном становлении психолога.

Ключевые слова: гуманизация., инновации, компетенции, личностное становление психологов, личностный рост, профессионально-важные качества, система образования


HISTORIOGRAPHICAL ANALISIS PROBLEMS PERSONAL FORMATION PSYCHOLOGISTS

Soboleva Elena Vladimirovna
GBOU VPO "South Ural State Medical University"
teacher

Abstract
This article deals with the problem of personal formation psychologist at different periods of development of higher education in the country. Attention is given to the fundamental laws of education and innovation, which are aimed at the development of the future specialist. Explores the role of professionally important qualities in becoming a personal psychologist.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соболева Е.В. Историографический анализ проблемы личностного становления психологов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/08/37305 (дата обращения: 15.03.2024).

В условиях экономического, политического, социального, культурного развития страны приоритетной задачей российской образовательной политики является удовлетворение запросов общества и государства на основе сохранения фундаментальности образования, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности. В связи с этим профессиональное обучение должно опираться на повышение качества и непрерывности образования с целью адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности и дальнейшего развития личности профессионала.

Проведем анализ условий профессиональной подготовки, которые создавались для личностного становления психологов в разные периоды.

В период с начала XX века до начала 90-х гг. XX века психологов готовили на философских факультетах по психологическому направлению. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн восстановил кафедру психологии и на ее основе – отделение психологии на философском факультете Московского государственного университета. В нашей стране подготовка психологов ведется с 1966 года на базе факультетов психологии: в Московском и Ленинградском государственных университетах. Затем количество факультетов психологии возрастало, и в  1987 году в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; на 11 факультетах обучались студенты в республиках СССР. Тем не менее, психологическое образование этого периода переживало трудности, как и в целом, образование, связанное с тоталитарной системой, военным и послевоенным временем. В стране действовал единый учебный план, занимались по единым учебникам, все инновации и нововведения запрещались, игнорировались индивидуальные особенности учащегося, пресекался творческий подход преподавателей – все это не только снижало качество образования, но и не давало возможности для личностного роста, хотя каждый специалист вносил свой личностный вклад в работу [1].

С начала 1990-х гг. XX до начала XXI века увеличилась потребность в специалистах с психологическим образованием, поэтому появились годичные курсы для переподготовки специалистов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психолога. Во многих высших учебных заведениях были организованы новые психологические факультеты. Этот процесс особенно ускорился с 1993 года. В 1997 году в России было уже 90 факультетов [2].

В связи с внедрением «Закона об образовании» [3]от 31 июля 1992 г., который  диктовал новые принципы государственной политики в этой области. На данном этапе наметилось повышение качества образования в связи с гуманизацией и фундаментализацией образовательных программ,  диверсификацией и общедоступностью образования и введение его многоуровневой структуры, дальнейшее развитие демократизации и самоуправления в вузах [4].

«Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый 28 августа 1996 г. устанавливал суверенность прав субъектов РФ в определении национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, непрерывность и преемственность процесса образования, интеграцию высшего профессионального образования страны в мировую систему высшего образования и др. Законодательный акт устанавливал ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения [5].

Принятие в 1994 г. системы Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОСВПО) сыграло большую роль для дальнейшего развития образования, которые устанавливали два взаимосвязанных компонента содержания образования: федеральный, содержащий минимальный набор обязательных для изучения дисциплин, и национально-региональный, включающий вариативный набор предметов, выбранных данным регионом. Региональный компонент  характеризует научно-исследовательский потенциал вуза [6].

Необходимо отметить, что в данный период наметилась тенденция к созданию условий для личностного становления психологов в связи с гуманизацией, фундаментализацией, непрерывностью и преемственностью процесса образования, интеграцией высшего профессионального образования.

На современном этапе повышаются требования к качеству подготовки психологов в высших заведениях, прошедших лицензирование. Полный курс высшего образования по специальности «020400 – психология» более эффективен для профессиональной деятельности.  В настоящее время в России выпускники классических и педагогических университетов получают специальность «020400 – Психология». Однако в первом случае им присваивается квалификация «Психолог», во втором – «Педагог-психолог» [7].

Развитие современного общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной деятельности, ответственность, развитию своих профессиональных способностей, гуманитаризации образования, ориентированное на формирование культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации. Задача вуза – подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, профессиональному росту. Гуманизация образования создает условия для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентации и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности [8].

Новой ступенью развития образования является подписание Российской Федерацией Болонской Декларации 19 сентября 2003 г. и официальное присоединение к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Поэтому вступает в действие реализация трех первоочередных задач Болонского процесса: принятие трехуровневой модели высшего профессионального образования, использование кредитной системы при характеристике учебной нагрузки и введение Европейского приложения к диплому [9]. Однако внедрение данного соглашения находит ряд противоречий среди участников образовательного процесса, связанное с трансформацией сознания в связи с новыми задачами и сомнения в качестве подготовки специалистов, хотя обучение клинических психологов и медицинских работников остается в системе специалитета.

Очередной ступенью развития высшего профессионального образования является начало внедрения ФГОС ВПО. А с 1-го сентября 2011 года высшее профессиональное образование в России ведется в рамках Федерального государственного стандарта 3-го поколения (ФГОС-3), существенно изменившего систему подготовки специалистов. Результатом такого перехода явился переход на кредитно-модульную структуру подготовки, создание условий для инновационного развития системы высшего образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности и т.д. [10].

 ФГОС ВПО предполагают наличие в учебной программе четко сформулированных конечных результатов обучения, сформулированных в виде компетенций. Отличительными особенностями компетенции (результата обучения по ФГОС) от традиционных понятий – знания, умения, навыки (результата обучения по ГОС), являются: ее интегративный характер; соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности; практико-ориентированная направленность компетенции.

Компетенции, по мнению ряда ученых,  нельзя приравнивать к  знаниям, умениям и навыкам, так как они имеют обобщающий характер, помогают им проявиться в незнакомой ситуации; порождают умения, действия, являются сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике, а в широком смысле – возможность найти знание и действие, подходящее для решения проблемы. Во-вторых, компетентности, в отличие от других результатов образования, формируются и проявляются только в опыте собственной деятельности [11].

Еще одним важным аспектом является требование включения в учебный процесс активных и интерактивных технологий в сочетании с внеаудиторной работой, что переводит преподавателя к позиции организатора самостоятельной деятельности обучающихся, при этом повышается степень самостоятельности и ответственности обучающегося за образовательный результат [12].

Безусловно, на современном этапе развития образования создаются все условия для личностного становления психолога как профессионала. Это связано с введением инновационного, гуманистического, компетентностного подходов, усиление научно-исследовательской и практической деятельности, развитие профессионально-важных качеств психолога (ПВК).

В.Д. Шадриков в ПВК включает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Ученый отмечает, что профессиональные качества формируются благодаря психическим свойствам субъекта [13].

В.А. Бодров [14] и В.Л. Марищук [15] относят к ПВК отдельные динамические качества личности, включающие физиологические особенности, обеспечивая успешность профессиональной деятельности.

Помимо общих ПВК, психолог должен обладать дополнительными специфическими качествами, характерными для определенной отрасли психологии. Так специалист должен обладать энтузиазмом способностью к критике и самокритике, умением ладить с людьми, а так же нравственными, коммуникативными качествами, ответственностью, организованностью, оптимизмом, открытостью, любознательностью, наблюдательностью, самостоятельностью суждений, креативностью, гибкостью поведения, способностью к рефлексии, эмоциональной стабильностью, волевыми качествами и др. [16].

А.А. Лебедева в своем исследовании установила, что успешность профессиональной деятельности психологов зависит от таких качеств, как ответственность, наблюдательность, эмпатия, мыслительные свойства, креативность, коммуникативные свойства, профессиональная креативность, выраженность которых увеличивается в процессе обучения [17].

Так, можно сказать, что профессиональные и личные качества психолога тесно связаны, поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Таким образом, проведение историографического анализа показало, что выбранная нами проблема является значимой для современного этапа развития теории профессионального образования, слаборазработанной, что требует ее исследования в теоретическом и экспериментально-практическом направлениях.


Библиографический список
  1. Леонтьев, А.А. История образования в России от Древней Руси до конца ХХ века.// Россия: история и культура [энциклопедический словарь]. http://www.ateismy.net/index.php
  2. Леонтьев, А.А. История образования в России от Древней Руси до конца ХХ века.// Россия: история и культура [энциклопедический словарь]. http://www.ateismy.net/index.php
  3. Закон об образовании. М., 1993.
  4. Леонтьев, А.А. История образования в России от Древней Руси до конца ХХ века.// Россия: история и культура [энциклопедический словарь]. http://www.ateismy.net/index.php
  5. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. М., 1998.
  6. Ушмаева, К.А. Внедрение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по истории Вестник Томского Государственного Университета Выпуск  № 303 / 2007. С.  122-125
  7. Карандашев, В.Н.. Психология. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. – 288 с.
  8. Буланова-Топоркова М.В. (ред.) Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2005 г. № 178 [Электронный ресурс]. – URL: http://edu.of.ru/isiorao/default.asp?ob_no = 30540 (дата обращения: 15.09.2012).
  10. Бронникова, Л.М., Овчаров, А.В., Скулов, П.В., Хорохордина Е.А. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11 (часть 5). – С. 1089-1094;
  11. Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способостей / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. – Т. 3. – № 5. – С. 13-26.
  12. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В.А. Бодров, Л.Д. Спиркин // Психологический журнал, 2003. №1. – С. 73.
  13. Марищук, B.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств / B.Л. Марищук. автореф. дис. докт. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1982. – 32 с.
  14. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. – 288 с.
  15. Лебедева, А.А. Развитие профессионально важных качеств психолога-консультанта: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Лебедева Анна Андреевна. – Санкт-Петербург, 2007. – 173 с.
  16. Кириленко, В.П., Пиджаков, А.Ю. Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединенияРоссийской Федерации к Болонскому процессу// Юридическое образование и наука. – 2005 г. – № 3. – с. 2.
  17. Бронникова, Л.М., Овчаров, А.В., Скулов, П.В., Хорохордина Е.А. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11 (часть 5). – С. 1089-1094


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Соболева Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация